В первые четыре месяца 2024 года отечественные специалисты в рамках масштабного проекта по модернизации Восточного полигона в сложных горно-геологических и климатических условиях проделали огромную работу, уложив в общей сложности свыше 200 км новых железнодорожных путей.
В апреле РЖД сообщили о сдачи не менее десяти объектов. На линии БАМа Лена – Таксимо в прошлом месяце двухпутное движение открыли на перегонах Янчуй – Чуро и Таковка – Небель. Последний проходит через сложный горноперевальный участок и пересекает несколько небольших рек и ручьев. Поэтому здесь при строительстве второго главного пути (15 км) возвели девять мостовых переходов и смонтировали три десятка водопропускных труб.
Примечательно, что при строительстве «железки» в советское время на этом отрезке земляное полотно сразу устраивали под два пути (на перспективу), но насыпь впоследствии использовалась в качестве притрассовой автодороги. Кроме того, на упомянутой линии на перегоне Кирон – Ангоя появился разъезд 1174 км. Благодаря развитию направления Лена – Таксимо, провозная способность стальной магистрали увеличится с 25 до 51 млн тонн грузов.
Аналогичные проекты в апреле текущего года были реализованы и на линии Улак – Февральск. На перегоне Тумгала – Камнега построили разъезд 2855 км. Здесь в условиях вечной мерзлоты отсыпали 55 тыс. куб. м грунта, уложили почти 3 км пути, смонтировали восемь стрелочных переводов и возвели два моста. Практически идентичный объем работ (за исключением искусственных сооружений) выполнен и на перегоне Скалистый – Червинка при строительстве разъезда 2990 км. В обоих случаях для термоизоляции земляного полотна применялась каменная наброска.
На линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань (наиболее загруженной на БАМе) на перегоне Ландыши – Дюанка появилось 9,5 км вторых путей. Строили их в крайне сложных условиях рельефа, поэтому объем земляных работ здесь составил почти 500 тыс. куб. м. А на отрезке Дюанка – Токи, где усилиями специалистов «Бамстроймеханизация» (входит в Нацпроектстрой) построили 8,6 км вторых путей, переработали более 820 тыс. кубометров скального грунта. На данном участке возвели три новых моста, в том числе 264-метровый переход на подходе к станции Токи. После завершения реконструкции в рамках второго этапа модернизации Восточного полигона провозная способность железной дороги от Города Юности к Татарскому проливу увеличится с 40 до 82 млн тонн.
Также в прошлом месяце на перемычке Тында – Бамовская, соединяющей Транссиб с Байкало-Амурской магистралью, двухпутное движение открыли на перегоне Пурикан – Муртыгит. В ходе кампании уложили 7,7 км рельсошпальной решетки и построили шесть мостов. До конца года на данном направлении планируют обновить еще десять перегонов, что позволит увеличить провозную способность до 55 млн тонн. Раннее была завершена реконструкция станции Пурикан, которая теперь может принимать поезда длиной более ста вагонов и весом 7,1 тыс. тонны.
Одним из последних объектов БАМа, введенных в эксплуатацию в апреле 2024-го, стал двухпутный перегон Сенаторский – Икабьекан линии Хани – Новая Чара. Данный участок находится в зоне вечной мерзлоты и повышенной сейсмической активности, что, соответственно, пришлось учитывать при реализации проекта. Здесь построили свыше 12 км новых путей и смонтировали пять стрелочных переводов. Было переработано 115 тыс. куб. м грунта. Возведено семнадцать искусственных сооружений, включая семь мостов, самым протяженным из которых стал переход через р. Икабьекан — 282 м.
Транссиб также не остался без новых объектов — на станции Хабаровск-2 открыли приемоотправочный парк, что позволит увеличить скорость обработки составов и нарастить грузопоток в направлении тихоокеанских портов. Несмотря на сложные погодные условия в начале года, работы на всех объектах не останавливались и были завершены в соответствии с графиком. Напомним, к 2025 году провозная и пропускная способности БАМа и Транссиба увеличатся до 180 млн тонн.
Изображения в статье — ГК 1520 / 1520.ru, АО «Бамстроймеханизация» / oaobsm.ru и «Телеграмма РЖД» / t.me/telerzd