На данный момент работа с репетитором – это самый популярный способ подготовки к экзаменам.
Но как мы уже много раз говорили, частный преподаватель – это один из инструментов для вашей самоподготовки. Довольно эффективный при правильном использовании, но всё же всего лишь инструмент.
И наша задача сейчас обсудить инструкцию по его применению.
Рекомендации ниже будут актуальны в первую очередь для старшеклассников, которых родители уже поставили перед фактом: «Мы нашли тебе репетитора, дальше уже сам с ним общайся».
1. Главное, что нужно понять про частного преподавателя – он не школьный учитель.
Школьный учитель и репетитор – это вообще разные профессии.
Помощь репетитора скорее сравнима с помощью врача.
Поэтому на любом этапе работы вы должны быть с ним полностью честны.
Когда вы приходите к терапевту, нет смысла хитрить и рассказывать ему, что вас беспокоит левая пятка, хотя у вас болит правое ухо. Доктору нужно максимально точно понять, что у вас сейчас за проблемы, чтобы назначить правильное лечение.
Так же и с частным преподавателем.
Не волнуйтесь, репетитор не будет ставить вам оценки или обвинять вас в том, что вы что-то не знаете. Его задача – вам помочь.
2. На начальном этапе не только репетитор знакомится с вами, но и вы знакомитесь с репетитором.
Это двухсторонний процесс выбора: репетитор выбирает вас, а вы выбираете его.
Вашим родителям довольно сложно найти хорошего репетитора.
Из-за кажущейся простоты в эту профессию сейчас приходит много неквалифицированных кадров.
Есть огромные базы репетиторов, в которых легко потеряться.
По формальным критериям вроде количества положительных отзывов от незнакомых людей или по рейтингу на сайте можно попробовать найти неплохой вариант, но нет уверенности в том, что преподаватель будет подходящим именно для вас.
За счёт живого продолжительного общения с преподавателем у вас появляется больше знаний для подбора репетитора, чем у родителей.
Если при знакомстве вам что-то не понравилось или показалось каким-то не таким, то скорее всего вам не показалось.
Последнее слово всегда остаётся за вами.
Не нужно бояться сказать «нет», думая, что тем самым вы обидите хорошего человека.
Ваши родители умеют вести деловую переписку и смогут грамотно отказать.
3. Первичная диагностика знаний больше нужна для вас, а не для репетитора.
Это вам нужно оценить свой объективный уровень, для чего и нужен разговор с преподавателем.
После диагностики и общения с репетитором у вас должно быть понимание, как вы будете строить работу. Он должен описать в общих словах стратегию подготовки или предложить разные схемы работы.
В идеале преподаватель может сразу вам дать какие-то первичные инструменты для самостоятельной подготовки.
Грамотные преподаватели даже на диагностике пытаются дать вам что-то полезное. Подумайте, вынесли ли вы что-то для себя от первого общения с репетитором.
4. Если вы сомневаетесь в компетенции или квалификации преподавателя, то лучше его сменить.
Вообще и вы, и сам репетитор можете отказаться от дальнейших занятий на любом этапе сотрудничества.
Но если вы всё же принимаете решение заниматься, то репетитор должен быть для вас авторитетом.
Учиться можно только у того, кого уважаешь. И как профессионала, и как человека.
Личность учится у личности.
Мы ранее много писали про то, что руль должен быть в ваших руках.
Но не нужно это путать с сознательным принятием чужого руководства. Не должно быть такого, что сначала вы полностью доверились профессионалу, а потом начали советовать ему, как нужно правильно вас учить.
«Я визуал и мне нужно больше картинок, а проговаривать решения для меня бесполезно», «Я иногда не делаю домашнее задание, поэтому вам со мной нужно быть построже».
Ну абсурд же...
Если сомневаетесь в методах преподавателя – меняйте его.
Нельзя рулить вне зоны вашего влияния.
Вернёмся к сравнению репетитора с врачом.
Представьте, что вы обращаетесь к врачу, но не выполняете его рекомендации, а бегаете по интернету, перепроверяя его советы на форумах.
В итоге вам там и насоветуют в качестве лечения настойку из куриного помёта, а врачи будут казаться вам заговорщиками с непонятным почерком-шифром.
То, что вы не доверяете своему репетитору и относитесь критически к его советам, не показывает вашу зрелую позицию и принятие ответственности за свою учёбу.
Показателем вашей субъектной позиции является управление собой на основе рекомендаций того, кого признаете специалистом.
5. Наличие репетитора не гарантирует успех. Это лишь 10% успеха.
Каким бы грамотным не был специалист, вы не должны быть просто пассивным получателем знаний.
Помимо домашних заданий смотрите ещё дополнительные видео. Ищите объяснения в интернете. Старайтесь по максимуму на школьных занятиях.
Подготовка к экзамену всегда комплексная. И именно вы, а не репетитор, находитесь в её центре.
6. Репетитор – это не норма, а привилегия.
Родители не обязаны вас обеспечивать таким инструментом. Это их жест доброй воли, принятая дополнительная нагрузка на семейный бюджет.
А хороший репетитор это всегда дорого, хотя цена и не гарантирует высокого качества услуг.
Фактически вы косвенно тратите деньги родителей. Поэтому старайтесь, чтобы сами занятия были для вас впрок.
У родителей должна быть уверенность, что они платят деньги не зря.
Пусть у вас будет меньшее количество занятий, но они должны быть максимально плодотворными. А это в свою очередь зависит именно от вас.
7. Задавайте репетитору вопросы. Не с целью протестировать уровень преподавателя и подловить его на каких-то нюансах. Этого как раз делать не надо: если вы в нём сомневаетесь, лучше сразу находите другого специалиста.
Вопросы репетитору нужно задавать ещё и для того, чтобы посмотреть как он на них реагирует.
Пытается ли ответить на них? Признаёт ли, когда что-то не знает? Или отбивается от них, как от назойливой мошкары? Или начинает теряться как студент на экзамене, боясь, что его раскусят? Или реагирует в том смысле, что не по чину ему отвечать на вопросы школьника, а пояснения ограничиваются указанием «нормально делай – нормально будет»?
И вообще, смотрите, насколько комфортно вам самим задавать вопросы. Может преподаватель так себя позиционирует, что даже если у вас есть вопросы, вы можете банально опасаться их задавать.
8. Необходимо выполнять всё, что находится в вашей зоне ответственности. Делайте домашние задания, которые вам задают.
Снова сравним с лечением у врача.
Вот доктор поставил диагноз, прописал таблетки или какие-то физиологические процедуры. Но если вы не выполняете рекомендации или выполняете их кое-как, то зачем вообще тогда обращаться за помощью... Будет ли прок от такого обращения?
Ещё глупее выглядят ученики, которые не только списывают в школе ради оценок, но ещё и пользуются ГДЗ и разными приложениями для ДЗ репетитора...
Бывает, что тема даже с репетитором оказалась непонятной. Нет ничего страшного в том, чтобы признать, что вы её не поняли, и ещё раз обсудить её с преподавателем. А потом ещё раз, если всё равно остались пробелы. И так до тех пор, пока не поймёте. Хороший репетитор будет стараться вас научить, даже если это займёт какое-то время.
Бывает, что нагрузка в школе такова, что вы дома успеваете лишь поесть, что-то успеть поделать из школьных заданий и поспать.
То есть выполнять задания репетитора просто не успеваете.
Это тоже рабочая ситуация.
Обсудите её с репетитором и найдите оптимальный баланс.
Возможно, он построит работу так, что задания на дом будут минимальны или вовсе будут отсутствовать.
Да, без ДЗ работа будет значительно менее эффективной. Но попытайтесь как-то действовать в текущих объективных рамках. С преподавателем можно договориться о том, что, например, ДЗ вы не делаете, но на уроке выкладываетесь полностью. Да, это может быть неэффективно (и преподаватель может отказаться работать при таких условиях), но нормально, когда все участники процесса пытаются подобрать лучший вариант для работы.
9. Дистанция.
Репетитор пусть и не школьный учитель, но и не ваш друг или подруга.
С молодыми преподавателями иногда хочется перейти на неформальный уровень общения, ведь разрыв в возрасте кажется не таким большим.
Но панибратство в стиле «вась-вась» вредит учёбе.
Да, вы в одной лодке, и у вас есть общая цель. Однако у вас именно деловые отношения. Хотя бы потому, что в них есть коммерческий интерес одной из сторон.
Для занятий математикой и естественными науками проще сохранять дистанцию в общении.
С обществознанием, литературой или английским тяжелее, так как там порой затрагиваются случаи из личной и общественной жизни.
10. К занятиям с репетитором можно относиться так: вы через родителей покупаете опыт другого человека.
С этой точки зрения на диагностике вам будет проще вести разговор.
Подумайте про разные альтернативные варианты.
Возможно, вам и не нужны классические занятия именно с репетитором. Быть может стоит ограничиться лишь периодическими консультациями.
Правда, тогда вам нужен тот человек, кто честно скажет, стоит ли заниматься с репетитором или лучше попробовать что-то иное. Иногда достаточно просто обсудить план, а ученик уже дальше сам по нему пойдёт.
Но если задача репетитора продать свои уроки на пробном занятии, то что будут стоить его советы...
Отсюда вывод: ищите и работайте только с теми, кому полностью доверяете. Вы должны быть уверены, что преподаватель в любом случае вам поможет.
11. Репетитора в первую очередь выбираете вы, а не родители.
И именно вы несёте ответственность за этот выбор.
То, что вы когда-то отстранились от выбора и игнорировали первые звоночки, которые были на диагностике, это тоже было вашим выбором.
После этого нечего роптать: “Это мама мне наняла неправильного репетитора”.
Вы были на первичной диагностике и не сказали про свои сомнения родителям. Теперь они имеют полное право требовать от вас полноценной работы.
В конце перечислим несколько стоп-сигналов, по которым можно понять низкую квалификацию репетитора, даже не вдаваясь предметную область.
Эти рекомендации подойдут родителям, но про них также нужно знать и старшеклассникам. Дело в том, что родители не могут всё отследить, многие моменты считываются только при личном продолжительном разговоре.
а) Даёт 100% гарантию результата.
Это может быть негативным маркером по следующим причинам:
i. Репетитор из кожи вон лезет, чтобы продать свои уроки. То есть его нужда в учениках сильнее, чем потребности родителей именно в этом репетиторе. Из такой позиции учёба будет неэффективной.
ii. Репетитор излишнее самонадеянный, что передаётся ученику и разлаживает учебный процесс.
iii. Репетитор не понимает базовых принципов обучения и преподавания.
В каждой из этих причин сквозит непрофессионализм преподавателя.
У репетитора может быть высочайший результат к примеру за последний год или несколько лет. Но это просто факт его прошлой работы с другими учениками и в других обстоятельствах.
У вас же своя ситуация, и он не может всё предугадать.
Если же он что-то гарантирует, то становится заложником своих слов. Он гарантирует, не учитывая то, на что полностью повлиять не может. Например, на настроение ученика на экзамене или на его трудоспособность в течение года. Он может влиять только на себя, да и то довольно ограниченно.
Плюс когда репетитор даёт такие гарантии и ученик об этом знает, это снимает с подопечного не только ответственность за результат (что в целом правильно, потому что никто не может нести полную ответственность за результат), но и также снимает ответственность за процесс работы. И ученик подсознательно думает: “Ну раз 100% результат гарантирован, значит я особо напрягаться не буду. Это надо репетитору, пусть он работает за свои деньги”.
б) Усиляет свои гарантии, обещая вернуть деньги.
То же, что и в прошлом пункте, плюс дополнительно преподаватель заранее сам выказывает неуважение к своему труду.
Подобные гарантии хороши для массового продукта. Можно вернуть банку шпрот или деньги за инфокурс. В них себестоимость изготовления уже не важна.
Но услуга репетитора - это не банка килек или шпрот. Это не типовой товар, который можно перепродать.
в) Если репетитор ругает своих коллег и школьных учителей.
Тем самым репетитор пытается подчеркнуть свою уникальность и особенность: «Посмотрите-ка, я же какой не такой, как все они».
Здесь видна потребность в одобрении и неуверенность в своих профессиональных качествах.
Грамотное отношение должно быть скорее комплиментарным (всё-таки одно дело делаете) или в крайнем случае нейтральным.
Серьёзный специалист не будет критиковать работу коллег, а сосредоточится на текущей работе.
г) Ругает своих прежних учеников.
Значит, с большой вероятностью он будет за спиной что-то рассказывать и о текущем ученике.
Таким образом преподаватель нарушает пространство урока, вынося из него то, что должно оставаться на занятии.
д) Если говорит, что его предмет не нужен.
Принижая значение преподаваемого предмета, репетитор демотивирует ученика.
Зачем тогда что-то делать, если это не нужно?
Репетитор должен быть заинтересован как в предмете, так и в помощи ученику.
е) Принижает способность ученика научиться.
Фразы «скажу честно, математика не твоё», «это тебе не дано» выдают слабого преподавателя.
У всех школьников разные способности. Однако задача преподавателя как раз в том, чтобы максимально раскрыть их в своём предмете.
И вообще, если чувствуете общее неуважение репетитора к чему-либо (к ученику, к предмету, к родителям, к изучаемому предмету и проч.), то лучше как можно раньше сменить преподавателя.
Помните: личность учится у личности. Учёба возможна только в рамках взаимоуважения.
Репетитор. Инструкция по применению.
3 мая 20243 мая 2024
791
11 мин
4