Halo: Combat Evolved.
Доброго времени суток, в сегодняшнем выпуске старых игр у нас известная многим если ни всем - Halo. Halo это серия шутеров от первого лица разработанная компанией Bungie. До Halo: Combat Evolved Bungie уже разработала несколько шутеров от первого лица на платформе macOS и Windows (Pathways into Darkness и трилогия Marathon), а также дилогию тактических игр в реальном времени Myth, танковый шутер с видом сверху Operation: Desert Storm и приключенческую игру Minotaur: The Labyrinths of Crete. Halo: Combat Evolved вышла в 2001-ом году на Xbox и в 2003-ем на ПК. Должен сказать, что до сегодняшнего дня я не прикасался ни к одной игре из серии Halo, но знал о ней и смотрел пару видео по нескольким играм из серии.
Немного об игре.
Действие Halo происходит в далёком будущем, где идёт космическая война между людьми и инопланетянами. Мы играем за генетически улучшенного суперсолдата Мастера Чифа, одетого в боевой костюм, генерирующий энергетический щит. Нет, это не Ваха, это другое. Таких солдат отбирают ещё в детстве, подготавливают, подвергают модификациям, немногие выживают после генетических модификаций. Такие солдаты называются «Спартанцы».
Корабль людей покидает планету Предел, на которую напали силы Ковенанта – союза инопланетных рас. Из-за нападения и преследования пришельцами корабль делает прыжок в неизвестном направлении и оказывается неподалёку от Ореола – искусственной структуры в космосе. Для Ковенанта Ореол имеет религиозное значение и именно туда совершает аварийную посадку подбитый корабль людей. Перед падением капитан корабля приказывает пробудить из криосна спартанца Мастера Чифа. Задачей Мастера Чифа, помимо выживания и спасения остатков экипажа, является особое поручение – не допустить попадание в руки Ковенанта искусственного интеллекта - Кортаны.
Halo представляет из себя типичный линейный шутер от первого лица с соответствующими плюсами и минусами. Ты не потеряешься на карте и со временем точно придешь туда, куда надо, расстреляв по дороге кучу врагов. Сразу скажу, что я играл в ремастер старых частей – Master Chief Collection. В ней провели очень большую работу и переработали графику и звуки, а также ввели фичу, которую я не видел раньше нигде – в любой момент игры можно переключить игру на старую или новую версию по одному нажатию клавиши TAB. При этом меняется и графика, и звуки, и занимает всё это доли секунды. Это прям круто. Но в ремейке не были изменены геймплей и сюжет игры, входящих в сборник. Ремейк разрабатывала компания 343 Industries, которая разрабатывала игры серии Halo после Halo: Reach 2010-го года. До работы над Master Chief Collection в 2014-ом они уже разработали ремейки Halo: Combat Evolved(2011) и Halo 2(2014), а также игры Halo 4(2012) и Halo: Spartan Assault(2013).
Враги и их уничтожение.
Враги представлены двумя группировками - Ковенант и Потоп. Ковенант является союзом инопланетных рас, поэтому их армия довольно разнообразна. Основу составляют «Хрюки» - слабые, трусливые создания, которые сражаются только рядом с представителями других рас или когда их собирается много, в других случаях они разбегаются, ища укрытия. В бою Хрюки часто метают гранаты и используют иглострелы и плазма пистолеты. Роль командиров отрядов выполняют «Элиты» - гуманоиды, обладающие силовым щитом и более высоким уровнем здоровья. В бою Элиты почти не используют гранаты и используют любое легкое вооружение Ковенанта. «Шакалы» обеспечивают прикрытие на передовой. Они используют энергетические щиты, закрывающие всё тело, этот щит довольно трудно пробить, а плазма пистолет в их руках наносит довольно много урона. Массивные «Охотники» обладают мощной бронёй и единственные пользуются плазменным гранатомётом. Они обычно ходят парами и представляют существенную угрозу при столкновении.
Потоп является паразитической формой жизни, изначально запертой на ореоле. Исходя из своей сущности, он представлен заражёнными формами жуковидных спор, которые уничтожаются одной пулей и взрывающиеся при смерти. Другой подвид Потопа – это зараженные люди или Элиты Ковенанта, они также используют оружие и гранаты своего носителя и трудно уничтожаются. Также на локациях присутствуют бродячие инкубаторы, порождающие простейшие формы Потопа. При их уничтожении происходит взрыв, который наносит урон и рождает несколько спор.
Мастер Чиф может использовать любое оружие, которое валяется на полях сражений, но с собой можно взять только два оружия. Пушки инопланетян лучше работают против энергетических щитов, которые есть у тех же инопланетян. Их оружие представлено плазменным пистолетом, плазменной винтовкой, иглострелом и гранатомётом. Плазменный пистолет может заряжать выстрел для увеличенного урона, плазменная винтовка имеет лучший урон по щитам, а снаряды иглострела могут следовать за врагами. Гранатомёт или лучше сказать плазмомёт – это тяжелое вооружение, используемое Охотниками, его, к сожалению, нельзя использовать самому. Плазменные гранаты прилипают к поверхности или противнику, после чего заряжаются и взрываются. Если ими попасть по противнику, то будет хорошо, в противном случае велик шанс того, что враги отбегут от неё.
Арсенал людей имеет бОльшую численность. Пистолет имеет огромный урон по противникам и убивает врагов без щита с одного хедшота. Автомат менее убойный, но имеет большой магазин – шестьдесят патронов. Снайперская винтовка по убойности лучше пистолета – убивает хедшотом большинство врагов даже с щитом, а в тело снимает щит с одного выстрела и добивает вторым. Ракетница … ну это ракетница. Дробовик убивает всех незащищённых врагов с одного выстрела на ближней дистанции, слабее на средней и почти бесполезен в дальнем бою, как и практически всё оружие в этой игре. Осколочные гранаты взрываются быстрее, чем инопланетный аналог, поэтому ими проще поразить группу врагов, хотя и с ними порой бывают сложности.
На уровнях можно найти усиления брони, выглядящие как металлические каркасы различных геометрических фигур с цветным шариком внутри. Пирамидальный каркас с синим шаром даёт невидимость, в ней можно убить почти всех врагов в ближнем бою с одного удара. Кубический каркас с красным шаром даёт экстра щит. Он заряжает полоску щита на три уровня: стандартная синяя; вторая красная; третья зелёная.
В игре присутствует транспорт. Три вида транспортов людей и два вида транспорта пришельцев. У людей присутствует две разновидности джипов с пулемётом и ракетницей, а также танк. И если с джипами всё ясно – вы полностью открыты для врагов, по вам легко попасть, никакой защиты – то с танком совершенно непонятно, почему при попадании тратится щит моего силового доспеха и моё здоровье. Это очень мешает при игре, потому что по танку попасть гораздо легче, чем по человеку и враги очень часто отправляют нас на последний чекпоинт. Техника инопланетян представлена двумя видами: призрак – быстрый и манёвренный, но открытый и почти не защищающий водителя; баньши – единственный в игре летающий транспорт, и вот баньши закрывает водителя и имеет своё здоровье, в отличие от танка. У инопланетян также присутствует танк, но его нельзя водить.
В бою силы Ковенанта активно используют укрытия, раскидывают гранаты, используют технику и турели и не чураются делать засады. Я лично столкнулся с ситуацией, когда один враг сбежал из боя и сел за углом, а когда я туда пришёл, то он выскочил в спину. Всё это может делать и игрок, но есть одна особенность у бойцов Ковенанта, которая не доступна Мастеру Чифу – это стрейфы. Элиты очень часто пользуются этим умением, избегая урона.
Вообще если уж говорить о боевой системе, то Мастер Чиф не сильно выделяется среди обычных десантников. Его также легко убивают, не помогают ни высокая физическая подготовка, ни силовой доспех, он также долго расстреливает инопланетян. Мастер Чиф даже не может бегать: невозможно убежать за укрытие в бою; невозможно убежать от гранаты; невозможно сделать рывок и обойти врагов с фланга. Из-за этого бои, да и сама игра, ощущается медленной: ты стоишь и ДОЛГО перестреливаешься с противниками, если ты умираешь, а на высоких уровнях сложности это неизбежно, то ты ДОЛГО проходишь те же места. И при всём этом персонажа дико заносит при любом, даже малейшем движении.
Итог.
Как я уже говорил раньше, Bungie и 343 Industries уже имели дело до этого с шутерами от первого лица и набрали немало опыта в этом деле, поэтому с технической стороны игра неплоха. Единственным минусом я считаю медлительность игры, но возможно это изменится во второй части игры, как это было, например, с Borderlands. Ну а графика и звуковое сопровождение в переиздании отличные.
Если проводить параллели между Halo и Warhammer 40,000: Space Marine, а конкретнее между Спартанцами и Ультрамаринами, то при игре за космического десантника чувствуется, что он генетически улучшенный человек в силовой броне, прошедший боевую подготовку: он доминирует на поле боя, он обладает повышенной подвижностью, он может, хоть и недолго, впитывать урон, стоя лицом к лицу с противником. А вот Спартанец не выделяется среди обычных солдат, а при генетической модификации гибнет больше половины кандидатов, и, в связи с этим, встаёт вопрос – а так ли нужна была человечеству программа «Спартанец»?