Найти тему

Рейтинг метрополитенов мира в 2024 году

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Лидирующие позиции по протяженности метро в мире занимают два китайских города — Пекин и Шанхай, у которых этот показатель превышает 800 км. Для сравнения, протяженность линий метрополитена Москвы с учетом Московского центрального кольца (МЦК) достигла 515 км.

Из первой десятки городов были вытеснены в 2022 г. даже такие мегаполисы, как Лондон и Нью-Йорк. По всей видимости, в ближайшие годы их опередит французская столица Париж, где должна существенно вырасти протяженность автоматизированных линий метро в рамках реализации проекта Grand Paris Express.

В последние годы бум строительства метро наметился и в Индии. Так, столица страны Дели по протяженности линий метрополитена в 2021 г. вошла в первую десятку, однако затем все же была отодвинута на 14‑е место. Строительство метро в Дели началось сравнительно недавно — только в 2002 г., но с тех пор там введено в эксплуатацию 349 км новых линий. В предстоящие 2 года планируется удлинить действующие линии еще на 41,6 км. Столица Японии Токио по этому же показателю стоит 18‑й, опустившись с 15‑й позиции, которую она занимала в 2021 – 2022 гг. Париж в настоящее время пока только 25‑й, уступает Сингапуру, но на одну позицию опережает Тегеран.

Однако наиболее впечатляющие темпы демонстрирует Китай. Так, только в декабре 2023 г. в целом ряде городов Поднебесной было открыто более 300 км линий метро. В топ-25 метрополитенов с самыми протяженными маршрутами входят сразу 16 китайских мегаполисов. Ускорение темпов роста сетей метро в Китае подтверждает тот факт, что в 2000 г. метро работало только в пяти китайских городах из этих 16.

Что касается Парижа, то реализация проекта Grand Paris Express позволит добавить к существующей сети французской столицы еще 200 км и более 60 станций. С окончанием строительства четырех новых линий и двух основных продлений Париж опередит в рейтинге Лондон и Нью-Йорк — ни один из этих двух городов в настоящее время не реализует подобных крупных проектов с удлинением линий. Но и этого большого прорыва для Парижа, скорее всего, окажется недостаточно для того, чтобы попасть в первую десятку городов, имеющих крупномасштабные сети метро. Среди первых пяти городов следует выделить столицу китайской провинции Чжэцзян — город Ханчжоу, где всего 12 лет назад метро не было вовсе, а теперь его размеры в 2 раза превышают те, что, к примеру, имеет испанская столица Мадрид. Новые участки метро в этом китайском городе особенно интенсивно вводились в строй в начале 2022 г.

Можно отметить и столицу США Вашингтон, где с открытием в 2022 г. продления (18 км) линии Silver до международного аэропорта имени Даллеса протяженность местного метрополитена выросла до 208 км. Однако его уже обошли сразу несколько быстрорастущих сетей метро, в частности китайского Даляня (провинция Ляонин) и Тегерана.

Но вскоре Вашингтон могут опередить еще не менее четырех городов, включая китайские Чанша (провинция Хунань) и Хэфэй (провинция Аньхой), а также столицу Малайзии Куала-Лумпур и турецкий Стамбул. Сеть метрополитена Стамбула, расположенного, как и сам город, на территории сразу двух континентов — Европы и Азии, вырастет в 2024 г. на 30 км с открытием второй очереди линии 11. При этом в настоящее время в городе ведется строительство еще нескольких линий. Открытие в 2023 г. в иранской столице Тегеране семи участков продления суммарной длиной 43 км сократило отставание от Парижа. В числе претендентов на включение в список городов с протяженностью метро более 200 км можно назвать китайские Нинбо (185 км), Куньмин (164 км) и Шэньян (163 км). Наиболее вероятный некитайский кандидат в этот список — Лос-Анджелес (180 км), где сейчас ведется строительство нескольких продлений линий метро. Другим кандидатом с хорошими шансами на скорое повышение в ранге является индийский мегаполис Мумбаи. Пока в городе эксплуатируются только 85 км линий метро, но в ближайшие 2 года там планируется открыть еще 76,5 км линий и, помимо того, ведется строительство еще целого ряда участков. Еще одним возможным кандидатом может стать чилийская столица Сантьяго (149 км), где в настоящее время сооружается линия 7. В то же время маловероятно, что планируемые линии 8 и 9 будут открыты к 2030 г.

В течение нескольких лет право называться городом с самой большой протяженностью метро оспаривают китайские Пекин и Шанхай.

В обоих мегаполисах этот показатель превышает 800 км. Первым преодолевшим эту отметку стал Шанхай в декабре 2021 г., когда была открыта линия 14 длиной 39 км. Правда, с тех пор сеть метрополитена там пока не увеличилась. В декабре 2023 г. китайская столица вырвалась вперед за счет завершения строительства продлений нескольких линий. И хотя в Шанхае сейчас ведется сооружение около 100 км пути, планы расширения метро Пекина выглядят еще более масштабными, что позволит Пекину сохранить лидирующие позиции в течение нескольких ближайших лет.

Начиная с июня 2022 г. Москва стала единственным некитайским представителем в первой десятке городов, заняв седьмое место. Российской столице удалось отвоевать одну позицию благодаря завершению 1 марта 2023 г. строительства Большой кольцевой линии.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

В городе сейчас реализуется целый ряд крупных проектов строительства метро. Прежде всего это первые очереди сооружения новых линий 16, 17 и 18, что должно добавить к концу этого десятилетия еще 50 км.

Однако темпы строительства в таких китайских городах, как Чунцин, Нанкин и Ухань, в ближайшие годы могут существенно опережать динамику Москвы. Столица России все же может сохранить свои позиции в числе первых 10 мегаполисов, поскольку у следующей группы городов пока самые высокие показатели зафиксированы на отметке 400 км и ниже.

Рост сетей в китайских Ухане и Нанкине позволил им обойти Лондон в декабре 2021 г., а открытие линии 9 в Чунцине и линий 3 и 10 в Ханчжоу отодвинуло Нью-Йорк в начале 2022 г. на 12‑ю позицию. Открытие продлений в Ханчжоу и Чунцине в июне 2022 г. позволило вытеснить Москву из первой пятерки, а Лондон — из первой десятки. А пуск в Чунцине в августе 2022 г. линии Jiangtiao длиной 28,4 км с семью станциями на короткое время отодвинул Москву и даже Ханчжоу. Однако затем с открытием линии 19 до аэропорта и продлением линий 3 и 10 протяженность метрополитена Ханчжоу превысила 500 км, что дало этому городу шанс в конечном итоге подняться с 6‑го места в 2022 г. на 4‑е в 2024 г.

Открытие линии 14 в китайском городе Шэньчжэнь в октябре 2022 г. вернуло его на 6‑ю позицию (как и в 2021 г.) с опережением Москвы, которая, в свою очередь, поднялась с 8‑го места в 2022 г. на 7‑е в феврале 2024 г. Пуск в ноябре 2022 г. в том же Шэньчжэне линий 12 и 6 В позволил и здесь превысить отметку 500 км, сократив отставание от идущим пятым Чэнду всего до нескольких сотен метров. Этот же рубеж в 500 км был превышен и в Нанкине с открытием в 2023 г. линии S4 и продления линии 7, что позволило ему подняться с 10‑й строчки в 2022 г. на 9‑ю в феврале 2024 г.

Поддержите канал-поставьте лайк