Найти в Дзене
VK Play

Один в поле воин: первые впечатления от Manor Lords

Оглавление

Станет ли хитом новая градостроительная игра от разработчика-одиночки?

Manor Lords попадалась мне на глаза давно. И я даже слышал, что ее делает студия из одного человека. Но когда в ленте новостей проскочила информация о том, что на игру в Steam подписался миллион геймеров, стало ясно: надо пробовать.

Игра мечты?

На деле создавал эту средневековую градостроительную стратегию не один человек. В рядах польской студии кроме Гжегожа Стыченя действительно никого нет. Однако он честно признался, что не раз нанимал аутсорсеров.

Но важнее то, что Стычень задался целью сделать игру мечты. Такую, которая понравилась бы ему самому. С массой механик, качественной графикой и геймплеем на десятки часов. И у него, похоже, получилось.

Мой городок потихоньку разрастается…
Мой городок потихоньку разрастается…

Стычень не стал слепо копировать работы конкурентов. Он честно предупредил, что Manor Lords – не аналог Total War, Mount & Blade, стратегий от Paradox или чего-то другого. Да, тут можно найти сходство с Banished, Stronghold и прочими аналогичными проектами. Но и оригинальных особенностей немало.

Возьмем, например, дороги. У конкурентов они обычно строятся под углом в 90 градусов. На выходе получаются прямоугольные кварталы. Гжегож наперекор общему мнению разрешил поворачивать дорожки как угодно. Теперь только от вашей фантазии зависит, как будет выглядеть город. И таких нюансов хватает.

Первые шаги

История в Manor Lords начинается с выбора сценария. Есть три варианта, и если хотите просто строить, выбирайте «Путь к процветанию». Там вам никто не мешает, и можно насладиться медитативным геймплеем. В двух вариантах посложнее придется часто сражаться с бандитами и воевать за соседние регионы.

Любой сценарий легко подстроить под себя, и это классно. Не уверены в своих силах? Возьмите удвоенное количество ресурсов. Рветесь в бой? Ускорьте приход «в гости» первой банды грабителей.

Вариантов немало, можно даже выбрать, когда стартовать. Лучше всего весной, чтобы было время наладить экономику. Но никто не мешает начать и в лютые морозы. Правда, будет жестко. Стартуете вы всегда в чистом поле, где люди живут в палатке, а строительные материалы и еда лежат под открытым небом. Даже весной ресурсы и провизия портятся из-за дождей. Зимой же ситуация намного хуже. Домов ведь нет, и люди начнут умирать от стужи. Придется быстро строить хатки, чтобы защитить подданных. Вдобавок нужны склад с амбаром. Плюс какой-никакой источник пищи, вроде лагеря охотников на диких зверей. И много чего еще.

Каждая семья занимается только одним делом, а не распыляется между работами
Каждая семья занимается только одним делом, а не распыляется между работами

Стартовые запасы древесины скоро закончатся. Нужно будет размещать домик лесорубов. А как только вы построите все это, всплывет другая проблема – нехватка рабочих рук. Придется возводить дополнительные дома и удовлетворять нужды селян, чтобы привлечь новых поселенцев.

Бесконечные хлопоты

Только поверишь, что все наладилось, как игра подкидывает очередную задачку. Автор бросает нам один вызов за другим, не давая расслабиться. К примеру, стоит поднять уровень дома до второго, как выяснится, что жильцам нужна корчма.

Просто построить ее недостаточно, надо также наладить поставки пива. Самый быстрый вариант – завозить извне. Вот только платим мы за это «достатком» региона, местным аналогом городской казны. А если у пана феодала трудности с золотым запасом? Придется запускать план «Б», положившись на местного производителя.

Сразу предупреждаю: это непросто. Основа промышленности в Manor Lords, как и в других хороших играх – производственные цепочки. Нужно разметить поля и засеять их ячменем. Поставить житницу для его обработки. Разместить солодовню для производства солода. Превратить какой-нибудь дом в пивоварню. И организовать перевозку грузов между этими точками.

При разметке полей обратите внимание на плодородность земель
При разметке полей обратите внимание на плодородность земель

Сельское хозяйство здесь весьма достоверное. Мало посеять ячмень или пшеницу, надо дождаться, пока они вырастут. Да и выращивать их на одном и том же месте годами не выйдет. Земля истощается, и приходится вводить ротацию культур, прямо как в жизни. А значит, полей понадобится много. Ведь жителям надо есть, и пьют они тоже немало.

Построишь? Куплю!

Фраза из подзаголовка заслужила право стать неофициальным девизом игры. Необязательно производить все самому, если можно купить. Тем более что на самодостаточную экономику требуется огромное количество рабочих рук. А рабочие хотят есть, одеваться и развлекаться.

Поэтому торговля спасет от многих бед. Нет желания заниматься полями? Везите зерно из-за границы и перерабатывайте на месте. Хотите покупать готовое пиво и хлеб? Это реально, но цены на них выше, чем на сырье. Поэтому учитывайте финансовые возможности городка.

Но как увеличить достаток региона? Стройте производства, которые быстро дадут много экспортных товаров. На старте можно добывать глину и выпускать черепицу. А когда цена упадет из-за переизбытка на рынке, переключиться на что-то посложнее. Например, на оружие и доспехи.

Я завалил королевство черепицей, и теперь она продается всего за единичку
Я завалил королевство черепицей, и теперь она продается всего за единичку

Чтобы товарообмен был по-настоящему прибыльным, поселению придется потратить два очка развития. Сначала изучить торговую логистику, а потом деловые навыки. Первая технология нужна, чтобы дешево открывать новые торговые пути. А вторая, чтобы резко снизить цены на импорт.

Вот только очки развития добыть нелегко. Их выдают за повышения уровня городка, для чего надо улучшить хотя бы часть домов. Что невозможно без постоянного удовлетворения нужд подданных.

Очки можно тратить и на другие цели. На изучение углевыжигательной печи, упрощающей добычу топлива. Или на открытие яблоневых садов. Но даже с учетом этого торговля выглядит самым привлекательным вариантом. Автор это знает и обещает сбалансировать.

Красота красот и всяческая красота

На то, как работает экономика, можно посмотреть самому. Помимо вида с высоты птичьего полета, из которого мы управляем поселением, есть и вид от третьего лица. Стоит включить «режим посещения», и вот уже лорд или леди бегает по селению и наблюдает за крестьянами.

Результат приятно удивляет. Вот жители подвозят на волах бревна и поэтапно строят дом. Охотятся на диких зверей и тащат туши. Засевают поля или убирают хлеб. Обжигают уголь, возят товары, тушат пожар, скорбят на кладбище. Потрясающе красиво выглядят также природа и смена времен года с погодными условиями.

Здесь дрова превращаются в уголь
Здесь дрова превращаются в уголь

Manor Lords прекрасно оптимизирована. У меня она загружалась быстро и ничего не тормозило. Ау, Bethesda, Ubisoft и прочие? Запишитесь к Slavic Magic на курсы повышения квалификации. Может, научитесь выпускать качественные новинки, без тормозов и глюков.

Недавно фанаты сделали для игры VR-мод, шокировав Стыченя. Он и сам не ожидал, что подобная модификация появится почти сразу. Хотя идея напрашивалась сама собой благодаря «режиму посещения».

Не трудом единым

Manor Lords – игра не про войну, но со сражениями. И они тоже проработаны на высоком уровне. Поначалу войска состоят из ополченцев. То есть каждый боец – это крестьянин. Который сам обзаводится оружием, а в идеале и доспехами. Если они есть на складе.

Армия Marvel на подходе: самые перспективные игры про супергероев

По вашей команде ополченцы соберутся в отряды и отправятся воевать. Для чего их придется оторвать от привычных занятий, так что часть производств остановится. Поэтому, как и в реальной истории, драться лучше зимой, когда хотя бы на полях никто не нужен. Правда, если на лорда-конкурента можно напасть, когда вам хочется, разбойники приходят в любое время.

После постройки усадьбы лорда откроется доступ ко второму виду бойцов – дружинникам. Им можно дать уникальную внешность, крутые оружие и доспехи. Это очень серьезные ребята, но много их не наберешь.

Вдобавок в игре есть наемники, которым надо регулярно платить чеканной монетой. И не из достатка региона, а из личных сбережений. Кошелек вы пополняете, разоряя лагеря тех же разбойников. Либо вводя налоги, что сильно раздражает население.

Не Total War, конечно, но битва все равно будет серьезная
Не Total War, конечно, но битва все равно будет серьезная

Бои радуют и внешне, и внутренне. Противники распределяются честно, схваток в стиле «50 на 1» в Manor Lords нет. А за анимацию лучников разработчику отдельный респект. Она точно одна из самых качественных в истории индустрии.

Долгая дорога к релизу

Конечно, Manor Lords не идеальна, ведь это ранний доступ. Многие механики не внедрены, и вместо них висят надписи «требуется доработка». Отсутствует половина технологий и почти все указы, регулирующие жизнь города. Нельзя нанимать дружинникам помощников. Влияние на короля не имеет значения. А увидеть, сколько ресурсов нужно для производства, обычно получается лишь в энциклопедии. Со статистикой тут вообще не очень.

Интересно, где жил лорд, пока не построил себе усадьбу? В лесу или под забором?
Интересно, где жил лорд, пока не построил себе усадьбу? В лесу или под забором?

Есть проблемы и с экономикой. Стоит изучить овцеводство, как животные начнут размножаться. Их выпас требует только людей, а на рынке овец отлично разбирают. Вот вам бесконечный и постоянный источник достатка. Даже если экспортные цены снизятся, есть-то животные не просят! Прибыль упадет, но не исчезнет совсем.

Еще один недостаток вскроется на позднем этапе игры. В каждом захваченном регионе придется строить отдельное поселение. Представляете, как приходится метаться между ними, если городков штук пять? В конце концов, это надоедает. Во-первых, не видно конечной цели. А во-вторых, легко можно что-то упустить. Не заметить напоминания и пропустить нападение разбойников, сжигающих главный город.

Лучшие беспроводные клавиатуры 2024 года

Не все гладко и на войне, где вообще нет кавалерии. Понятно, что боевые кони в Средневековье были дороги. И рядовой крестьянин не имел средств на их содержание. Но уж лорду-то можно разрешить покататься на лошади? Тем более что на экране загрузки он изображен верхом. Надеюсь, Стычень добавит кавалерию позже.

Жаль, что он не спешит публиковать дорожную карту. Причина понятна: разработчик уже обжегся в прошлом, не выполнив часть обещаний. И теперь работает в неспешном темпе, просто делая любимую игру.

При всех недостатках новинка получилась интересной, да еще и с русской локализацией. Поэтому если вам нравятся средневековые градостроительные симуляторы с примесью войны, дайте Стыченю шанс. А он уж постарается превратить Manor Lords в хит на все времена.