Нейропсихолог — специалист, который появился не очень давно, поэтому многие родители до сих пор не понимают, кто такой нейропсихолог и с каким запросами к нему можно обращаться. Скажу сразу, нейропсихологи работают не только с детьми, но и со взрослыми, просто список вопросов у них разный.
Нейропсихолог — это не врач. Бывает, что у нейропсихолога есть медицинское образование, но это необязательное условие.
Нейропсихолог определяет, насколько у ребенка развиты высшие психические функции: мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение. Он проводит нейропсихологическую диагностику, результатом которой будет заключение.
В заключении нейропсихолог опишет дефициты той или иной функции, а также те сильные стороны ребенка, на которые можно опираться.
Затем нейропсихолог составит нейрокоррекционную программу, которая, как правило, состоит из двух видов занятий: когнитивных и двигательных. Когнитивная тренировка включает в себя задания на запоминание, нахождение ошибок, решение задач, пересказ, составление историй.
Двигательная тренировка может напоминать лечебную физкультуру, где ребенок учится контролировать движения, правильно их организовывать, расслабляться.
Такие программы позволяют развивать незрелые участки мозга, у ребенка появляются те функции, которых раньше вообще не было. Например, благодаря работе с нейропсихологом, гиперактивные дети становятся более спокойными, научаются себя контролировать, успеваемость в школе становится лучше, как и концентрация внимания, и поведение, и взаимоотношения с учителем и другими детьми.
Чаще всего нейропсихологи работают в команде с другими специалистами: логопедами, дефектологами, сурдологами, семейными психологами, врачами. Такой комплексный подход к развитию ребенка дает лучший результат, чем если бы один специалист работал изолированно от других.
В каких случаях можно и нужно обращаться к нейропсихологу?
- если нужно определить, готов ли ребенок к школе (например, думаете, подать документы в школу в 6 лет или подождать еще год)
- у ребенка есть трудности в обучении (плохо запоминает материал, неусидчивый, не может сосредоточиться, не понимает учителя с первого, второго и даже с пятого раза)
- задержка в речи (непонятный почерк, как «курица лапой», постоянная грязь в тетрадях, зеркалит буквы, бедный словарный запас, много ошибок в устной речи: несогласование времен, родов, падежей, если ребенок, конечно, не растет в билингвальной семье)
- у ребенка есть трудности с самоконтролем (часто злится, бывает агрессивным, обижается по пустякам, много и сильно плачет, подолгу не может успокоиться, из-за этого есть трудности в общении со сверстниками и учителями)
- ребенок быстро теряет интерес ко всему, часто выглядит утомленным, на уроках лежит на парте или под ней
- при хорошем зрении ребенок словно не видит предметы, натыкается на них, постоянно спотыкается, ранится, не может координировать свои движения.
Оптимальным возрастом для обращения к нейропсихологу считается период с 5 до 12 лет. Мозг ребенка пластичный, поэтому при правильно подобранной, индивидуальной программе результаты работы с нейропсихологом могут быть очень даже впечатляющими.
А у вас был опыт работы с таким специалистом?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Канал «Мама, не ори!»: пространство для тех, кто воспитывает детей, любит жизнь и интересуется психологией👧