Найти тему
Мой старый компьютер

Как обманывают на маркетплейсах. Только не покупателей, а уже самих продавцов

Так сложилось, что маркетплейсы забрали львиную долю привычного всем рынка. Покупатели теперь совершают покупки не выходя из дома и ходят только до ближайшего ПВЗ на районе. Розничные магазины потеряли огромное количество покупателей с улицы и переходят на маркетплейсы. А вот вы где теперь совершаете покупки? У всех наверное профили покупателя есть на маркетплейсах?

Знаю, что у многих покупателей много претензий к маркетплейсам и продавцам, возможно даже сложилось некое предвзятое отношение. Но сегодня давайте посмотрим на другую сторону этого процесса. Давайте отбросим все эти претензии, хоть на время. Оказывается, продавцов на маркетплейсах обманывают и живется им там не так уж и сладко, как может казаться. Думаю будет интересно и познавательно. Приятного прочтения.

Мелкие магазины постепенно закрываются и переходят на онлайн-продажи. Остаются только крупные магазины, которые могут выдерживать сложившуюся конкуренцию и имеют свои раскрученные сайты. Тенденция идет к тому, что скоро на улицах останутся только крупные сетевые магазины. Мелкий бизнес становится не выгоден. Да ещё он существует, но любой может заметить, как быстро закрываются мелкие точки в городах. С ларьками покончено, теперь мелкие магазинчики закрываются.

Да и какой смысл предпринимателям держать полноценный магазин, платить налоги, аренду и зарплату продавцам, когда все можно продавать на маркетплейсах. Да ещё и с учетом того, что большинство покупателей теперь совершают покупки онлайн. Продавцы на маркетплейсах сбрасывают с себя кучу различных обременений, связанных с содержанием обычного розничного магазина.

Был период, когда покупатели не доверяли маркетплейсам. Особенно при покупке электроники, боялись что не будет необходимой всем гарантии. Боялись, что в заказах будут получать подделки и нерабочий товар, а вернуть все это было очень затруднительно продавцу. Но времена изменились и покупателям на маркетплейсах предоставили много прав. И поверьте, их больше теперь, чем у любого продавца. Да и выбор там огромный, всё можно найти и заказать.

Скриншот с главной страницы маркетплейса OZON
Скриншот с главной страницы маркетплейса OZON

Теперь покупатель может легко отказаться и вернуть товар, у него есть гарантия и все возвраты происходят через ПВЗ маркетплейса. Покупатель может пожаловаться на продавца, запросить документы на товар и тому подобное. Несомненно остались ситуации, где продавцу трудно доказывать свою правоту, но теперь все стало заметно проще. Как минимум, несколько лет назад, у покупателя было меньше возможностей повлиять на ситуацию. В любом случае такие ситуации будут, но их становится меньше, если брать среднюю и сухую статистику, без каких-то отдельных случаев.

А за все эти возвраты платит продавец. Он платит за отправку, за доставку, за хранение и за возврат товара. Плюс он платит комиссию площадке за размещение своих товаров. И казалось бы, что на маркетплейсах можно купить все дешевле, но ввиду того, что на продавца возложили все эти траты, он вынужден повышать и повышать цены. А на маркетплейсах растет комиссия, практически ежемесячно, стоимость доставки аналогично увеличивается. А еще за каждую продажу налоги надо платить в налоговую инспекцию. И возможно, если прийти в обычный розничный магазин (из выживших), то получится что-то приобрести дешевле, чем на маркетплейсе либо будет некий паритет. Тенденция идёт именно к этому.

Скриншот с главной страницы маркет плейса Яндекс маркет
Скриншот с главной страницы маркет плейса Яндекс маркет

Маркетплейсы понимая свое преимущество на рынке, пользуются своим доминирующим положением, диктуют свои условия. Продавцам правда приходится трудно, если задрать цены, то продаж не будет. Слишком дешево тоже не поставишь, так как кучу обременений и комиссий. Один простой возврат от покупателя может загнать в минус.

Кому интересно, то вступите в какую-нибудь группу продавцов на маркетплейсах. Подобных групп полно в социальных сетях и вы сразу поймете, когда увидите кучу "нытья". Как им закручивают гайки и т.д. Казалось бы, если так все плохо - уходите с маркетплейсов и возвращайтесь в офлайн продажи. Но время упущено, все покупатели теперь на маркетплейсах. Продавцам остается принимать условия маркетплейсов и "ныть". Иначе ничего не продать. Либо вообще закрываться и устраиваться на работу или уходить со сферы купи/продай.

Интересно еще, что в социальных сетях, полно курсов по продажам на маркетплейсах. Всех заманивают огромными скиншотами продаж, обещают "золотые горы, только надо курс купить. А когда купишь, расскажут банальные вещи, немного промотивируют и отвезут на рынок "Садовод". Там предложат выбрать товар с которым можно "заходить" на площадки. А дальше уже как повезёт. Вот только все эти товары уже есть на маркетплейсах и эти самые оптовики там уже торгуют.

-4

И вот маркетплейсы, чтобы привлечь покупателей дали много прав покупателям. Несомненно это в основном законные права покупателей, которые защищает государство, но не все так однозначно. Покупателям это нравится и они охотнее делают заказы на маркетплейсах. Иначе никак.

А продавцов много на маркетплейсах, придут другие. Либо принимай условия, либо уходи. Все просто. А вот покупателей нужно привлекать, ради этого и проводится такая политика, вкладываются огромные средства в рекламу.

И вся эта ситуация порождает мошенников, среди покупателей. Есть такие, кто "просек фишку" и понял, что можно и поживиться на продавцах и на площадке. К тому же маркетплейсы, будут защищать их права больше, чем продавцов, ведь созданы такие условия. Я не хочу сказать, что все покупатели этим пользуются, но кто-то злоупотребляет в своих интересах, а кто-то скатывается к банальному мошенничеству.

Наверное многие видели в сети видео о проданном компьютере. Я не помню точных подробностей, но условно покупатель заказал компьютер за 100 000 рублей, получил, а потом оформил возврат. Но вот только продавцу приехал корпус от компьютера, в котором были старые б.у. комплектующие. Хорошо, что продавец зафиксировал упаковку и распаковку на видео. Иначе бы ничего не смог доказать.

Скриншот этой новости им социальных сетей
Скриншот этой новости им социальных сетей

Но так получается, что продавцов очень много и у них много позиций на продажу. Представьте сколько нужно потратить ресурсов на съёмки ежедневных упаковок каждой продажи. Все эту информацию необходимо хранить. И получается, что продавцы не делают этих записей, так как не имеют технической возможности это делать либо просто ленятся. Этим и пользуются мошенники. А чтобы доказать свою правоту - продавец обязан предоставить два видео. Видео упаковки и распаковки, иначе жалобы на подмены даже не рассматриваются.

-6

Причем оформлять заказы они могут от подставных лиц, даже если продавец докажет свою правоту, взыскивать ущерб не с кого в конечном итоге. На покупателя "повесят" долг, но с этого профиля никто больше заказывать ничего не будет. Продавец может обратиться в суд и даже получить исполнительный лист, вот только взыскивать не смогут эти деньги. Заказ мог быть оформлен на подставное лицо, которое и не в курсе этого.

Найдут на улице какого-нибудь нуждающегося. Дадут ему выпить или денег на еду, а за это попросят оформить банковскую карту. Вот и можно зарегистрировать профили и сделать заказы. А забрать заказ на ПВЗ можно так же попросить подставное лицо, да хоть студента, чтобы самим "не светиться" на камерах. Достаточно ведь только код показать на экране телефона.

Способов мошенничества становится все больше и на маркетплесах это, к сожалению, процветает. И чем больше будет лояльна политика к таким вещам, тем больше это будет процветать. В конечном итоге это выражается на бесконтрольном повышении цен, продавцам приходится закладывать эти риски в стоимость товаров. А эту стоимость приходится оплачивать обычным честным покупателям. И получается, что от действий мошенников страдают и покупатели и продавцы.

Скриншот с главной страницы маркетплейса Wildberries
Скриншот с главной страницы маркетплейса Wildberries

Случаев подмен и иных махинаций со стороны покупателей с каждым днем становится все больше. Конечно и продавцы не такие "белые и пушистые", но ситуация такая. Сами продавцы делают заказы у своих конкурентов, специально заказывая много товара с доставкой на другой конец страны. А потом делают возвраты. Тем самым вгоняя продавцов в минус. Такие недобросовестные люди действуют все так же через подставных лиц.

Скорее всего, если вся эта ситуация подойдет к критической отметке, может вмешаться государство. Будет какое-то дополнительное регулирование. Но на мой взгляд, маркетплейсы должны принимать в этом урегулировании ведущую роль. Некоторые покупатели доходят до крайностей, заказывают кучу товаров, ничего не выкупают, постоянно что-то возращают. А когда на их профиль накладывают "платный возврат", они оформляют другой профиль или вообще в суд подают за ущемление своих прав.

Некоторые подают в суды, по каким-то выдуманным предлогам, якобы они сделали заказ, а им ничего не пришло, пришло что-то другое или доставка долгая была. А они за это еще компенсацию в судах требуют за причиненный им ущерб. Причем работают по четким и проверенным схемам. Я слышал, что уже работают по такой схеме целые группы лиц. Даже решения судов есть.

-8

Про все это можно долго писать. Лучше быть добросовестными продавцами и покупателями и жить дружно. Не буду больше вас грузить - пишите в комментариях об известным вам мошенничествах, как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей.

Всем спасибо за внимание! Буду благодарен за подписку на канал и поддержку в виде "лайка" данной статьи. У кого есть вопросы или дополнения к статье - пишите в комментариях. До новых встреч!

Рекомендую к прочтению на канале: