Приветствую, читатели.
К огромному сожалению, этот турецкий сериал на протяжении уже нескольких лет считается феноменом своего времени. Рассудим, так ли это на самом деле?
Звёзды российского шоу-бизнеса грезят о встрече с Серканом Болатом, кто-то смеха ради (или нет) закупает его бумажные статуи в полный рост, кто-то летит в Стамбул на всех парах и посещает места съёмок, лепя контент, приносящий немалые рейтинги, кто-то примеряет на себя образы Эды Йылдыз, а кто-то на волне хайпа снимает киноадаптацию.
Если копнуть поглубже, станет понятно, что «Постучись в мою дверь» не имеет никакой уникальности или полезности, но мы всё же проявляем к нему интерес, тратим время и запас энергии, пытаемся понять поступки героев, перенять на себя их чувства и пронестись вместе с ними до последней серии.
Скажу честно, первые 35 серий лично я считаю вполне достойными. Их «проглатываешь» залпом, несмотря на явные недостатки, на которые начинаешь обращать внимание либо при повторном просмотре, либо при решении добить всё-таки сериал до 162 серии.
Да, друзья, сериал состоит из 2 сезонов=162 серий по 40-45 минут (если на русский лад, как высчитать «по-турецки», не имею желания выяснять). И если включить разум, то после первой же серии ты бросишь бесполезно проживать свою жизнь вместе с героями этого мыла. Но как вы уже поняли, я не из числа трезвомыслящих. Я посмотрела полностью весь сериал один раз, до этого были две попытки, которые не увенчались успехом (досматривала максимум до 80-85 серии).
«Постучись в мою дверь», разумеется, имеет ряд своих преимуществ, которыми он и цепляет ещё ничего не знающих и неподготовленных к полному абсурду зрителей, а именно:
- невероятная красота кадра (яркие и сочные цвета, великолепные пейзажи, прекрасная архитектура)
- костюмы (художник по костюмам поработал на славу. Всё максимально стильно, модно и совершенно не по-турецки) Здесь возникает первый пункт из списка абсурда: почему Турция так гневается на индустрию кино за проявление чувств на экране (поцелуй; не дай бог, постельная сцена) и настолько равнодушно относится к тому, как одеваются героини (иногда челюсть отвисала от того, насколько вульгарно позволяли себе одеваться представительницы прекрасного пола Турции) Страшный парадокс, который я так и не сумела разгадать
- приятные актёры (именно актёры, не герои, имейте это ввиду – очень важно)
- энергичная работа отдела маркетинга (сериал рекламировали везде и всюду, в топе онлайн-кинотеатров был более года, мозолил глаза, не переставая)
- игра в сериале сделала практически всех актёров очень популярными (здесь тоже вставлю свои пять копеек: как мне кажется, причастные к сериалу останутся с ярлыком «актёра одной роли», они безусловно будут узнаваемы, но далеко не из-за наличия таланта, а из-за участия в картине, наделавшей немало шума)
Теперь же, друзья, полноценно начнём говорить о списке абсурда, упоминавшемся ранее:
- сюжет. Мыло и в Турции мыло, ожидаемо было наблюдать жуткую растянутость сюжета и высасывание из пальца. Когда нечего сказать, лучше промолчать, а не ляпнуть абы что. Нет же, рейтинги продолжают убивать в творениях киноиндустрии саму историю, оставляя лишь рвение за большими цифрами и наплевательское отношение к своему зрителю. И чем дальше ты идёшь от серии к серии, тем осознаннее понимаешь, что тебя сопровождает едкая чушь, с которой всё тяжелее становится бороться.
- персонажи. Господь Всемогущий, «Постучись в мою дверь» полноценно может соперничать с «Клоном» по количеству нелепых, мерзких и ненужных людей на экране.
Даже, пожалуй, остановлюсь на этом моменте и скажу своё веское "против":
1) Эда Йылдыз – образец женщины, с которой быть категорически нельзя, если хочешь сохранить толику рассудка и КОТОРОЙ БЫТЬ категорически нельзя, если хочешь добротного окружения и человеческого отношения.
Хоть убейте, я абсолютно не понимаю вознесения этой героини к своего рода «лику святых». Всё, что говорится в сериале про Эду можно смело переводить в антонимы и тогда мы получим что-то похожее на правду. Женщина – эгоистка себе на уме, добивающаяся своего через манипуляции, битьё посуды и крики. Образец «истинной женщины», скажете вы? Хоть убейте, не соглашусь.
2) Айфер Йылдыз – далеко не уходим от семейства Йылдыз, скажем пару слов о старшей представительнице семейства. Ещё более инфантильная дама, чем её племянница. Пытается строить из себя мудрую и правильную женщину с чистыми помыслами, а на деле до неприличия любопытна, дерзка и глупа, не отпускает от своей сиськи уже взрослую деваху, наведывается без приглашения всюду, где её не ждут.
Понимаю, пародия матери так и должна себя вести, сколько бы лет не было её ребёнку, но Айфер не вызывает родительского уважения и понимания. Это пример целеустремлённого и достойного представителя взрослого поколения? Снова не соглашусь, увольте.
3) Эрдем Шангай – я не принимаю настолько снисходительное отношение к таким людям. Герой – представитель того типа людей, которые привыкли, что всё сделают за них и ничего им за это не будет. Пример тех самых разгильдяев, от которых невозможно избавиться ввиду обстоятельств и которые существуют просто для того, чтобы мозолить глаза и забивать эфирное время всякой ерундой.
Развития у персонажа нет, он только маячит перед глазами, не оставляя в покое нервную систему зрителя. Кривляние и глупость в поведении может сработать, но не на постоянной основе, где существуют временные скачки и даже спустя годы персонаж остаётся на этапе остановки в развитии на уровне двенадцатилетки.
Остальные персонажи не вызывают сплошного негатива, как те, которых я уже упомянула. Возможно, странно, что в списке нет ни Серкана Болата, ни его безумной матери Айдан, ни бывшей невесты Селин, ни подруг Эды. На это решение меня подстегнули рассуждения о глубине их персонажей, которую удалось передать на экраны.
Исходя из этого:
1) Серкан Болат – заложник ситуации. «Сердцу не прикажешь», и всемогущий Болат не смог приказать, поэтому человеку, который строит свой бизнес и свою жизнь, серьёзен и креативен в своих идеях, амбициозен и целеустремлён, можно простить приступы гнева, желание соблюдения установленной субординации, а после и чрезмерную чуткость.
2) Айдан Болат – заложница ситуации. Её можно понять, что она желает для своего сына лучшего и проверенного выбора. Тем более, с её недугом и одним Сейфи, единственным человеком, реально интересующимся её состоянием, не грех попытаться хоть каким-то образом врываться в жизнь сына.
3) Селин – заложница ситуации. Наверное, после долгих размышлений каждый здравомыслящий человек придёт к выводу, что человека можно понять и простить. Каждый из нас хочет любви от тех, кого любим мы сами. Опуская момент вечной борьбы с вездесущей Эдой и оболваниванием Ферита, вспоминаются слова Серкана об идеальности Селин. И этим словам есть неоднократные подтверждения. Думаю, многие из нас смогут увидеть в себе частицу Селин. И признавать это – победа.
4) Мелек, Фиген и Джерен – подруги Эды, такие же заложницы ситуации, имя которой «Эда Йылдыз», останавливающая напрочь их развитие в сюжете. И только единственная из трёх смогла хоть как-то выразить свои чувства по поводу поведения Эды. И то слили всё потом на связь с выдуманной болезнью, вновь обожествляя мученицу Эду.
В роли голоса чистого разума здесь выступают Сейфи (помощник семьи Болат), временами бабушка Эды, Семиха (какие бы поступки она не совершала, её порывы всегда были чисты и направлены только лишь на благополучие её семьи, демонстрация этого проявлялась неоднократно, но мы списали это на попытки разрушить идиллию токсичного абьюза, который так упорно с первых серий строила уважаемая Эда).
Друзья, подвожу вас к заключающему аккорду:
«Постучись в мою дверь» — это чистейший хайп прямиком из Турции, использующий в арсенале старые-добрые и несколько извращённые пародии на Золушку, Белоснежку и всех остальных диснеевских принцесс, дабы настолько невинно, искренне и драматично всё выглядело, естественно ни без фальши практически в каждом кадре. Я в числе людей, которые повелись на этот мусор и продолжают вестись. Но у сценаристов есть подсказка для затуманенного разума и после 35 серии она активно начинает действовать на мозги, чтобы человек смог опомниться и прекратить смотреть эту нелепую чушь с грязными и выдуманными идеалами.
Ведь все эти 162 серии можно описать одним абзацем:
Бедная девочка, не желающая принимать своё законное богатство, крушит всё вокруг, подстраивает всё и всех под себя и свои «хотелки», вынуждает страдать людей, которых типично принято считать «злодеями», чудесным образом оказывается в водовороте успешных людей, ничего для этого не делая, разве что мозги тем людям, у которых есть влияние для того, чтобы она попала в нужные круги, а спустя несколько лет таким же чудесным образом становится представителем этой касты успешных богатеев, у которых рук не хватает, настолько они нарасхват. Ну а после возвращается к своим привычкам девочки-малолетки, продолжает утомлять и портить жизнь всем, кому не лень и обретает долгожданное и «выстраданное» счастье. Так ли?
Ну а если не смотреть глубоко и оценивать лишь картинку и бесконечные попытки на интригу и драму, то сериал хорош для отключения от личных жизненных неурядиц, т.к. несмотря на всё выкопанное мною из глубины, я смотрела сериал с подлинным желанием узнать, что будет дальше и завороженно «болела» за Эду и её «тернистый» путь к счастью. Стоит ли быть категоричным к мылу, которое заранее предупреждает зрителя о привыкании к повествованию? Нет, стоит лишь отключить мозг, расслабиться и пуститься в долгое плавание, чтобы дождаться заветного стука в нужную дверь. Иногда это полезно, да и весело, если уж совсем начистоту.
Спасибо за внимание.