Найти тему
Искусство кино

Пусть слоны не тонут

25 апреля в пространстве ГЭС-2 открылась выставка «Уроки радости и боли», посвященная творчеству Динары Асановой. В рамках этого проекта каждое воскресенье с 28 апреля по 30 июня будут проходить встречи киноклуба для молодых зрителей, где вместе с ведущими они будут разбирать фильмы советского режиссера. Одна из ведущих киноклуба Анастасия Алешковская в своем тексте для нашего сайта рассказывает о том, как Асанова стала одной из первых, кому снисходительное обращение к детям и подросткам в советском кинематографе показалось ошибочным.

На свете много грустных историй, и еще одна лишней не станет. Это сказка о слоненке, родившемся без хобота. Само собой, такое отличие значительно осложняло ему жизнь. Само собой, никто не хотел бы оказаться на его месте. Финал у сказки поистине грустный — дочитывая его, просишь, вторя названию этого текста: «Пусть слоны не тонут». Однако эту историю написала Динара Асанова, поэтому между началом и концом нашлось место самому ценному — рассказу о том, как слоненка любила мама и все племя, как о нем заботились и оберегали. Все это намного важнее самого грустного финала, потому что в этой серединке показана жизнь. Асанова снимала о жизни фильмы.

О ней же писала сказки, что звучат чудесным разноголосьем образов. Например, там живет Темнота, которой нужно набраться смелости, прежде чем выйти из тени, и люди приглашают ее к костру погреться. Рассвет тоже бродит неподалеку, а затем скидывает с плеч свой розовый плащ и накрывает им горы, реки и поля. А неуемный Ветер-энтузиаст, счастливый от того, что героям понадобилась его помощь, готов от переизбытка чувств даже в Смерч превратиться и унести их прочь — в дальние дали. Там неприступным Железным царством правит свирепый Темир-хан — автор коварных загадок. Добраться до него помогают чудесные, разговорчивые музыкальные инструменты и меланхоличные речные потоки.

    «Пацаны», 1983 «Пацаны», 1983
«Пацаны», 1983 «Пацаны», 1983

Фильмы Динары Асановой — попытки решить эти загадки взрослого железного мира. С небольшими погрешностями в сторону реальности ее кино — плоть от плоти неизданных сказок. Только вместо учтивого Ветра изредка появляется участливый взрослый: Татьяна Петровна (Екатерина Васильева) в «Не болит голова у дятла», Паша Антонов (Валерий Приемыхов) в «Пацанах». Случается, не рассчитав сил, этот взрослый действительно обращается опасным Смерчем и сам не замечает, как уносит детей все дальше от добра и истины, — Марина Максимовна (Елена Проклова) в «Ключе без права передачи». Но временами происходит и обратное: строгий и неприступный железный Темир-хан не стыдится показать свое нежное, разумное сердце: Вадим (Приемыхов) в «Милом, дорогом, любимом, единственном…», дед Савва (Михаил Глузский) в «Никудышной».

Юные герои у Асановой, живя в этих Железных царствах, где «даже изумление и радость железные», где вместо слез по земле катятся железные шарики, вынуждены снаряжаться железными доспехами и учиться проявлять железную волю. Дети тянутся за знаниями к старшим, но в итоге понимают, что важнее учиться быть не взрослым, но человеком. Неумелыми, скованными шагами, часто спотыкаясь на кочках и проваливаясь в глубокие ямы, они отправляются на поиски истины — того заветного, что никому не ведомо, никем не встречено; а если встречено — то не узнано. Ожившее сказочное «то — не знаю что». Взрослые с этим не встречались, но смело побуждают к поискам детей. Марина Максимовна — та самая, что владеет «Ключом без права передачи» от сердец своих учеников — вдохновенно заявляет: «Чтоб истина явилась миру, она должна быть названа». В уверенную учительскую интонацию она на деле облекает вопрос без ответа.

В подобных рискованных, утопичных поисках пребывала и сама Динара Асанова. Отправившись в пробную «экспедицию» и задав смелые вопросы дипломным «Рудольфио», она — уже с риском для собственной карьеры — продолжила ход по пути сомнения. Греховно — поэтому многие осудили. Сомневаться в общественных устоях, семейных ролях и традициях, безусловной пропорции силы старших и несовершенства младших советское кино не привыкло и, если уж делало это, то осторожно, редко и второстепенными сюжетными линиями.

    «Пацаны», 1983 «Пацаны», 1983
«Пацаны», 1983 «Пацаны», 1983

Асановское сомнение — главный герой всех ее лент, в том числе и неоконченной «Незнакомки», сообщающей и отрицание, и незавершенность уже одним своим названием. Незнакомцами — не только для своего окружения, но в первую очередь для самих себя — были все молодые герои Асановой. Это верно описывало их первые встречи с миром и увесистым комплектом его несправедливостей. Однако с упорным постоянством каждая следующая работа Асановой все громче говорила о той же растерянности взрослых. Не только в отношениях со своими или чужими детьми, но вновь — с собой.

С сомнением росло и количество вопросов, которые Асанова щедро обращала к себе, своим близким, коллегам, героям и зрителям. «Дети раздоров», уже посмертно, начинались с целого списка личных вопросов Асановой, заданных ею в рабочих материалах: «Кого мы предупреждаем? Себя? Их? Кто дал нам право?» Сам же телеспектакль, реализованный в соавторстве с журналистом и другом Асановой, Вадимом Коноваловым, — целиком экспериментальная работа, очищенная от деталей, хронологии художественного рассказа и выпущенная в формате интервью с мучительными признаниями и жестокими обвинениями одной распавшейся советской семьи. Чем откровеннее были ответы героев (к слову, основанных на реальных личностях), тем острее следовали задаваемые им вопросы.

Ни в одной своей работе Асанова не дала точного пояснения к рецепту счастья. Но каждым произведением она прокладывала к этому счастью дорогу, строительным материалом которой становилось приглашение к рассуждению о жизни. Взрослая Асанова, осознавая всю пользу такого подхода, никогда не стеснялась спрашивать о жизни детей. Молодые зрители в ответ стихийно забрасывали вопросами саму Асанову. Она рассказывала, что редкое из множества писем и обращений не заканчивалось дилеммой о том, каким могло быть будущее и что с ним вообще делать.

В ее сказках детям тоже кажется, что взрослые все умеют, все знают. «Они спрашивали его обо всем: и откуда огонь, и откуда вода, и почему вдруг на землю приходит беда?» («Без названия») Решением служило какое-нибудь чудо — вроде волшебного музыкального инструмента или лепестка лунного цветка. Чудом жизни, а значит, и кино Асановой было внимание и уважение к человеку — вне зависимости от его возраста.

Ее фильмы становились предупреждением, но не решением. Разбираясь с настоящим, она все отчаяннее боролась за будущее, от которого не отказывалась даже (особенно) в эпоху застоя. Поэтому надежда — пусть под самым тусклым светом лагерного барака («Беда») или уличных фонарей («Ключ без права передачи», «Пацаны», «Милый, дорогой, любимый, единственный…») — для нее все равно светилась.

Неистовый поиск, не приводя к ответам, никогда не оборачивался отчаянием, и это важнейшая черта времени асановского кино, ставшего последним рубежом перед кинематографическим и идейным безвременьем 90-х. Воспитанная Роммом в восторженные 60-е, она не могла не сообщать с документальной достоверностью тревожные, подступающие комом к горлу опасения нового времени. Ее работы, одна за другой, вбирая парадоксы застоя, пока не могли предать журчащие надеждой идеи оттепели. А до тотальных перемен, как и требований их Цоем, Асанова не дожила.

    «Ключ без права передачи», 1976 «Ключ без права передачи», 1976
«Ключ без права передачи», 1976 «Ключ без права передачи», 1976

Ее революция была стабильной и поступательной. Интонация оставалась угрожающей, но в бессмысленную панику не скатывалась. Истерики были фильмам Асановой не свойственны. В «Детях раздоров» муж (Валерий Приемыхов) нещадно попрекает истериками жену (Лариса Уварова), но все скандалы остаются за кадром. В «Беде» агрессивный ночной дебош в семье пьющего Кулигина (Алексей Петренко) прекращается самими участниками — не из-за страха перед соседями, но из-за стыда перед собой.

В «Пацанах» после эпизода с погромом лагеря безмолвная ярость Паши, безостановочно бьющего по лагерному «колоколу» — ржавому колесному диску — страшнее его реального крика. А сам эмоциональный взрыв с финальным «Я вас не прощаю!» — беспомощное признание, что ему-то на пацанов не все равно. К тому же это крик не бросившего надежду — к чему цинично призывают героя другие взрослые («Ты из-за этой шпаны спорт бросил?! Это ж заводь с травой и лягушками. Несолидно. Убого»), — а буквально ее зовущего. И надежда приходит, маячит — порой озорно, порой лениво, но откликается: «Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».

Тон фильмов Асановой не морализаторский. Если ее работы и назидательны, то только «силой собственного примера, собственного небезразличия». Словам, тем более воспитательным, Асанова знала цену, и в ее кинематографическое время она уже была невелика.

В сказках Асановой реки плакали от боли, натыкаясь волнами на острые камни. Так и романтические порывы оттепели, разбившись об острую реальность нового времени, только и успели попрощаться: «До свидания, мальчики!». В 80-е они постарались и все-таки вернулись назад — уже «Пацанами». Символично, что слова и музыка нежно любимого Асановой Булата Окуджавы могли бы сопровождать, наравне с другими ее фильмами, и «Пацанов». Как правильно, что это не сбылось: поэт старался и не смог подобрать ни рифм, ни аккордов. В «Ключе без права передачи» Окуджава еще делится с 10 «Б» прекраснодушным:

«Давайте восклицать
Друг другом восхищаться
Высокопарных слов
Не надо опасаться».

Но «Пацаны», для которых поэт просил Асанову оставить в кадре только тишину, были из другого времени, дышали другими стремлениями, в которых было место как раскатистым, даже без музыки поющим строчкам Виктора Большакова и Виталия Черницкого — «Будет лететь мой конь птицей по-над рекой», так и трепетному и все же чересчур расхожему «Мне нравится, что вы больны не мной» Марины Цветаевой. Важнее было только то, что пели в кадре сами ребята — под гитару, зычно, имея право «быть смешной, распущенной и не играть словами».

Словам, мы помним, цена невелика. Это же подтверждает и почтительный сосед (Зиновий Гердт) в «Жена ушла»:

— Дорогой сосед, вам когда-нибудь в жизни в трудной ситуации помогали слова?
— Мне? Пока нет. Но, правда, смотря, кто говорит.
    «Не болит голова у дятла», 1974 «Не болит голова у дятла», 1974
«Не болит голова у дятла», 1974 «Не болит голова у дятла», 1974

Говорили в фильмах Асановой немало. Слышали друг друга — не всегда. Пульнев в «Что бы ты выбрал?», в исполнении легендарного Феликса Равдоникаса, с восторгом слушает забредшего к нему домой маленького Вову (Анвар Асанов) и отмечает, что «человеку нужно выговориться — и все беды становятся не такими уж». За неимением доверия и понимания «в кадре», среди других персонажей, герои Асановой часто говорят с кем-то, сидящим вне пространства их фильма — будь то журналисты, члены съемочной группы или сама Асанова. Эти сцены не имеют ничего общего с диалогом: они не сняты восьмеркой, и вопросы там по значимости с треском проигрывают ответам. В «Ключе без права передачи» ребята 10 «Б» шутливо и немного цинично играют в этот формат «вопрос-ответ», нарекая свое развлечение «интеллектуальной паузой, интервью, звуковым письмом потомкам».

В «Беде» ставки несколько выше бытовой шутки. Страдающий и еще большие страдания приносящий Кулигин по-настоящему открывается лишь в эпизоде у психолога. На дворе 1977 год, в поселковой поликлинике сидит пьющий разнорабочий, громадная фигура которого стеснена не то что рамкой кадра, но осознанием собственного бессилия. Впервые испытывая внимание к себе и своим страхам, этот большой, потерянный человек, часто сглатывая, робко спрашивает врача: «Но это же может пройти? Я, допустим… Но не останется ж так, правильно?»

В «Пацанах» этот прием с импровизированным интервью, где нет ни заготовленного текста, ни заранее известных вопросов, определяет начало действия. Первые, кто встречают зрителя у «входа» в фильм, — прямые и ясные, оттого не менее жестокие, ответы реальных пацанов, казенно вписанных обществом в категорию «трудных подростков». Череда страшных в своей будничности признаний в том, что и напиться можно, и человека ударить, и на ограбление пойти, завершается вынесением приговора детству:

— Мечта?...
— Ну ты о чем-то мечтаешь?
— Не-а. Я не мечтаю.

Оммажное обращение к Антуану Дуанелю Франсуа Трюффо и его знаменитому интервью-допросу у полицейского в «400 ударах» роднит асановских героев не столько с архетипичным образом всех «трудных», сколько труднорастущих — часто в непригодных условиях, без любви и понимания. Но в том-то и суть, что никто не растет благостно, и всем бывает охота убежать. Подобно тому же Антуану — куда глаза глядят, в малообещающую пустоту или на поиски мечты — пусть и до востребования.

Маленький Вова в «Что бы ты выбрал?», в отличие от героев «Пацанов», мечтает. Он очень хочет «найти такое слово, которое сделает все в человеке». Возможно, это любовь. Именно о ней говорит мама Вовы (Екатерина Васильева) в заключительном монологе фильма, в формате того же интервью — глядя в камеру и общаясь уже со зрителем: «Любовь — она все заменяет».

Равно в любви видит свое единственное жизненное призвание Анна (Ольга Машная) в «Милом, дорогом, любимом, единственном…». Так же, глядя в камеру, она с запалом кричит, что знает: «Жизнь прекрасна и удивительна». За любовью героиня гонится неистово, обреченно. И действительно обрекает на мучения всех, кого встретит на пути.

Этот отчаянный бег асановцев — недолюбленных, брошенных, незамеченных — почти «ложное движение». Оно не имеет проложенного маршрута, но его цель сформулирована. Будь то незаслуженно преданная совесть (Анна в «Милом, дорогом, любимом, единственном…»), нежность внезапно оборванного детства (Сева Мухин в «Не болит голова у дятла»), благородное спасение ближнего («Пацаны»), благополучие своей семьи (Саша и Витя в «Жена ушла», мать в «Детях раздоров») и даже освобождение от нее (Алеша в «Детях раздоров»). Каждый бегущий видит в этих целях искупление, для каждого в них скрыта правда.

Самым несправедливым упреком в адрес детства Динара Асанова считала «вранье» — слепое невнимание к детской фантазии, к отказу воспринимать мир одобренной взрослыми палитрой. По Асановой, юность вовсе не раскрашена бесхитростно сплошь яркими красками, равно как и взрослый, пусть и конформистский мир не остается безнадежно серым. В ее историях дети и взрослые, «два воюющих народа», не живут отдельные жизни, но проживают общую, где все умудряется существовать в некоей диссонансной гармонии. А она, как заявил маленький Вова в «Что бы ты выбрал?», — «основа всего». Поэтому даже спорящим оттенкам и настроениям находится место. Однако мир в одночасье преображается, стоит доверить его ребенку. Хорошо, если взрослый успевает понять это вовремя. Так, папа Севы Мухина (Николай Гринько) в «Не болит голова у дятла», к стыдливому изумлению главного врага своего сына, вредного соседа Стакан Стаканыча (Михаил Светин), в знак поддержки своего ребенка наигрывает на барабанной установке Севы «Полевую почту» Марка Бернеса. А в сказке «Ай-гуль — Лунный цветок» чересчур строгий дедушка мальчика Куванычбека (Радующегося), все попрекавший внука за его небылицы про летающих в небе слонов, верблюдов размером с гор и парящих над ними стад овец, осмеливается поверить в происходящее и, взглянув на небо, наконец с восторгом разглядеть, «какие же большие у слона уши».

В работах Асановой эта перемена в изображении мира молодым человеком может быть показана как буквально, так и аллегорично. В «Не болит голова у дятла» Лева «Батон» Булкин (Александр Богданов) перекрашивает дверь в своей комнате и в воодушевлении просит заметить: «По собственной воле!» При этом единственный у Асановой черно-белый «Рудольфио», во всей своей контрастной цветности сообщает главное: черно-белых чувств не бывает. Постепенно очищаясь и от категоричности света и тени, и от избытка деталей, кадр превращается в кристальное — потому и хрупкое — пространство, заселенное лишь первой, такой сильной влюбленностью юной Ио (Елена Наумкина). Позже, с уходом героини, пустующее место заполняет чувство горечи и одиночества Рудольфа (Юрий Визбор), успевшего лишь на миг встретить безвозвратно ушедшую юность.

    «Ключ без права передачи», 1976 «Ключ без права передачи», 1976
«Ключ без права передачи», 1976 «Ключ без права передачи», 1976

Изображение в «Ключе без права передачи» мягкое, с теплой желтоватой дымкой — под стать терпко пахнущим страницам старых книг, по возвышенным заветам которых думают, что живут герои-десятиклассники. Их утонченная и романтизированная жизнь оборачивается игрой в декадентство, муляжом реальности. Они, как и их любимая Марина Максимовна, молоды, но очень несовременны.

В то время как одной из важнейших черт другого своего персонажа-педагога, Паши Антонова, Асанова сделала именно современность. Она же, остроконечная и неприглядная, выведена в «Пацанах» во всем концентрате цвета: от ярко-зеленых волн лоснящейся травы, в которой прячется Вова Киреев (Андрей Зыков), до трепещущих оранжевыми языками костров в лагерном поселении. Их воспитанники Паши разводят как для созидательных строевых работ, так и для бунта, «бессмысленного и беспощадного».

Исключительность взгляда Динары Асановой состояла в полном отсутствии снисходительности или пренебрежения по отношению к детскому опыту. Главным ориентиром для нее всегда была правда. У каждого героя она разная, и Асанова внимательно эти версии выслушивала и призывала им верить. Марина из «Ключа без права передачи» ошибалась во многом, но в одном была права: «Верить надо! Себе и ребятам!». Веру важно беречь. С грустной иронией об этом напоминается в «Жена ушла», когда брошенный муж Саша мечется по дворам пасмурного петербургского рассвета в куртке на голое тело да только и кричит: «Вера! Вера! Я же знаю, ты где-то здесь». Его окатывают водой из окна, а он принимается звать еще громче.

Так же упрямо призывала к вере и сама Асанова. Особенно когда добру приходилось откровенно худо. Режиссер говорила об этом в полный голос, поэтому в ее сказках привычные ложь и намек сменяются правдой — пусть и лирической. Равные роли отводятся и Свету, и Темноте. Последняя разумно признает: «Не была бы я Темнотой, если бы Света рядом не было» («Ай-гуль — Лунный цветок»). Асановское стремление к правде не может равняться торжеству радости. Как приветливый прохожий, она показывает направление, но не ведет за руку к месту назначения — ни героев, ни зрителей. Открытые финалы ее фильмов — с героями, бегущими за пределы кадра, за пределы времени, — важный акт милосердия. Надежду обретает «всяк сюда входящий». Но дорога к ней витиевата. Слоны пока еще тонут — хоть Асанова и просила обратного. Но ведь они, мы знаем, могут и взлететь...