Найти тему
Григорий И.

Когда на Северном полюсе еще не было телевидения…

Посадка на Северном полюсе ВВЭ «Север-26». 23 апреля 1974 г. Фото из архива В.Я. Арсланова

Валерий Лукин

Работы нашего отряда с экипажем Николая Сморжа в Нагурском подходили к концу, и мы должны были вернуться для завершения съемки на СП-22. Этот перелет совпал с днем открытия XVII съезда ВЛКСМ, делегатом которого от комсомольской организации Якутской АССР был избран второй пилот нашего экипажа Владимир Кастырин. Было символично, что во время перелета мы должны были выполнить две океанологические станции, причем одну из них непосредственно в точке географического Северного полюса. Родилась идея оставить на полюсе послание от участников Высокоширотной воздушной экспедиции «Север-26» и направить в адрес съезда приветственную телеграмму на имя В.И. Кастырина.

Я сочинил и оформил текст послания, которое гласило:

«Мы, участники Высокоширотной воздушной экспедиции “Север‑26” Арктического и антарктического научно-исследовательского института Главного управления Гидрометеорологической службы при Совмине СССР, в день открытия съезда ВЛКСМ в Москве совершили посадку для выполнения задач научной программы экспедиции в точке географического Северного полюса. Наши исследования носят исключительно мирный характер и направлены на дальнейшее изучение природы Северного Ледовитого океана. Просим сообщить о находке этого послания в адрес: СССР, г. Ленинград, Фонтанка, 34, ААНИИ.

23 апреля 1974 г.

Подписи членов экипажа самолета Ли-2 “СССР-94245” и

научной группы экспедиции».

Обращаю внимание читателя, что в послании не указывался номер съезда ВЛКСМ. Дело в том, что из всех участников экспедиции, включая летный состав и сотрудников аэродрома Нагурское, никто его так и не смог вспомнить. С распространением оперативной информации в то время в Арктике было, мягко говоря, нехорошо, программы радиостанции «Маяк» проходили здесь далеко не регулярно, о телевидении тогда никто еще и не мечтал, а что такое интернет – даже не могли себе представить.

Шел 1974 год…

Послание упаковали в военный металлический термос с герметичной крышкой и уложили его на Северном полюсе под импровизированный флагшток, на котором подняли флаг СССР.

Вокруг флагштока летчики дымовой шашкой на снегу нарисовали два симметричных круга и несколько прямых линий, сходящихся в центре. После завершения работ на глубоководной океанологической станции был устроен салют из ракетниц, и мы полетели на СП-22.

Во время полета наш радист Г.С. Филимонов смог отправить приветственную радиограмму в адрес делегата съезда Владимира Кастырина – нашего коллеги по экспедиции 1974 г. Каким

образом по служебным авиационным каналам связи она дошла до Кремлевского Дворца съездов, мне до сих пор не понятно. Как нам впоследствии рассказывал сам Кастырин, во второй половине дня 24 апреля его пригласили в секретариат съезда и сообщили, что в его адрес получена телеграмма с борта самолета Ли-2 из Арктики. Ее текст гласил:

«МОСКВА КРЕМЛЬ ДВОРЕЦ СЪЕЗДОВ СЪЕЗД ВЛКСМ КАСТЫРИНУ ВЛАДИМИРУ ИВАНОВИЧУ=ДОРОГОЙ ВОЛОДЯ ЗПТ ДЕНЬ ОТКРЫТИЯ СЪЕЗДА ВЛКСМ ЗПТ

ВЫПОЛНЯЯ РАБОТЫ ПРОГРАММЕ ВВЭ «СЕВЕР-26» ЗПТ МЫ ПРОВЕЛИ НАБЛЮДЕНИЯ ТОЧКЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА ТЧК ЖЕЛАЕМ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ СЪЕЗДЕ ЗПТ ПРИНЯТИЯ ВАЖНЫХ РЕШЕНИЙ ТЧК ЗАВЕРЯЕМ ТЕБЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ СЪЕЗДА ЧТО МЫ ЗАВЕРШИМ ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНЫХ ПРОГРАММ ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ = ТВОИ ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ КОЛЛЕГИ».

Володя прочитал текст и захотел взять его с собой, однако, ответственный работник секретариата отметил, что данный текст будет зачитан всем делегатам съезда Первым секретарем ЦК ВЛКСМ Е.М. Тяжельниковым. И в среду 25 апреля этот текст был зачитан

во время пленарного заседания, после чего Е.М. Тяжельников пригласил В.И. Кастырина подняться на сцену и выступить с трибуны. Все это закончилось тем, что Володю Кастырина избрали в новый состав ЦК ВЛКСМ.

Вот так мы попытались сделать политическую карьеру нашему товарищу, но работа в полярном небе для него была намного важнее.

Из книги Валерия Лукина "КРЫЛАТАЯ ОКЕАНОГРАФИЯ. В воздушном океане моей полярной молодости"