Возлюбленные о Господе братья и сестры! Для чего Христос собрал последний раз на земле всех апостолов?
1. Чтобы через них показать всем нам, что СМИРЕНИЕ должно стать основой жизни христианина… Для этого Христос и умывает ноги своим ученикам.
Святитель Лука Крымский писал про это так: «мы должны всегда помнить и исполнять завет Христов: если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (Ин. 13:14—15).
Что значит умывать ноги друг другу?
Это значит, что мы должны глубоко смиряться перед всеми людьми, ни перед кем не превозноситься, всем служить, как служил Господь Иисус Христос. Это значит, что во всем должны мы служить ближним нашим, по слову Господа: «… а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой» (Мф. 20:26). Без всякой брезгливости… должны мы омывать, перевязывать и лечить отвратительные зловонные… раны братьев наших — раны телесные.
Также с великим смирением и любовью должны мы врачевать и духовные раны братьев наших, сносить немощи немощных, как повелевает апостол Павел; служить им, а не властвовать над ними; никем не повелевать, но быть всем слугой».
О каких духовных ранах говорит святитель Лука? Эту проповедь он говорил весной 1945 года, в борющемся со всеми религиями мира атеистическом государстве – СССР. Тогда там насаждалось и культивировалось массовое неверие людей в Бога. Сейчас вера в то, что Бога нет, уменьшилась, но появились другие раны: древнеславянское язычество, сектантство, а также очень распространённое обрядоверие, всеобщее маловерие и многое другое. Это произошло потому что после искоренения православной веры в душах людей образовался вакуум, который заполнили разные другие «веры»…
Нам нужно помнить: основа всего в христианстве — это смирение и любовь. Если не будет у нас смирения и любви, то мы точно не попадем в рай. Апостол Павел очень понятно это объяснил в 1 послании к Коринфянам (1 Кор. 13).
2. Ещё Христос собрал в этот вечер апостолов, чтобы установить Таинство Причащения Своего Тела и Крови.
Таинство — слово непонятное. Им мы называем то, что не можем полностью понять, что же это такое… Как в самом конце литургии мы под видом вина и кусочка хлеба получаем из Чаши Тело и Кровь Христовы?
Проглатывая Тело и Кровь Христа, мы глубоко соединяемся с Ним, и после этого некоторое время Христос живёт в нас.
Наши мысли и наши чувства изменяются: они становятся более возвышенными. Мы сами становимся на время другими, даже кровь течёт по телу причастника Христова…
Потом, когда мы начинаем грешить и этим отдаляемся от Бога, всё возвращается на свои обычные места.
Два совершенно необходимые условия для жизни с Богом – и на земле и на Небе – показаны Христом в Чистый четверг. Это:
Смирение — как основа земной жизни;
Причастие Тела и Крови Христовых.
Этими 2 камнями нужно заложить прочное основание духовной жизни. После этого придётся ещё долго трудиться, чтобы построить дом своей души.
Но если основа духовной жизни будет не смирение и Причастие, тогда в какой-то момент дом души перекосится, и стены дадут трещины. Тогда надо будет постоянно ставить подпорки и укреплять стены разваливающегося дома.
В таком печальном случае дом для души нужно будет полностью разрушить, чтобы добраться до основания и положить эти 2 камня – смирение и Причастие – как единственно верное основание духовной жизни...
Очень часто мы не желаем этого понять и судорожно цепляемся за развалины своей неправильной духовности, потому что не хотим поменяться и сделать правильные выводы!
Святитель Николай Сербский пишет: «да созерцаю Господа Иисуса на Тайной Вечери, а именно:
1) как должен был сказать Он Своим ученикам, что один из них предаст Его;
2) как и после всего… что сделал Он для Иуды…, Иуда пребыл непреклонным в своих помыслах о продаже… Учителя…;
3) как сожалел [и сожалеет] Господь о погибели Иуды, равно как и о погибели других предателей: Своих и Своей Церкви, во все времена до скончания века…».
Нам нужно постараться не расстраивать Христа своей жизнью. Не предавать Его своими личными грехами, не быть равнодушными к Святой Церкви и к духовной жизни.
Будем помнить слова священномученика Иллариона Троицкого о том, что талантами, которые дал Бог, нужно трудиться сперва для Церкви, а уже потом для себя – любимого! Аминь!
Иерей Андрей Гильгенберг, Дрезден-Германия.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ПРИМЕР ЖИЗНИ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ