По проекту этого отечественного изобретателя и ученого, входящего в число 100 самых талантливых инженеров всех времен и народов, было построено множество объектов. Он внес существенный вклад в развитие нефтяной промышленности и трубопроводного транспорта, а созданные им различные конструкции удивительным образом сочетают в себе изящество и функциональность, легкость и надежность.
М. А. Капелюшников. Инженер-ученый: К 100-летию со дня рождения В. Г. Шухова // Пионерская правда. — М., 1953. — №68 (25 августа). — С. 2
«Многое сделал Владимир Григорьевич для развития нефтяной промышленности в нашей стране. Он изобрел металлические резервуары для хранения нефти, сделал расчет и построил первый нефтепровод, по которому нефть с Балаханских промыслов поступала на нефтеперегонные заводы Баку. Для того чтобы перевозить нефть по Каспийскому морю и Волге, Шухов сконструировал первые в мире металлические нефтеналивные баржи и суда. Он изобрел форсунку, с помощью которой стало возможным сжигать мазут в топках паровых котлов и печах. Мазут, являющийся отбросом производства, стал ценным топливом, заменив дрова и каменный уголь на пароходах и паровозах... Он разработал оригинальные конструкции перекрытий, для общественных зданий, вокзалов. Особенно много поработал Шухов над созданием водонапорных резервуаров, маяков. Все его конструкции прочны и легки. Примером такого сооружения является радиобашня высотой в сто шестьдесят метров, построенная им на Шаболовке в Москве».
Оригинальные гиперболоидные конструкции принесли Владимиру Григорьевичу Шухову мировую известность. Всего было смонтировано порядка 200 таких объектов. Причем каждый из них уникален — нигде нет одинаковых сооружений. В 1930-1940-х гг. на территории СССР по чертежам инженера возвели несколько деревянных градирен, что было довольно необычным решением. Первая такая башня в 1938-м появилась в Харькове на местной теплоэлектростанции.
Через десять лет, уже после смерти Шухова, аналогичные конструкции построили в Североуральске Свердловской области. Они должны были охлаждать воду для котлов ТЭЦ. Со своей задачей эти многоярусные гиперболоиды успешно справлялись вплоть до середины 1960-х. К этому времени ввели газовую котельную, поэтому потребность в градирнях пропала.
Одну из них демонтировали, а вторую, к счастью, оставили, и она сегодня является единственным подобным объектом в России. Высота конструкции составляет 46 м (непосредственно самой градирни — 36 м), диаметр у основания — 32,5 м. Строили такие объекты примечательным способом: после установки опорной секции все остальные собирали уже внутри нее; чтобы новая секция прошла через верхнюю часть уже смонтированной, ее стягивали специальным деревянным корсетом (который затем разбирали) и поднимали при помощи А-образных двуног и блоков.
Екатерина Ножова, занимающаяся исследованием творчества В. Г. Шухова, подчеркивает уникальность уральской башни, называя данный проект рискованным и сложным экспериментом своего времени. Потребность в сооружении именно деревянной конструкции было вызвано острой нехваткой материалов. И метод, разработанный талантливым отечественным инженером, как нельзя лучше пригодился при строительстве жизненно важного для города объекта.
К сожалению, до сих пор остается актуальным вопрос сохранения наследия «русского Леонардо», как называют на Западе Шухова. Градирня нуждается в реставрации. Относительно ее дальнейшего использования поступали и поступают разные предложения. Но все они сводятся к одному — сохранить достопримечательность, присвоив ей статус памятника архитектуры регионального значения, и привлечь туристов. Но для этого необходимо создать соответствующую инфраструктуру.