В рамках новой рубрики «ШередарьВопросПсихологу» отвечаем на вопросы наших подписчиков о психологическом здоровье. Рассказываем, как помочь ребенку после длительного лечения наладить контакт со сверстниками. Будем рады вашим откликам и комментариям, пишите и спрашивайте нас о том, что волнует вас!
Вопрос от подписчицы:
«После длительного лечения ребенку трудно находить контакт с детьми (дружить), хотя со взрослыми может общаться свободно. Как помочь ребенку и научить его общаться со своими сверстниками?»
Действительно, перенесенные детьми заболевания вызывают обеспокоенность у родителей. Помимо ухудшения состояния здоровья, данная ситуация влияет на способность ребенка выстраивать свой круг общения, поддерживать дружеские отношения со сверстниками как в школе, так и во дворе. Часто дети, находящиеся на длительном лечении, в большей степени испытывают тревогу и беспокойство (по сравнению со здоровыми сверстниками), стремятся к тому, чтобы их защитили. Некоторые из них испытывают социальную робость и недостаточно адаптированы в социальном взаимодействии.
Каким образом родитель может помочь ребенку исправить эту ситуацию?
1. Постепенно начните посещать совместно с ребенком места, где часто бывают и проводят досуг другие дети: парки, детские площадки, развлекательные центры. На первом этапе — для того, чтобы ребенок привык находиться среди других детей и не боялся этого. Только ориентируйтесь в первую очередь на комфорт вашего ребенка. Если он стесняется или испытывает страх, то вы можете просто подойти и вместе совсем недолго понаблюдать, что происходит вокруг вас. Очень важно не подталкивать ребенка («Иди, поиграй с другими детьми!») — дайте ему время привыкнуть и освоиться в новой обстановке. Постепенно он сам проявит интерес к играм и новым знакомствам. Если малыш погружен в себя, обсуждайте с ним происходящее вокруг, общайтесь с ним, на первом этапе самостоятельно.
2.Если у вашего сына или дочери есть страх общения с другими детьми, поговорите об этом и вместе поищите пути решения проблемы. Вы можете привести пример из собственной жизни или жизни кого-то из знакомых (или даже сочинить сказочную историю о том, как кому-то удалось преодолеть страх и подружиться с другими). Так ребенок поймет, что он не остается наедине со своей проблемой, что есть и другие люди, которые с этим сталкивались. Попробуйте подсказать ему, с чего можно начать разговор первому, какие игры и активности предложить другим детям (можете сами сначала в них поиграть, чтобы они были хорошо знакомы ребенку).
3.Попробуйте заметить, какие интересы и увлечения есть у ребенка, и поддержать их, а еще лучше — будьте на шаг впереди. Например, если ваш ребенок увлекается автомобилями, техникой или исследованием природы, помогите ему найти источники информации для дальнейшего изучения (литературу, специальные обучающие фильмы, видео). Так у юного исследователя появятся новые интересные темы для общения и новые открытия, которыми ему захочется поделиться, пусть даже сначала со взрослыми. В дальнейшем успешный опыт коммуникации со взрослыми можно будет перенести и на сверстников.
4. Еще лучше, если у вашего сына или дочери будет возможность посещать какую-то секцию дополнительного образования. Там можно найти новых друзей очень «мягко», не проявляя инициативы к знакомству, если ребенок пока не готов и стесняется. Темы общения по интересам возникают в таких местах как бы «сами собой».
5.Кроме того, старайтесь чаще общаться с другими людьми сами: здоровайтесь, поинтересуйтесь о делах у знакомых, спросите консультацию о товаре у продавца или даже пригласите гостей к себе домой. Так вы сможете стать примером для ребенка, и он увидит, что общаться с другими — это не только нужно и полезно, но и интересно и весело. Увидев, как общаются родители, ребенок сможет постепенно перенять этот навык и использовать его при взаимодействии с ровесниками.
Общение и способность дружить — это действительно навык, которому можно научить ребенка, если уделять этому время и внимание. Желаем вам удачи на этом пути!
А еще вы можете привезти ребенка в «Шередарь», и он точно приедет со смены с новыми полезными навыками)
К