Найти в Дзене

Кызыл. Часть 1: по окраинам. Храмы, монастыри и лёгкое ощущение чужбины.

Кызыл - небольшой (150.000 человек) региональный центр в Южной Сибири, в Тувинской котловине, отделённой как от Монгольских степей, так и от Красноярского края, горными грядами. В краю, где до начала ХХ века не было как таковых городов, Кызыл не только выглядит мегаполисом, но и вобрал в себя всю непростую специфику этого края и его истории. Кызыл был основан с нуля русскими купцами и переселенцами в 1914 году под названием Белоцарск. На тот момент Урянхайский край, как тогда называлась Тыва, был транзитной территорией, где пересекались русские и китайские интересы (при этом сам край по договорам 1720-х годов де-юре входил в состав Китая). Однако на фоне коллапса центрального правительства в Китае и революции 1911 года, за которой последовало отделение Монголии от развалившейся Цинской империи, Российская Империя, опираясь на многочисленных купцов, колонистов и местное население, монголами себя не считавшее, провозгласила в одностороннем порядке в Урянхае свой протекторат. В межвоенн

Кызыл - небольшой (150.000 человек) региональный центр в Южной Сибири, в Тувинской котловине, отделённой как от Монгольских степей, так и от Красноярского края, горными грядами. В краю, где до начала ХХ века не было как таковых городов, Кызыл не только выглядит мегаполисом, но и вобрал в себя всю непростую специфику этого края и его истории.

Кызыл был основан с нуля русскими купцами и переселенцами в 1914 году под названием Белоцарск. На тот момент Урянхайский край, как тогда называлась Тыва, был транзитной территорией, где пересекались русские и китайские интересы (при этом сам край по договорам 1720-х годов де-юре входил в состав Китая). Однако на фоне коллапса центрального правительства в Китае и революции 1911 года, за которой последовало отделение Монголии от развалившейся Цинской империи, Российская Империя, опираясь на многочисленных купцов, колонистов и местное население, монголами себя не считавшее, провозгласила в одностороннем порядке в Урянхае свой протекторат.

Кызыльская ТЭЦ (1958).
Кызыльская ТЭЦ (1958).

В межвоенный период Кызыл был столицей "китайско-монгольской ДНР" - Тувинской народной республики, де-юре одного из первых социалистических государств на Земле. В 1944 году, после присоединения ТНР к РСФСР Кызыл превратился в центр довольно периферийной АССР, а ныне это - центр одного из беднейших и опаснейших (если верить федеральной статистике) регионов. Формально Кызыл - город новый, но по факту довольно атмосферный, и рассказ о нём в один материал не уместить.

В первой части пройдёмся по городским окраинам, преимущественно с юга, юго-запада и запада.

-3

Кызыл устроен относительно просто: прямоугольник центра города с квартальной застройкой, знакомой по купеческим городкам Центральной России, обрамлён с трёх сторон мешаниной частного сектора, редких микрорайонов, развилок и промзон. Достопримечательности кызыльской периферии находятся на порядочном расстоянии друг от друга, благо, такси в городе стоит неиронично дешевле пачки чипсов в магазине (кстати, ценами на продукты Тыва поражала уже в феврале 2023-го).

Магазин на западе города, недалеко от моего дома.
Магазин на западе города, недалеко от моего дома.

Старый Кызыл довольно плохо сфотографирован в последний век - материала мало и он малоинформативен. Изучать же его предместия по фотографиям - дело гиблое. Вот одинокий кадр 1967 года, примерно район улицы Кечил-Оола, где ныне находится гостиница "Буян-Бадыргы". Тыва на тот момент вошла в СССР только 23-й год как, и в кадре ещё нет ни одной пятиэтажки.

Источник: pastvu.
Источник: pastvu.

А вот так это всё строилось... Фото предположительно 1914 года, и, в таком случае, это - чуть ли не старейшая фотография Кызыла из существующих.

Источник: национальный музей Респ. Тыва.
Источник: национальный музей Респ. Тыва.

Пускай и в перестроенном, редуцированном виде этот "частный сектор" дожил до наших времён и... Конечно, ныне он овеян чёрными мифами. Уйти и не вернуться, сгинуть среди покосившихся заборов и избушек, можно запросто - так утверждают инструкции для путешественников. Однако стоит признать, что гулять по Кызылу, не заходя в частный сектор - задача непростая, так что я решил не юлить. Укомплектовавшись и утеплившись, я взял фотоаппарат и отправился в рассветную дымку.

-7

Кызыл топится углём. Несмотря на малое количество промышленных предприятий, состояние воздуха в городе считается поганым - на контрасте с белоснежными горами, окружающими Тувинскую котловину, снег в тувинских городах всех оттенков серого из-за висящей в воздухе угольной пыли. Так выглядит системное экологическое бедствие... Красиво...

-8

Одна из осей кызыльской периферии - это улица Оюна Курседи (исторически - Заозёрная), названная в честь Оюна Сайын-Белека (Курседи), некогда - председателя ЦК Тувинской Народно-революционной партии и участника антимонголского восстания 1912 года. Сегодня улица эта - окраина окраиной с хаотичным трафиком и непонятными гаражами и складами, среди которых, тем не менее, очень хочется рассмотреть следы деревянных слободок времён Белоцарска.

А на дальнем плане уже проглядывает Троицкий храм.

-10

Несмотря на новодельный вид, Троицкий храм - сущность уникальная для Сибири, так как в своей первой итерации он был построен здесь в 1929-м году (по другим данным - вообще в 1941-42 годах), а в нынешней - в 1951-м! В самые "безбожные" времена, в СССР и в независимой Тыве выглядевшие похожим образом. Есть "народная" версия, что И.В. Сталин лично дал добро на строительство храма в только-только присоединенной АССР с большим русским меньшинством, не интегрированным в советскую антирелигиозную повестку. В Кызыле, что характерно, этот храм формально стал первым - хотя в Белоцарске и была в 1915-16 годах учреждена епархия, судя по всему, единственным дореволюционным храмом на весь Урянхайский край осталась церковь в Туранском посёлке.

-11

Интересно, что Троицкий храм до последнего времени был деревянным, но в начале 2000-х его срочно решили отреставрировать и перестроить. Получилось интересно, где-то даже авангардно, да вот только между новыми кирпичными стенами и старыми деревянными стала активно разрастаться плесень, усиливая коррозию исторических бревен и пола. Какой гений додумался до такой конструкции в месте, где перепад температур от ночи к полудню доходит до 25° (неиронично, ощутил это на себе) - отдельный вопрос.

-12

Интерьеры тоже подновили - поставили новый иконостас и мебель, однако красивейшие расписные колонны и старая, XIX века, икона Богородицы, остались на месте. В целом, для Кызыла, не отличающегося обилием исторической застройки, Троицкий храм - главная русская (с большой буквы) достопримечательность.

Второй православный храм города - уже новодельный - находится на западе города. Это - Воскресенский кафедральный собор, возводившийся чуть более 10 лет - с 2000 по 2011. Объективно не самый удачный современный закос под традиционное зодчество - простые новгородские обтекаемые формы плохо вяжутся с колокольней на восьмёрике в стиле костромских храмов XVII-XVIII веков. Тем не менее, если воспринимать собор как центр православной жизни на де-факто чужбине, как эдакий белоснежный маяк посреди культурно иного города, такая эклектика отходит на второй план.

-14

Рядом с храмом - простой, но глубокий по смыслу памятник - "Русским учителям Тывы", открытый в день учителя в 2010 году.

-15

За звание доминанты западной части Кызыла с Воскресенским собором спорит гостиница "Буян-Бадыргы" явно советской постройки, отреновированная в 2006-м. Как я уже писал, гостиницы - больная тема в Кызыле из-за своей малочисленности и переоценённости, и "Буян-бадыргы" - не исключение.

-16

Собственно, невдалеке от гостиницы я поймал проходящий ПАЗик в сторону посёлка Сукпак уже за городской границей и, сойдя у поворота уже далеко за пределами Кызыла, быстрой поймал попутку в сторону Шагонара, на запад.

На пути в Сукпак.
На пути в Сукпак.

В продолжение темы русских мест Кызыла упомянем также русский культурный центр, учреждённый в 2008 году. Подобного рода культурные центры, конечно, куда более характерны для заграницы, в том числе - и дальней, да и набор образов, связанных с русской культурой, тут отдаёт клюковкой сразу на входе - из образов современной русской культуры здесь разве что керамогранит.

-18

Перед культурным центром - памятник Иннокентию Сафьянову, о котором я уже писал в материале про Туран. Переселенец, купец, меценат, востоковед, революционер и политик, здорово повлиявший на становление тувинской государственности в XX веке - всё это Сафьянов.

-19

А по соседству - простенькое сталинское здание политехнического техникума (с 1964) с парой соцреалистических вертикальных панно.

Разговор о демографической картине Кызыла вчера и сегодня я бы отложил до рассказа о центральной части города, а пока поговорим о вещах более специфичных. Тыву часто сравнивают с соседней Монголией. Дейстительно, монгольское влияние здесь довольно внушительное. Несмотря на очевидную этническую разницу (тувинцы, напоминаю - тюрки, как и казахи, как и кыргызы), тувинская идентичность, уходящая вглубь веков, завязана на Монголию как на своеобразный "хартленд" - как на ключевое государство, в рамках которого тувинцы вошли в историю (что, впрочем, не помешало им поднять против монголов восстание и отделиться в ХХ веке). В конце концов, один из центральных персонажей тувинского национального мифа - урянхаец Субэдэй-бахадур - в XIII веке был одним из главных соратников Чингисхана, командуя походами на запад - на Кавказ, на Русь и на Балканы.

Граффити почти в центре Кызыла.
Граффити почти в центре Кызыла.

Однако в плане городской среды тувинские города ближе нашим, русским, возможно, даже кавказским с их царством высоких забров и кирпича. Думаю, это уже было понятно при взгляде на деревянные домики ближе к центру, но и периферия здесь явно иная, чем в каком-нибудь Ховде или Уланбаатаре. Тувинский традиционный ог - фактически юрта - всё же остаётся скорее темой для архитектурных стилизаций и благоустройства парков и событийных площадок. Более-менее состоятельные тувинцы живут вот так:

-22

И вот так... Современная жилая архитектура столь же невзрачна, как и в условной Элисте.

-23

А на дальнем плане за жилыми кварталами на юге города проглядывает крупнейший на данный момент буддистский храм России - главный храм монастыря Тубтен Шедруб Линг (2023) - долгострой всея Тывы, успешно открытый в апреле 2023-го после многочисленных переносов. Как и в Калмыкии, современная религиозная архитектура Тывы вполне явно ориентируется на Тибет, и здесь это видно как минимум по колористике - красный, чёрный и белый. Белый - конечно, на первом месте, ибо это - "цвет-мать", и из него проистекают все иные цвета.

-24

Изначально я брал билет в Абакан с расчётом попасть в Тыву на открытие храма, которое за три месяца было анонсировано на 23-е февраля, однако в тот день работы ещё продолжались. Работяги как раз расчехляли свежеустановленные молитвенные барабаны.

Тоже из интересного - ещё не достроенный лабиринт, который сейчас, наверное, уже увешан хий-моринами - цветными флажками с буддистсткими молитвами.

-26

Ещё немного ракурсов и деталей Шедруб Линга...

Храм смотрит одним из фасадов на громаду Кызыльского Президенсткого Кадетского училища (2014), почему-то вынесенного на дальнюю городскую окраину и посреди степи, у объездной дороги, выглядящее приземлившимся инопланетным космическим кораблём. ПКУ действительно одно из сильнейших в стране и, плюс ко всему, принимает и иностранцев - тех же монголов.

-28

Напоследок, наверное, перенесёмся на противоположный конец Кызыла и сходим через реку к ещё одной новой достопримечательности города. В конце концов, в любом областном центре должен быть храм, построенный на деньги "прорвавшегося в столицы" уроженца, однако в Кызыле не обходится без своей специфики.

Во-первых местный меценат - не бизнесмен и не стартапер, а ныне экс-министр (тогда, в 2023-м, ещё вполне действующий) обороны России Сергей Кужугетович Шойгу, уроженец городка Чадан (также известного как "Чикаго") в Западной Тыве.

А во-вторых построил потомок Субедея, которого мы заслужили, не банальный типовой храм, а статую-оберег Будды - самую, кстати, высокую в России и совершенно тояно самую живописно расположенную - прямо на стрелке Большого и малого Енисеев.

-29

Вообще Кызыл не из тех городов, что прям-таки разрезаны рекой. Да, Большой и Малый Енисей - это важные части городской идентичности, да и сакральное значение у них тоже большое. В конце концов, с 1918 по 1926 год город назывался Хем-Белдир - от "хем" - "река" и "белдир" - "слияние".

Однако на северном берегу Енисея не живёт и восьмой части населения города, да и смотреть там особенно не на что.

Новопостроенный военный городок за рекой, прямо напротив городской набережной.
Новопостроенный военный городок за рекой, прямо напротив городской набережной.

Мост на тот берег Енисея, сегодня известный как Коммунальный, был переброшен только в 1963 году и до конца 2010-х оставался единственным. До того использовались понтонные переправы.

Понтонный мост через Енисей, предположительно 1950-е. Фото из сети.
Понтонный мост через Енисей, предположительно 1950-е. Фото из сети.

В общем-то, в зимнее время технически можно перейти на тот берег по льду прямо из центра города, однако занятие это опасное - как из-за упомянутых перепадов температур, так и из-за городских коммуникаций, что создают у самой реки искуственные источники тепла.

Кызыльские школьницы у кромки воды. Тут явно не перейдёшь.
Кызыльские школьницы у кромки воды. Тут явно не перейдёшь.

Однако за городским парком в центре Кызыла Енисей раздваивается (не очень точное выражение, течение-то устремлено на север) на Малый и Большой Енисей, и вот уже здесь река вполне переходится. На фоне знака о запрете - незарастающая народная тропа...

-33

...выводящая прямо к ступенькам, которые будто специально сделаны, чтобы восходить к статуе, перейдя Малый Енисей по льду.

-34

Вблизи, конечно, впечатляет. По бокам от статуи - две небольшие кирпичных часовенки.

-35

Хий-морины на фоне снежной пустоты...

-36

На этом пока всё. В следующей части обследуем кызыльский центр, ссылка будет ниже. А пока рекомендую к прочтению другие мои материалы про Тыву:

Туран. Здесь начиналась русская Тыва.

Тыва за пять дней, или как я перестал верить СМИ, блогерам и федеральной статистике

Следите за обновлениями, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые части саги о Тыве! Всем духовного равновесия!