Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Юность Петра» и «В начале славных дел», как эстетический феномен

Разбирая на днях фильм «Русь изначальная» (1985), я вспомнила ещё об одном костюмно-историческом проекте - дилогии о молодом Петре, снятой режиссёром Сергеем Герасимовым.

В своё время «Юность Петра» (1980) и «В начале славных дел» (1980) произвели на меня-ребёнка колоссальное впечатление. Прежде всего поразила мощная эстетика...

Кадр из фильма «Юность Петра» (1980). Скриншот.
Кадр из фильма «Юность Петра» (1980). Скриншот.

Точнее – столкновение двух эстетических парадигм – традиционной, древнерусской и - европейской, постоянно трансформирующейся. Причём, обе представлялись самоценными и невероятно эффектными.

Герасимов с уважением отнёсся к обеим, показав, что всё это – красиво, интересно, ценно. Что роднит «Юность…» / «В начале…» с «Русью изначальной»?

Кадр из фильма «Юность Петра» (1980). Скриншот.
Кадр из фильма «Юность Петра» (1980). Скриншот.

Молодость Русской Цивилизации, ощущение масштабности, любовь к земле. Уже в самом начале мы видим этот мир глазами Саньки Бровкиной – крестьянской дочери.

Она поэтически воспринимает зиму, тишину, белый цвет и – обозы, везущие оброк боярину Волкову …по иронии судьбы её будущему супругу. Да, этот фильм – ещё и о социальных лифтах - фантастических и почти нереальных.

Андрей Рябушкин. «Русские женщины XVII столетия в церкви». Википедия.
Андрей Рябушкин. «Русские женщины XVII столетия в церкви». Википедия.

Затем – роскошь московских соборов и царевна Софья со своими боярышнями. Жемчужные венцы, плавные одежды. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский костюм - костюм покоя», - писал Иван Билибин.

Русский костюм – это эстетика вечности, тогда как европейский стиль – постоянно меняющиеся формы, нечто сиюминутно-суетное. Мода, modus vivendi европейца - это калейдоскоп форм, линий, цветовых сочетаний.

Кадр из фильма «Юность Петра» (1980). Скриншот.
Кадр из фильма «Юность Петра» (1980). Скриншот.

Вот только что были актуальны парики тёмные и длинные, а завтра – припудренные бело-розовым цветом и намного короче. А Пётр любил динамику, был скор и порывист.

Ему были невыносимы долгополые одежды его предков – нравился голландский покрой - можно широко шагать, трудиться, ...лично колотить тростью ленивых подданных.

Неизвестный художник. Портрет Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина. Неизвестный художник. Портрет Марфы Матвеевны Апраксиной, жены царя Фёдора Алексеевича, старшего брата Петра, правившего совсем недолго. В руках у неё - европейский веер. / Википедия.
Неизвестный художник. Портрет Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина. Неизвестный художник. Портрет Марфы Матвеевны Апраксиной, жены царя Фёдора Алексеевича, старшего брата Петра, правившего совсем недолго. В руках у неё - европейский веер. / Википедия.

В этом фильме все люди – красивы. И герои, и – антигерои исключительно хороши, при том, что авторы едино любуются и теми, и другими. Сколь прекрасен и сам младой Пётр, и его соратник Меншиков, и враг - Василий Голицын.

Крепкая, статная немка Анна Монс в декольтированном платье и с высокой причёской, убранной цветами противопоставлена бледноватой, хорошенькой царице Евдокии Лопухиной в её золочёных нарядах и тяжёлых коронах.

Кадр из фильма «В начале славных дел» (1980). Скриншот.
Кадр из фильма «В начале славных дел» (1980). Скриншот.

Красота бойкой активности VS красота выученной пассивности. Локоны VS косы. Немки, голландки, швейцарки – обитательницы Кукуйской Слободы, резво пляшут. Дуня – ждёт и плачет.

А юный царь тяготится помещениями теремов – жарко натопленными, ярко расписными, сонными, чересчур большими. Не нравятся лавки – хочется французских стульев с высокими спинками, дабы сидеть не развалясь.

На контрасте мы видим тесноватые, но внятно устроенные комнатки виноторговца Монса. Кабинетики, спаленки – всё крохотное, как та музыкальная шкатулка, что принесла Аннушка Монс – показать Петру диковину.

Изящен Франц Лефорт с тонкими ногами, обутыми в туфли на высоких каблуках – его тёмный силуэт чётко вырисовывается на фоне пруда и неба. Приталенная форма кафтана – по-французски justaucorps – строго «по корпусу», чтобы обрисовывать фигуру.

Кадр из фильма «Юность Петра» (1980). Скриншот.
Кадр из фильма «Юность Петра» (1980). Скриншот.

Мужчина в таком платье, да ещё в парике, напоминал стрелу. Динамика – вот, что главное! Танцы, фейерверки, бег мысли, желание перемен. Петра тянет в Слободу не запретная любовь к фройляйн Монс, а «другая жизнь», без обязанности восседать в бармах при сонной думе бояр.

Чтобы ускорить, подтолкнуть сияющую новизну, следует менять элиту, вливать новую кровь, и мы видим, как возвышается Санька Бровкина, пришедшая из изб во дворцы, как ловко перенимает она все эти роброны и фонтанжи, выучивает греческих богов и правила политеса.

Кадры из фильма «В начале славных дел» (1980). Скриншоты. Тут изображены варианты причёски а-ля Фонтанж.
Кадры из фильма «В начале славных дел» (1980). Скриншоты. Тут изображены варианты причёски а-ля Фонтанж.

Уже боярские дочери учатся у неё реверансам и питию кофе по утрам. Людям из низов было проще расставаться со стариной, чем боярам! И надо всем этим – неизменное русское небо.

Здесь часто показывают и высоту, и ширину, и – дальние горизонты. Необозримость, как счастье и как проклятие - тяжко управлять огромными территориями, но у Петра всё получилось.

Zina KorZina (c)

  • Ещё один фильм Сергея Герасимова:
  • Фильмы о Галантном веке: