Популярность статей о "взломе системы образования" привела на канал много новых читателей, вызвала комментарии. Хотелось-бы как-то более внятно донести ту мысль, которую я считаю самой важной и мысли ей сопутствующие.
Не бывает тупых детей!
Это просто априори. Дети разные. Я когда сходился с женой, мне кто только не говорил, что вот у пацана нет вообще никаких способностей, что он ленивый, не инициативный и прочее. В общем, тюфяк, размазня и балласт. Говорили это как раз его ещё на тот момент близкие родственники.
Меня такого рода мысли коробят, мягко говоря. А не мягко, приводят в некоторой степени в тихое бешенство. Возможно потому, что мне приходилось всю жизнь учиться и пробиваться самому. Не благодаря, а вопреки людям я стал тем, кем стал. И именно поэтому, я считаю, что нет ничего такого, чему нельзя было бы обучить любого ребенка.
Есть конечно "поцелованные Богом" таланты, у которых прекрасные задатки к той или иной деятельности, но их куда как меньше чем 1%. Это жене значит, что надо опустить руки и сдаться. Это говорит только о том, что если не получается получить от жизни умного ребенка, то надо помочь ему обучиться.
Я вот, например, сильно сомневаюсь, что в сталинские времена и скажем до брежневских, процент умных детей был сильно выше, чем есть сейчас. Скорей всего пропорция между гениями/умными/средними/неумными осталась одинаковая. Отношение к воспитанию подрастающего поколения изменилось. У нас вся страна "зверски устала".
Зачем воспитывать ребенка если есть Школа. Отдали и пусть там рассказывают, что такое хорошо и что такое плохо. А чтобы "уставшим мамочкам и папочкам" хорошо жилось, у школы забрали все карательные полномочия и дали детишкам ПРАВА. Про которые они прекрасно знают кстати. Вот только пользоваться не умеют.
Можно конечно спросить, мол "А как-же учителя?". А Учитель в сегодняшней парадигме мировосприятия - это просто наемный сотрудник, которому не платят достойно. Ибо незачем. Итак не подохнет. А значит, можно оставить все в удобной для тех-же местных властей парадигме, что деньгами школы распоряжается директор и он(она) решает кто и чего достоин и как чей труд оплачивать. Главное - это не слишком "баловать" деньгами, чтобы не дай бог людьми себя не почувствовали.
А теперь давайте подумаем, а где в этой ситуации дети и кем они являются для системы образования? А дети - это получается просто "потребитель образовательной услуги". Услуги бесплатной, государственной и естественно доступной всем и каждому. То есть, наряду с тем, что вроде как детям дали ПРАВА, их на самом деле лишили права на хорошее образование и будущее. По сути говоря, подсунули нехорошую начинку в яркой и красивой обертке.
Сами же дети, в виду отсутствия жизненного опыта и ума, этому разумеется рады. Так как удовлетворяется абсолютно базовое желание головного мозга, поменьше работать и побольше получать удовольствий.
Но проблема то не решена и только усугублена. По сути, сейчас идёт сегрегация людей на тех кто "достоин" и "быдло". То есть, если ты сам умеешь учиться или имееешь отличные задатки к обучению, то у тебя есть будущее. А если нет, то ты бесполезный биомусор и заниматься тобой нет никакого смысла. Да и опять же... "Заниматься" - это ещё очень громко сказано. По сути выдаются учебные материалы и те, ктоотвечает за образование уже "поработали".
Сами то сегодняшние учителя от детей не особо то и отличаются. Главное желание - это побольше денег, поменьше труда и ответственности. Мозг любит получать удовольствия и не любит работать, у учителей тоже. При этом, я уж не знаю в силу чего, но именно сами учителя не понимают, или не хотят понимать, что их задача пробудить в детях интерес к учебе, научить стремиться в школу, а не просто почитать главу из учебника, написать на доске домашнее задание и идти делать отчеты.
Работа Учителя - это найти подход к детям, заинтересовать их, настроить на получение знаний. Дети сейчас умные и поверьте учиться могут и сами, был бы только интерес чему-то научиться.
Учить - это серьезный труд
Мне конечно могут возразить, что ты не понимаешь, что творится в школе, что есть такие "альтернативно" одаренные, что и учить их смысла нет, всё равно не в прок будет.
А давайте попристальнее посмотрим, а что такого "трудят" учителя, чтобы научить детей своим предметам? Что же это за такой "трудный труд", что просто "каторга", а не работа? Я конечно прямо про всю страну судить не могу, только в достаточно узком разрезе, но не думаю, что ситуация так уж сильно отличается. Скорее всего всё +/- одинаково, с некоторыми частностями.
Как проходит школьный урок? Весьма не сложно. Преподаватель приходит, успокаивает класс в меру возможностей, рассаживает по местам, проверят домашнее задание (опционально) и начинает начитывать материал. Прочитав материал, а это как правило именно прочтение по бумажке, классу выдается задание для решения. Иногда, когда материал сложен Учитель сам разбирает с учениками, как решать тот или иной пример. Так сказать объясняет материал наглядно. На этом всё и заканчивается.
Проработка материала с учениками отсутствует, как понятие. Кто понял, тот и понял, тётя занятая, что вы лезете. Вон репетиторы есть к ним и идите, а можете сами учителя нанять для дополнительных объяснений, учителю тоже хочется красивую машину и на отдых в приятные места.
В школе вообще отсутствует хоть какая-то система, которая бы прививала интерес к знаниям. Присутствовали? Присутствовали. НУ вот и хорошо, а если что-то не понял то значит тупой. Разбираться в причинах никто не будет, просто ребенок тупой.
Вопросы типа таких "А были ли доступно и правильно даны базовые понятия по предмету?", "Проводилась ли работа по проработке знаний у учеников и выяснению труднопонимаемых моментов?" не задаются. А зачем? Занятия же прошли? Прошли! Материал давали? Давали! Ну и всё, отстаньте от нас.
Это не позиция Учителя, это позиция "коекакера", который приходит в школу не свою работу делать, а просто отбыть время и получить за это отбытое время деньги. Бизнес-отношение, не более. Но только если в бизнесе тебе приходится держать какую-то планку качества, иначе клиенты не придут, а значит банально жрать будет нечего, то тут с клиентами проблем нет. Они никогда не закончатся. и в плане основной занятости и в плане того, что всегда будет какая-то подработка с "тупыми" детьми.
Я конечно не заслуженный педагог, но детей учить приходилось. Подтягивать в основном по физ.мат дисциплинам. И я вам так скажу. Преподавание в наших школах бывает поистине отвратительным. Ответственности у учительского именно сословия нет вообще никакой. Точнее есть ответственность, но неправильная. На учителей возложили ответственность за целостность детей, ответственность за то, чтобы не "поранить психику индивидуальной снежинки", ответственность за заполнение тонн отчетов, даже ответственность родителей за коррекцию девиантного поведения детей возложили на учителей.
А вот главную и необходимую ответственность. Ответственность за привитие детям интереса к знаниям, тяги к познанию окружающего мира и прочему убрали. Получается, что с одной стороны учителя перегружены какой-то совершенно непрофильной деятельностью, которую на них скинуло одновременно и общество в лице родителей и руководство в лице государства.
Так и получается, что с одной стороны учителя тоже люди, которые хотят достойно жить не перебиваясь с хлеба на воду, а с другой стороны "коекакерство", которое всё больше и больше характерно для современного учительского сословия. Хотя - это может быть просто защитной реакцией на "агрессивную среду" в которой им приходится существовать. Именно по этому причине и стоит включать голову уже непосредственно РОДИТЕЛЯМ.
Дети - это наше будущее, не государственное
Да, именно РОДИТЕЛИ сами закладывают в собственных детей причины для всех их неудач с обучением. Как в доме обычно называют Учителей? В лучшем случае "училка", а бывает куда как и погрубее.
Как отзываются родители об уроках истории, литературы и прочей гуманитарщине? Да фигня какая-то, в жизни не пригодилось. Вот кран поменять - это важное умение, или там розетку заменить, тоже важно. А литература, да на кой она нужна с этой историей, лучше "Великолепный век" посмотреть.
А помимо этого, неокрепшие умы атакуют всякие "детские блогеры", которые мало того, что транслируют всякую чушь, так ещё и детей в неё верить заставляют. Что не надо учиться, не надо закалять характер, не надо знать собственную историю. В жизни главный ориентир деньги, ну как он может быть связан с историей, главное быть "в тренде", а остальное от лукавого, то есть от глупых старперов, которые ничего в жизни не понимают.
Именно родители допускают, чтобы в головы их детей закладывали такие губительные идеи. А стоит всё таки задуматься и осознать такую несложную штуку, что дети - это ВАШЕ будущее, не будущее учителей, не будущее чиновников от образования, только ВАШЕ. И насколько вы заложите в них уважение к старшим, уважение к знаниям, тягу к знаниям и прочие положительные качества, типа целеустремленности, трудолюбия и прочего, настолько ваше будущее и будет хорошо.
Сейчас, особенно молодые родители этим грешат, принято считать, что "мы родили, вы воспитывайте". Нет. Государство не обязано воспитывать. Государство в лице любых своих органов обязано поддерживать определенные "правила общежития", порядок на улицах, работу социальной сферы, государственные финансы и прочее. На этом функция государства заканчивается.
Если надеяться, что "государство воспитает", то это зря. Просто в силу того, что у такого рода структур есть только один метод поддержания порядка и законности, репрессивный. Позитивной мотивации мало и она не в приоритете.
Нарушил закон, вот тебе привод в ПДН, нарушил закон будучи взрослым, штраф, тюрьма или колония. Опционально в зависимости от тяжести проступка. Вот собственно и всё. Свою воспитательную роль Государство благополучно "протеряло" в 80-90-е годы и до сих пор найти не может. Во всяком случае судя по "поделкам" на которые выделяются средства Министерства Культуры... В общем, плохо всё у нас с идеологией в плане воспитания подрастающего поколения.
А это значит, что воспитание детей стоит проводить в семье. Прививать какие-то базовые ценности, моральные границы и прочее. Учить сохранять целостность в душе, тянуться к знаниям, уметь их самостоятельно искать и находить. Быть надежным членом семьи, человеком на которого можно понадеяться. Всё это можно сделать и всему можно научить, но только собственным примером.
А для этого, стоит засунуть свой "эгоизм" и желание "жить в удовольствие" куда подальше. Стать примером для собственных детей, показать им как правильно выстраивать положительные связи в семье, наглядно показать, что такое взаимопомощь и поддержка, уважение к старшим (к родителям родителей например). Да морально это трудно, когда ты приходишь с работы вымотанный и уставший, у тебя ещё какие-то дела по дому и всё такое. А тут спиногрызы что-то там в школе не поняли и говорят "Папа, мама объясните". НУ где тут найти сил?
А силы искать надо. Дети, как и высшие приматы обучаются хорошо только на примерах наглядных, то есть, что видят, то и повторяют. И если дома приходит отец с "пузырем и рыбкой", чтобы на диване посмотреть футбольчик, то чему у такого человека научится сын? Ну например тому, что с "курицей женой" считаться необязательно, уважать ё как мать тоже толку нет. А вот жить в кайф не сложно, важно чтобы хватало на "пивас и рыбас" и футбольчик. Или сериал.
Причина проблем - лень и безответственность родителей
Именно так. Лень и безответственность. Прежде чем что-то сказать дома, подумайте, а что запомнят ваши дети? Какой вы им дадите пример, если дома раздается мат такой, что любой боцман обзавидуется?
Естественно, что тут будет куча возражений, вот мы работаем на работе, кругом одни сволочи и кровососы и вообще никакого просвета. Тебя бы Автор на наше место. А Автор как раз на вашем месте. И работает и детей воспитывает и прочей нагрузки у Автора полно.
Но помимо этого, Автор и ответственность свою понимает. И приходя домой у меня не будет даже мысли, что мои домашние должны "платить" за моё дурное настроение после работы, какие-то трудности, которые я испытываю и прочее. Дома я заботливый и добрый папка, который и время и силы на детей найдёт всегда. Особенно когда надо что-то подсказать или рассказать.
Я тот, кто не пожалеет собственного времени на то, чтобы объяснить ребенку смысл литературного произведения, "по-косточкам" разберет всех героев, мотивы, причины поступков и прочее. Чтобы объяснить, ребенку что и для чего в этом произведении получилось. Какие из этого выводы и так далее. Мне не жалко будет времени на то, чтобы поискать какие-то исторические курьезы и сюжеты, для того, чтобы ребенку действительно было интересно учить и читать историю.
А ещё я всегда найду время для того, чтобы выслушать ребенка на кухне за кружкой чая и подсказать что делать в той или иной ситуации. Без криков, издевательств и прочей чепухи. Самоутверждаться за счет ребенка конечно легко и приятно, но оно того не стоит. Дети прекрасно помнят все унижения и оскорбления. А когда вырастают, то начинают думать и анализировать, понимать причины такого родительского поведения.
Как считаете, много будет у ребенка желания помогать родителям, которые либо своими проблемами заняты, либо постоянно кричат на него, повторяют изо дня в день, что он(она) дурак, дебил и прочее неполноценное? А если к этому добавляются ещё и физические наказания, зачастую ребенком незаслуженные?
Вот отсюда как раз и появляются школьные хулиганы, всяческие неадекваты и прочие. Когда дома дать внятную систему ценностей не могут, а что ещё страшнее не хотят, дети начинают искать всё это на стороне. А на стороне у нас социальные сети, детские и подростковые блогеры со всякой чернухой и трешем, ну и улица разумеется, куда уж без неё.
Как считаете, много там полезного и нужного ребенок найдет? Научится уважать родителей? А может к знаниям потянется? Нет. К спорту высоких достижений и высотам робототехники наверное?
Всё это было бы смешно, если бы не было так страшно. Именно родительская зацикленность на собственных проблемах, именно моральная лень и боязнь взять на себя ответственность за воспитание собственных детей и есть причина всех тех ужасов, которые творятся в школах сегодня.
Можно сколько угодно обвинять государство в том, что мол детям не уделяется внимание, не работают какие-то службы и прочее. Но Государство не будет жить с вашими детьми. С ними жить будете ВЫ. А значит стоит как-то подумать о том, чтобы жизнь эта была более правильной. А для воспитания детей надо и самому становиться лучше. Не орать свежепорезанной свиньёй по поводу и без, а помогать решать проблемы. Не "заливать деньгами", а разбираться, что у ребенка не получается и учить его решать проблемы самостоятельно. Добиваться своих маленьких пока-что, детских, но УСПЕХОВ.
Только так можно воспитать ЧЕЛОВЕКА, когда ты сам стремишься им быть. А если кроме собственных комплексов, малодушия и лени тебя ничего не волнует. А самая большая проблема - это сделать что-то "как у людей". Не стоит надеяться на то, что дети ваши будут достойно воспитаны. Ведь вы сами не приложили к этому никаких усилий.
В завершение
Потому, когда вы столкнетесь с тем, что у ребенка в школе будут какие-то проблемы или вопросы, надо очень четко понимать свою родительскую роль в решении этих вопросов.
Родитель обязан научить ребенка не просто учиться, но и быть человеком, уметь отстаивать свое мнение, уметь драться если надо, иметь какое-то чувство собственного достоинства. Если у ребенка что-то не получается с учебой, то с проблемой стоит разбираться комплексно, а не просто "ой я не понимаю, вот на денег на репетитора" или что ещё хуже "такой же недоумок, как и мать твоя".
Если вы хотите, чтобы ваши дети были хорошими, умными, успешными, вы сами должны прикладывать к этому ВСЕ возможные усилия и ещё немного больше.
Если в школе конфликт с учителями или одноклассниками, то стоит прийти и разобраться, не смотря ни на какую работу. Работу можно найти и новую, а вот та поддержка, которую почувствует ребенок при разборе ситуации и справедливость (на которую кстати ещё душевную смелость надо найти) - это и есть основа для уважения к родителям. Основа того, что он будет вас любить не за деньги, не за что-то, а просто по факту того, что мама у него умница, а батя так вообще красавчик. Суровый конечно, но справедливый.
Именно эту самую справедливость и искренность и ценят в собственных родителях дети.
Именно этому они учатся охотно и быстро. Так не будьте ленивыми трусами, учите детей, прививайте моральные ценности и не надо прятаться за отговорками, что вот у меня работа тяжелая и времени нет и бла-бла-бла. Воспитание детей - это тяжкий труд и работа прежде всего над собой.
Я понимаю, что читать эту статью многим неприятно, но такое моё мнение. Нет детей глупых и детей умных, нет детей ни хороших, ни плохих. Дети такие, какими их растят.
С уважением,
Автор.