Сенсорная интеграция Айрес (ASI) - метод с доказанной эффективностью, который решает многие проблемы, связанные с поведением, с эмоциональной регуляцией и даже с обычной бытовой жизнью ребёнка.
Его рекомендуют детям с задержкой развития, аутизмом, РАС, СДВГ, ЗРР, ЗПР и другими диагнозами, в том числе при многих генетических синдромах.
Но он также подходит и для детей без диагнозов, но имеющих индивидуальные сенсорные особенности.
Например, он помогает детям, которых укачивает в транспорте, у которых наблюдается повышенная тревожность, плохая переносимость громких звуков, сильных запахов, неприятие некоторых видов продуктов или даже которым тяжело дается учеба в школе и т.д.
Как родителю понять, что у ребенка нарушения в области сенсорной интеграции, и куда им идти за помощью?
На вопросы Марины Лычинской, специалиста зала "Шалтай-Болтай", мамы особенной девочки и автора канала о родительском опыте коррекции аутизма "Аня с Луны" отвечает Мария Шапиро, психолог, руководитель Сенсорно-двигательного зала "Шалтай-Болтай".
- Как родителю понять, что у ребенка имеются нарушения сенсорной интеграции и ему нужны специальные занятия?
- Признаки нарушения сенсорной интеграции можно заметить в поведении ребенка. Это могут быть яркие моменты, связанные с тем, что ребенок может не переносить какие-то конкретные ощущения. Он может быть очень чувствителен к определенным типам одежды, к различным фактурам. Это может говорить о сложностях обработки тактильной информации.
Ребенок может обращать слишком много внимания или игнорировать определенные звуки. Он может искать или создавать специфические зрительные ощущения, например, мелькание. Может много кружиться, много бегать, врезаться в разные поверхности. Это подсказывает нам, что, возможно, у него есть трудности обработки зрительной, вестибулярной, проприоцептивной (суставно-мышечной) информации.
Проблемы в сенсорной интеграции можно перерасти?
- Бывает, что родители замечают у ребенка подобные сенсорные особенности, но окружающие говорят им, что ничего страшного, ребенок перерастет. Действительно ли перерастет?
- Если мы видим стойкие особенности восприятия не в одной, а в нескольких сферах, то мы можем предполагать, что это системные трудности. В этом случае ребенку нужна помощь специалиста, чтобы построить компенсаторные стратегии, которые позволяют ребенку адаптироваться к задачам, которые ставит перед ним окружающий мир.
- То есть, если мы видим такие сенсорные особенности после трех лет, если они усугубляются и мешают ребенку играть со сверстниками, то это повод обратиться к специалисту?
- Да, безусловно. Иногда есть повод задуматься и до трех лет. В том случае, когда особенности ребенка мешают ему идти в те виды активности, которые по возрасту ему положено делать без напряжения.
В каком возрасте занимаются сенсорной интеграцией?
Игровые занятия с детьми на основе метода Сенсорной Интеграции Айрес (ASI) подходят детям от 2 лет до подросткового возраста.
Занятия Сенсорной Интеграцией Айрес помогают в следующих случаях:
- Ребенок слишком чувствителен или избегает определенных ощущений (например, звуков, прикосновений, определенных видов пищи, боится потерять равновесие);
- Ребенок не реагирует или слишком слабо/медленно реагирует на определенные ощущения, плохо осознает свое тело, неловко двигается, часто теряет равновесие;
- Есть недостаточность общей координации движений, мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
- Если у ребенка наблюдаются трудности с концентрацией внимания и планированием своих действий;
- Трудности с саморегуляцией эмоций и поведения, ребенок «эмоционально неустойчив», плохо переносит даже небольшой стресс;
- Трудности обучения: у ребенка с трудом формируются новые навыки, медленно идет усвоение школьной программы;
Метод Сенсорной Интеграции основан на представлении о том, что в каждом ребенке заложена потребность в развитии и она реализуется в благоприятных условиях благодаря нейропластичности мозга.
Специалист создает такие условия, в которых ребёнок, играя и двигаясь в пространстве, будет получать необходимый ему сенсорный опыт и будет более эффективно планировать и регулировать свою активность, состояние и поведение.
В Сенсорно-двигательном зале "Шалтай-Болтай" возможны следующие формы работы:
- консультация специалиста по сенсорной интеграции
- консультация нейропсихолога
- оценка состояния сенсорной интеграции ребенка с помощью стандартизированного теста Evaluation in Ayres Sensory Integration (EASI) и/или метода направленного наблюдения
- занятия на основе метода Сенсорной Интеграции Айрес
- работа с движением и поведением (с использованием элементов АВА-терапии)
- групповые игровые занятия для детей старшего возраста
- консультация физического терапевта и эрготерапевта (для постоянных клиентов зала)
- дистанционные консультации и занятия (онлайн)
- интенсивные курсы занятий для иногородних (территориально зал находится в центре Москвы)
Специалисты сенсорно-двигательного зала "Шалтай-Болтай" прошли сертификационный курс обучения Методу Сенсорной Интеграции Айрес в ассоциации CLASI и работают под супервизией Сьюзан Смит Роли, ученицы Дж. Айрес.
Наша работа по ASI всегда персонализирована, специалист всегда сначала проводит диагностику конкретного ребенка, а далее работает с ним по его индивидуальному маршруту развития, который каждые 3 месяца корректируется в зависимости от успехов или трудностей, возникающих на этом пути.
В качестве заключения:
Сенсорная интеграция - классный метод: с одной стороны он дает прекрасные результаты, с другой - дети его обожают, ведь они занимаются по нему в игровой форме.
Но будьте внимательны при выборе коррекционных (развивающих) центров и специалистов!
Если ребенок занимался по этому методу несколько месяцев, но результата так и не случилось - скорее всего это была не сенсорная интеграция, а что-то, что выдавали под ее вывеской.
Несмотря на кажущуюся простоту, - это серьезный подход, требующий от специалистов длительного обучения и практики. Не экспериментируйте над своим ребенком - ищите для него профессиональных сертифицированных специалистов!