- Для контекста: большой материал о том, как и зачем я оказался в Тыве, и коротенечко о том, что же я там увидел:
- Тыва за пять дней, или как я перестал верить СМИ, блогерам и федеральной статистике
- Если Вам понравился этот материал, не забудьте поставить ему "лайк" и подписаться на канал. Ещё больше интересностей и неоднозначностей постсоветского пространства в блоге "Размагниченные и влажные билеты".
Небольшой городок Туран (5000 человек населения), ныне - центр Пий-Хемского кожууна (района) в составе Республики Тыва - одно из старейших русских поселений на территории Урянхайского края, аж на 20 лет старше Белоцарска, ныне известного как Кызыл. Туран лежит на одном из двух шоссе, связывающих Тыву с остальной Россией - железной дороги в этом краю не было и нет, так что суровая, но безумно красивая трасса Р-257 "Енисей", по сути, наследница старых трактов, идущих из русской Сибири в Западный Китай - выбор 80% водителей, движущихся в Тыву "с большой земли".
Туран был основан в 1885-м (по другим данным - в 1871) году как русское поселение. Русских в этих местах интересовал в первую очередь альтернативный торговый путь в Китай и Туркестан (в большей степени всё же тот, что ныне - Синцзян-Уйгурский автономный район Китая). В краеведческих материалах можно встретить обозначение "Русский туранский посёлок", что скорее могло означать "островок русского мира посреди мира тюркского", без прямой привязки к местности - не зря название "Туран" перекликается с названием древней страны кочевников-тюрков, протянувшейся от Кавказа до Дальнего Востока через Сибирь. Также есть версия о происхождении названия от тюрского "Тюран", т.е. "Солончак" или "Солончаковый луг", хотя солеварных промыслов вокруг поселка в XIX веке вроде как не было.
Сегодня тувинцы составляют около 64% населения Турана, русские - что-то в районе 32%, что по меркам современной Тывы больше среднего.
Статус города Туран получил только в 1945 году, с вступлением Тувинской Народной Республики в состав СССР, однако фактически был чуть ли не единственным реальным городом в ТНР помимо Белоцарска-Кызыла задолго до этого. Больше всего здесь исторически процветала деревообработка, а также сельское хозяйство - местный колхоз "Красный пахарь" удивительным образом возник ещё в 1913 году, а после коллективизации в ТНР в начале 30-х одним из первых в Тыве получил настоящие трактора (и это при том, что первые автомобили в Тыве появились в 1925-м).
Попутчик высадил меня возле Свято-владимирского мужского монастыря (действует с 2022 года) и его главного храма - Князь-Владимирского (2017). Ныне это - доминанта Турана, выглядящая своего рода восстановлением исторической справедливости в краю, куда городскую цивилизацию объективно принесли русские. При этом сам храм минималистичен и старается неумело "косить" под новгородское зодчество...
Рядом - деревянная церковь святого Иннокентия (1995).
От монастыря я отправился на юг, через частный сектор.
Чем Туран действительно хорош - так это обилием настоящих сибирских изб, коих немного наберётся в предместьях Абакана, побольше - за Енисеем в Минусинске и великое множество по Красноярскому краю и Иркутской области. Опять же, расцветка местных ставен и наличников пробуждает азарт коллекционера. В Тыве, в целом, бедноватой на дореволюционную архитектуру, целые кварталы потрясных сибирских изб рубежа XIX - XX веков вызывают восторг. Листайте:
Нос щекочет сухой 25-градусный мороз и печной дымок, на улицах ни души...
Невдалеке от монастыря расположился городской парк со стандартными скульптурами, инфостендами и сценой. Кстати, одна из немногих вещей, которыми Туран известен туристу - это мараловодческое хозяйство, так что олень тут неспроста.
Куда интереснее разложенные в северной оконечности парка юрты, или, как их называют в Тыве, «өг». Видимо, в городе проходил, или же готовился какой-то ивент, о котором интернет совершенно не в курсе. Либо же это - постоянное пространство для временных выставок. Так или иначе, өг оказался закрыт.
Невдалеке от юрты - отреновированный памятный знак партизанским отрядам, весной-летом 1919 года выдавившим из Белоцарска и прилегающих районов немногочисленные белые части, поддержанные монгольскими боевыми отрядами. Туран, как "ворота" равнинной Тывы, не мог не оказаться на пути отрядов Красной армии, отступавших из Минусинска на юг, где их поначалу заперли в "котле" белогвардейцы Колчака под командованием есаула Бологова... Однако отрезанные от внешних путей снабжения красные отряды 29-30 августа 1919 года дали бой в Белоцарске, измотали противника и в сентябре уже вернулись в Минусинск.
Совсем рядом - памятник И.Г. Сафьянову, персоне поистине уникальной - он и путешественник, и этнограф, и активный социалист, стоявший у истоков тувинской государственности в ХХ веке. Отец Сафьянова имел в Туране конезавод, и Сафьянов-младший с детства хорошо владел тувинским языком. Семья Сафьяновых помогала устроиться на месте политическим ссыльным в 1905-1906 годах. После смерти отца в 1913 году Сафьянов-младший активно выступал за предоставление Урянхаю независимости и, хотя делалось это в противовес только-только появившейся на мировой карте Монголии, претендовавшей на аннексию этих территорий, Временное правительство Керенского восприняло такие идеи по поводу будущего своей де-факто колонии в штыки. В 1917 году Сафьянов был выслан уже из Тывы в Минусинск, откуда, впрочем, быстро вернулся. Уже будучи членом РСДРП, он в 1917-18 годах курировал совместные русско-тувинские комитеты на местах и приложил руку к созданию Договора о самоопределении Тывы, одним из главных пунктов которого было мирное сосуществование русских и тувинцев в крае.
Близ парка - мощная изба купца Бякова (нач. ХХ века), примечательная тем, что в марте 1922 года здесь прошёл учредительный съезд Тувинской национально-революционной партии (ТНРП), до 1944 года бывшей руководящей партией в Тыве. С 1980(81?) годов здесь находится местный краеведческий музей... К сожалению, закрытый наглухо в ту среду.
Кстати, если уж дело зашло за, что называется, "Local lore" (англ. "местная история", также "местная идентичность" и "краеведение"). Так как мы в Тыве, агитация в стиле "знай наших" переплетается с примитивной социальной рекламой. Каждый приезжий, тувинец, и особенно приезжий тувинец обязан знать, что Сергей Кужугетович Шойгу - свой! Хотя и не Пий-хемский, но западный, из города, что ныне известен как "тувинский Чикаго" - Чадан. Про него тоже будет материал, не переключайтесь.
И ещё, из городской библиотеки, авторства местного школьника. Умилительно.
Движемся дальше...
В квартале от парка раскинулась площадь Ленина - центральная в городе. Из интересного здесь - умилительное здание городской администрации, архитектурно больше напоминающее небольшой сельский клуб...
Здесь же - извечная "амстердамская" инсталляция с сердечком...
Ленин, керамогранит, коптящая котельная, двухэтажечки.. Провинциальная идиллия. Кстати, к вопросу о чёрном дыме: Туран, как и все города Тывы, топится углём. Именно поэтому снег здесь - грязно-сероватый, а тувинские города утром затянуты фотогеничным темноватым смогом, через который с трудом пробивается солнце. В Абакане ситуация похожая, но именно в Тыве я столкнулся с тем, что инстинктивная попытка взять на пальцы немного снега и стереть пятнышко с джинсов приводит к ещё большей грязи. Сам же запах дыма быстро перестаёшь замечать - приспосабливаешься...
В местной школке как раз закончились занятия, и по площади активно рассекала детвора, гоняя друг друга выкриками на смеси русского и тувинского (преимущественно цензурными, но не всегда).
Кстати говоря, к вопросу о школе - отсюда до неё рукой подать.
Первая школа была учреждена в Туране в 1908 году, став, по сути проектом одного человека - Льва Ивановича Ефименко, педагога откуда-то из Енисейской губернии, что один работал с тремя десятками учеников в три смены и даже давал уроки игры на скрипке. Здание первой школы с верандой и характерными для Пий-Хема наличниками вполне сохранилось и, видимо, даже как-то используется... Сколько же сурового великолепия в этих вековых брёвнах!
Деревянное здание с наивным шпилем где-то там же:
Собственно, комплекс построек новой школы находится прямо напротив старой. Изба на ближнем плане - детская библиотека, а дальше, на территоррии - уже типовой школьный корпус, вероятно, начала 1960-х.
Где-то здесь, на территории школы, в теории находился первый храм Туранского посёлка...
Первый храм в Туране был построен в 1911 году. Его настоятелем был Владимир Юневич (вероятно, поляк), уроженец Вильнюса, ему же Туран был обязан первой библиотекой (1915). Юневича в 1937 расстреляли, причем, что характерно, перед этим экстрадировав за перевал, в Минусинск. Сам же храм функционировал до 1950-х годов, а в 1960-е был пристроен к местной школе как хозяйственная постройка. Во многом из-за его хозяйственного значения он, вероятно, и дожил до наших дней, пускай и в переделанном до неузнаваемости виде. Примерно так он выглядел чуть более 100 лет назад:
А так выглядит сегодня:
Честно говоря, я бы так и пролетел "со свистом" мимо этого деревянного здания, если бы не зашёл за советом в местную библиотеку (1955) невдалеке.
Моей последней точкой в Туране стал дом культуры им. Марка Оюна, что в трёх кварталах северо-западнее городской площади. Построенное в 1980 году как ДК "Колос". Г-образное здание, конечно, в первую очередь запоминается соцреалистическими панно, не уступающими кызыльским и абаканским.
Возле ДК - небольшой памятник, собственно, самому Марку Оюну (1998) - местному деятелю культуры, директору ДК с 1960-х по 80-е, отличному организатору, общественному деятелю и на народных инструментах игрецу. Памятник, кстати, изначально прижизненный, что многое говорит о масштабе личности.
От ДК я отправился обратно к городской площади. По дороге - единственная условно многоэтажная новостройка из виденных мною в городе. Подозреваю, что и единственная. Чем-то таким застраиваются с 2000-х и пригороды Кызыла.
Так как междугородний транспорт в Тыве умер (ну реально, нет автобусов в Республике, и автостанций фактично тоже нет), сообщение между городами происходит исключительно путём взаимного поиска водителей и попутчиков в местных группах во Вконтакте. У этого дела есть как плюсы, так и минусы: поездка может стоить чуть дороже автобуса за то же расстояние, но зато в машине вас будет четверо и долетите вы куда быстрее, да и плотность отправлений тоже хорошая - из Турана в Кызыл стабильно ездят раз в полчаса-час.
Солнце склонялось на закат, когда мы выехали в сторону Кызыла. Пейзажи впереди были многообещающими...
В общем и целом, Туран, конечно, не назвать "НЕДООЦЕНЁННОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ЖЕМЧУЖИНОЙ", однако в пределах Тывы он, несомненно, выделяется своей целостностью и историчностью. Велико символическое значение Турана для истории русского проникновения в регион, да и архитектурной наследие по меркам Тывы тут заметное. Даром, что шедевров ар-деко и ар-нуво сюда по понятным причинам не завезли, сама городская среда здесь почти не изменилась с 1910-х годов, а избы русских колонистов и купцов как стояли, так и стоят. За этой атмосферой "своей чужбины" сюда и стоит заехать на пару часов по пути в Кызыл или из Кызыла.