Найти тему

Как я перевозила самолётом двух своих маломобильных пассажиров. О пользе медицинского сопровождения

В самолёт маломобильных пассажиров доставляют первыми
В самолёт маломобильных пассажиров доставляют первыми

Если начать анализировать мою жизнь, то её можно легко и просто охарактеризовать одной фразой: с точностью до наоборот. Если у всех моих подруг с годами семьи всё расширяются, то список моих близких постоянно сужался, пока не достиг размера двух самых родных людей - отца и матери, которые, увы, не молодеют. Где-то лет 12 назад я поняла, что каждый прожитый с ними день - подарок судьбы, а подарки, как понимаете, не могут дариться вечно. Тогда им обоим было за 70, и уже в то время, когда я забирала их к себе на место первой заграничной командировке, многие из моих коллег даже не скрывали удивления: зачем тебе нужны такие хлопоты. Разве не проще утроить им дома комфортную жизнь и ни о чём не беспокоиться?

Сейчас им уже за 80, но они тем не менее продолжают колесить со мной по свету, поражая страны и континенты своим жизнелюбием, позитивным настроем и неистребимым оптимизмом. Прошлым летом им пришлось на некоторое время вернуться в Россию - им трудно было прожить почти два года, не выбираясь домой, так что, сколько бы я ни уговаривала, пришлось покупать билеты, а потом долго и упорно добираться домой с остановкой в Белграде, потому что им за "один приём" всех этих нынешних крюков по Европе и пересадок не выдержать. О том, как всё это было, я написала здесь:

Обратно на Мальту мы полетели через Стамбул, хотя это и дольше и дороже, - мама наотрез отказалась лететь через аэропорт Белграда, настолько он ей в прошлый раз не понравился. Никакие мои объяснения, что это быстрее и проще, не подействовали. Все остальные комбинированные варианты (например, через Прибалтику) в принципе не рассматривались по причине сложности логистики, некомфортной психологической обстановки и увеличивавшегося количества пересадок. В нашем случае их и так достаточно: сначала едем из Костромы до аэропорта машиной (от 4 до 6 часов), потом летим до Стамбула (4 с небольшим часа), потом от Стамбула до Мальты (ещё 2,5 часа). Таким образом, чистого времени в транспорте получается порядка 12,5 часов, а вот вся дорога занимает больше суток, так как мы делаем остановку на ночь в отеле аэропорта Стамбула.

Москва, Внуково, ждём посадки
Москва, Внуково, ждём посадки

Мы заказали медицинское сопровождение. Этой БЕСПЛАТНОЙ услугой мы пользуемся последние лет пять, что существенно экономит силы и упрощает все предварительные процедуры. В этот раз во Внуково меня попросили повезти кресло с мамой, так как возник дефицит работников. Меня это совершенно не напрягает, я прекрасно понимаю, что предоставление сразу двух кресел с двумя сопровождающими не совсем типичный случай. Кроме того, на нашем рейсе оказалось довольно много людей с ограниченными возможностями - вместе с нами их оказалось 7 человек. Согласитесь, найти семерых сопровождающих одновременно не такая простая задача. Мы так и передвигались все вместе, этаким импровизированным караваном. Все процедуры проходили быстро и ненапряжно: доставили прямо в самолёт, вещи довезли, счастливого пути пожелали, за что большое спасибо. С нами работали одни и те же сопровождающие от начала до конца: забрали у стойки, провели через все контрольные процедуры, посадили в самолёт.

В Стамбуле принцип работы оказался несколько иным. Там большой маршрут разбит на несколько отрезков, часть из которых мы проехали на багги (это такая открытая электрическая машинка мест на 8-10) с другими нуждавшимися в медицинском сопровождении пассажирами до мобильного пункта "сортировки", где очень оперативно молоденькая девушка-диспетчер расписала всех по нужному направлению: кого-то на другие рейсы, кого-то на прохождение досмотра для доступа в транзитный зал. кого-то в зону ожидания для маломобильных пассажиров. При этом досмотр проходил в специально оборудованном помещении, всё (от предъявления паспортов и посадочных талонов до доставки ручной клади на ленту) делали сопровождающие. Пассажиру надо было просто продолжать сидеть. После досмотра нас отвезли ещё в один диспетчерский пункт, откуда, собственно, и доставили в отель.

Везде в диспетчерских пунктах есть вода, удобные кресла, присутствуют дежурные со специальными юркими передвижными креслами, чтобы отвезти пассажира в специально оборудованный туалет, если в процессе ожидания это понадобится. Нам ничего не понадобилось, потому что ждать не пришлось. Всё работало настолько быстро, что я даже не успела сделать ни одной фотографии. Дорога до отеля, находящегося в транзитном зале, заняла порядка 30 минут со всеми оформлениями. Когда в январе я проделывала тот же путь сама, у меня это заняло порядка часа. Только от выхода до пункта контроля я шла больше 20 минут быстрым шагом, потом стояла в очереди на досмотр и его проходила, потом опять шла. Сами понимаете, мне не за 80, а каково было бы родителям?

В отель нас заселили тоже невероятно быстро, доставив прямо в номер и сделав фотографии, чтобы утром сменщики заранее представляли, кого им предстоит забирать. На утро ровно в назначенный час в дверь нашего номера постучали, и два улыбчивых молодых человека на элетрокреслах загрузили в них моих родителей, ручную кладь, в том числе и мою, и мы помчались с ветерком. Опять нам достался практически самый дальний выход, так что родители смогли увидеть новый аэропорт во всей красе: сверкающие витрины, снующие туда-сюда багги, массу людей всех возрастов, костюмов и наречий.

Нам сверху видно всё
Нам сверху видно всё

Но самый интересный опыт ждал моих родителей на Мальте, в аэропорту которой нет рукавов для выхода, так что за маломобильными пассажирами приезжаем специальная двухэтажная машина, и выход осуществляется прямо из кабины бортпроводников. Потом ты едешь в здание аэропорта, взирая сверху на лётное поле. В этот раз нам особенно повезло: перед нами выруливали на взлётную полосу аж два больших лайнера, чему родители радовались с какой-то детской непосредственностью. Пока мы ждали, сопровождающие рассказывали им околополётные байки, так что время прошло практически незаметно.

Заметила ли я какую-то разницу в отношении людей к маломобильным пассажирам? Должна признаться - да. При этом речь не идёт о персонале, который везде одинаково улыбчив, благожелателен и внимателен. Меня удивили люди. Что в Стамбуле, что на Мальте окружающие, увидев кресла, сразу же расступались и давали дорогу, хотя зачастую в этом не было никакой необходимости. В Стамбуле маршруты движения багги и кресел вообще обозначены голубыми линиями, так что всем всё понятно. Меня удивили соотечественники во Внуково. Характерный пример: чтобы провезти маломобильных пассажиров на досмотр сотрудники открывают проход через ленты, формирующие коридоры в помещении перед зоной контроля. Так вот в этот возникающий проход, прямо перед креслами, постоянно кто-то пытался просочиться, причём, не потому, что вокруг было много людей (их практически не было), просто так короче. Из-за этого сотрудникам постоянно приходилось кого-то просить отойти, дать дорогу, а кго-то вульгарно шугать. Нигде больше я подобного не встречала, что правда, то правда.

Что для нас всех главное в этой истории? Конечно же то, что мы долетели! Огромное спасибо всем, кто нам в этом помогал. Здоровья всем! Берегите себя и своих близких.