727 подписчиков

Мемориальная скульптура: Меркуров

Сегодня мой рассказ — о выдающемся советском скульпторе-монументалисте Сергее Дмитриевиче Меркурове (1881-1952). Возможно, кому-то покажется неинтересным рассказ о человеке, который, кажется, только и делал, что создавал статуи Ленина и Сталина. Но это лишь вершина айсберга, скажем так. Ну, и время такое было.

Как бы то ни было, Сергей Меркуров:
— Снял более трехсот посмертных масок, усовершенствовав и превратив процесс в настоящее высокое искусство.
— Ввел "моду" на официальный стиль советских надгробий-бюстов.
— Создал три самых больших статуи Сталина на территории СССР (ни одна не сохранилась). Для создания монументов такого размера, как ни крути, тоже требовался недюжинный талант.
— Был директором Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в тяжелое время, 1944-1950гг., и блестяще справился с восстановлением музея и возвращением к мирной жизни.
— И, кстати, он был двоюродным братом мистика, философа и композитора Георгия Гурджиева. Но этот факт я привела так, заодно, более к нему возвращаться не будем.

Будущий лауреат двух Сталинских премий первой степени родился 26 октября 1881 года в армянском городе Александрополь, который в наши дни называется Гюмри. Семья его мигрировала туда из Греции в 1830х, и дед сам построил дом, который сохранился до наших дней. Ныне там находится музей Сергея Меркурова (в России музеев, посвященных скульптору, нет). Сам Сергей Дмитриевич до конца своих дней любил Армению, не забывал армянский язык и говорил: "Мои мать и отец греки, но я грек-армянин".

Молодость Меркурова прошла бурно: учился в Тифлисе, после поступил в 1901 году в Киевский политехнический институт, но был исключен за участие в политических волнениях. Уехал в Швейцарию и учился в Цюрихском университете, на факультете философии. Заодно поучился скульптуре у Адольфа Мейера, по совету которого продолжил обучение в Мюнхенской Академии художеств. В 1905-1907гг. учился и работал в Париже.

Сергей Меркуров
Сергей Меркуров

Вообще, когда читаешь биографии тех же скульпторов XIX — начала ХХ века, то они только и делают, что катаются учиться за границу. Кто-то за свой счет, кто-то по гранту (Нет денег, из бедной семьи? Императорская Академия художеств после окончания обучения выдаст грант на путешествие и повышение уровня образования). Такой принцип помогал талантливым молодым людям раскрыть и отшлифовать свой талант: увидеть своими глазами творения великих мастеров прошлого, поучиться у других скульпторов. А потом свой багаж новых знаний они привозили домой.

Но простите, я отвлеклась. Итак, в 1907 году Сергей Дмитриевич возвращается из-за границы, и не просто так, а по приглашению Армянской апостольской церкви, снять посмертную маску с усопшего католикоса Мкртича Хримяна.

Эта маска стала первой из многих. Год назад, подробно описывая экспонаты выставки "In Memoriam. Остановленное время", я приводила свидетельства очевидцев и воспоминания самого Меркурова о том, как снимались эти маски. Не буду повторяться, приглашаю перечитать те рассказы:
In Memoriam. Остановленное время. Часть 1
In Memoriam. Остановленное время. Часть 2
In Memoriam. Остановленное время. Часть 3

В музее скульптора в Гюмри висят некоторые из масок, созданные скульптором. В том числе и маска Ленина, ведь кого было приглашать для ее создания, как не самого признанного эксперта?..

Он снимал маски с Андрея Белого, Булгакова, Толстого, Маяковского, Сурикова, Ильи Ильфа, Брюсова, Клары Цеткин, Эйзенштейна, Плеханова, Свердлова, Орджоникидзе, Крупской...

В мастерской Меркурова, 1930е
В мастерской Меркурова, 1930е

12 апреля 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет "О памятниках республики", после чего, в том же году, утвердил список исторических личностей, памятники которым должны были появиться в городах. У Меркурова нашлись две готовые статуи, Толстого и Достоевского. Их внезапно утвердили, и это стало первым шагом к популярности у новых властей.

Обе статуи до сих пор стоят в Москве, хоть и меняли свое месторасположение.
Забавный исторический факт: для создания памятника Достоевскому скульптору позировал молодой Александр Вертинский. Меркуров потом вспоминал: "Отличный был натурщик. Усвоил мой замысел, принял правильную позу. А как держал свои изумительные пластичные руки!.."

Сразу напишу про еще одну статую, созданную тоже незадолго до революции.
Скульптура "Мысль", как и памятник Достоевскому, в 1918 году были размещены на Цветном бульваре. Обе потом "переехали".

Когда Меркуров еще жил в Париже, то учился в том числе и у великого Огюста Родена. И присутствовал на его открытии памятника "Мыслитель" в 1906 году. Потом, приехав в Россию, Меркуров создал свою "Мысль".

И вот такая интересная параллель: на могиле Родена стоит копия "Мыслителя".
А "Мысль" в итоге, в 1956 году, была перенесена на Новодевичье кладбище и установлена над могилой Сергея Меркурова. Где находится и ныне.

Гранитная плита на захоронении скульптора
Гранитная плита на захоронении скульптора

В 1920 году Меркурову была выделена дача в Измайлово, где он жил и работал до самой смерти. Сегодня того дома уже давно нет, но на его месте был установлен памятный гранитный камень, полузаброшенный, но сохранившийся до наших дней.

Как я уже написала в самом начале, Меркуров создал три самые большие статуи Сталина, которые был установлены в Ереване, в Дубне и в Москве (на ВСХВ, ныне ВВЦ). В Дубне статуя была парной: напротив была установлена такая же огромная статуя Ленина. Это совершенно уникальные скульптуры весом по 450 тонн и высотой 37 метров, которые напоминают какие-то изваяния древних богов. Я бывала в Дубне лет 10 назад, и у меня аж голова закружилась от громады сохранившейся статуи Ленина.

Кстати, в фильме "Волга-Волга" есть кадры, где видны обе статуи.
Во время хрущевской "оттепели" скульптуры Сталина начали повсюду уничтожать. Моя знакомая из Дубны рассказывала, что, по словам ее матери, когда монумент Сталину был разломан, то части его каменного тела закапывали по окрестным лесам, по-отдельности друг от друга. Постамент сохранился до сих пор.

Забавно представлять, что какие-нибудь археологи будущего через много лет отроют голову Сталина в лесах Дубны.

Статуи в Дубне
Статуи в Дубне

Сколько конкретно статуй обоих вождей создал Меркуров, я затрудняюсь написать. Кажется, их толком никто и не считал. Но не надо думать, что Сергей Дмитриевич при этом являлся безоговорочным адептом советской власти. Скорее, он хотел творить, и потому создавал то, что разрешалось создавать. И при это неоднократно помогал пострадавшим от репрессий или непримиримой критики.

А еще спас памятник Екатерине Великой.
Памятник этот из великолепного мрамора, весом в 4 тонны, изваял Александр Опекушин в 1885 году, и до революции статуя размещалась в Московской городской думе. После революции ее оттуда конечно убрали, и уже после войны Сергей Меркуров получил заказ: изваять 40 бюстов Карла Маркса из предоставленного "материала". Разламывать статую он не стал, а тайно переправил в Ереван к друзьям, где она и хранилась до начала XXI века, после чего творение Опекушина вернули в Москву и установили в Царицыно.

Сам Меркуров за эту проделку не успел понести наказания, так как умер. Незадолго до смерти он вдобавок посмел вызвать неудовольствие Сталина, преподнеся тому на 70-летний юбилей скульптуру "Похороны вождя". И скромно указав при этом стоимость подарка в дарственном письме. По легенде, Сталин ответил: "Тaкой дорогой подaрок принять не могу".
В наши дни скульптура размещена на Ленинских горках.

И еще один случай из биографии Меркурова обязательно стоит привести. Еще когда на месте взорванного храма Христа Спасителя планировали возвести Дворец Советов, то, по замыслу архитектора Иофaнa, будущее величественное сооружение должна была завершать статуя Ленина. Сергей Дмитриевич выиграл конкурс на создание монумента и с энтузиазмом приступил к созданию 100-метровой громады. Из письма Ворошилову, от 8 августа 1940 года:

"Нами проведены работы по ракурсам: с какой точки Москвы и как будет видна статуя; также взяты критические точки.
Проверяется буквально все.
Работа идет нормально, планомерно. Проведены экспериментальные работы по металлу (они еще продолжаются). Я лично стою за красную медь, покрытую электроном (одна часть золота, две части серебра — старый испытанный тысячелетиями сплав).
К 4 августа 1940 г. работы находятся в следующем состоянии: сделано:
около 40 эскизов по 50 см.
3 обнаженные фигуры по 2 метра.
3 обнаженные фигуры по 1 метру.
15 фигур по 1 метру.
4 фигуры подготовительные по 2 метра.
15 голов разной величины, начиная от натуральной, кончая головой для 10-метровой статуи.
Закончена экспериментальная голова из красной меди для статуи величиной в 10 метров.
Кисти рук для 2-, 5-, 10-метровых статуй.
Сделан каркас уха для 100-метровой статуи (величина каркаса уха 5 метров).
Выработаны образцы основного металлического каркаса. Сейчас заканчиваем окончательную модель в 2 метра и через месяц в 5 метров"...

Да, вы все правильно прочитали, Меркуров лепил Ленина... голым.
Эрнст Неизвестный рассказывал об этом так:

"Порaжaлa вообрaжение скульптурa голого Ленинa. Модель фигуры, которaя должнa былa венчaть Дворец Советов... Голый Ленин?! Но Иофaн в том, что Ленин остaлся дaже без кaльсон, нисколечко не виновaт. Меркуров, кaк серьезный профессионaл, штудировaл ленинскую плоть и вживaлся в aнaтомический обрaз Гения. Ильичa пришлось, в конце концов, приодеть в портки и пиджaк.
Но совсем стaновилось жутковaто, когдa Сергей Дмитриевич торжественно сообщaл, что в голове тов. Ленинa будет кaбинет тов. Стaлинa. И что, когдa этот монумент увенчaет Дворец Советов, тов. Стaлин, комфортaбельно рaсположившийся в плеши тов. Ленинa, воспaрит нaд облaкaми".

Дружеские шаржи на Меркурова от Бориса Ефимова (1947) и Кукрыниксов (1939)
Дружеские шаржи на Меркурова от Бориса Ефимова (1947) и Кукрыниксов (1939)

Кроме многочисленных вождей покрупнее и помельче, отмечу еще такие статуи Меркурова, как памятники Циолковскому, Вишневскому, Авербаху, Тимирязеву и Бурденко (Москва), памятник Карлу Марксу (Ульяновск), горельеф "Расстрел 26 бакинских комиссаров" (демонтирован в Баку в 1990х), рельефы для стадиона "Динамо" (Москва).

А теперь перейдем к надгробным творениям Сергея Дмитриевича.

Прежде всего, Меркуров — создатель пяти надгробных памятников у Кремлевской стены: Дзержинскому, Жданову, Калинину, Свердлову и Фрунзе. Как я написала в самом начале, он положил начало "моде" на надгробия-бюсты, которые стали весьма распространены начиная с послевоенного времени.

Мемориал был оформлен в 1946 году, так что Меркуров создавал памятники тем, кого к этому моменту успели похоронить в престижных индивидуальных могилах за мавзолеем. Следующим в этом ряду был перезахоронен из Мавзолея товарищ Сталин в 1961 году, но Сергей Дмитриевич к этому времени уже умер, так что бюсты и Сталина, и последовавших за ним Ворошилова, Буденного, Суслова, Брежнева, Андропова и Черненко создавались другими скульпторами.

На территории уничтоженного Братского кладбища на Соколе сохранилось буквально единственное надгробие — Сергея Александровича Шлихтера (1895-1916), павшего в боях Первой Мировой войны. То ли отец постарался, политический деятель, то ли массивное сооружение весом в пару тонн просто не нашли чем вывезти. Создал надгробие Меркуров, и мы еще поговорим об этом подробнее, когда я буду писать о том некрополе отдельно.

Мемориальные работы Меркурова можно увидеть и на Новодевичьем кладбище. Кроме его "Мысли", там размещены еще 6 скульптур. Особенно мне нравится "Икар" — статуя, размещенная на могиле авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова (1892-1944). Скульптура была создана еще в 1912 году, а когда к Меркурову пришли с просьбой создать надгробие, он предложил уже готовую работу.

Н.Н. Поликарпов, "король истребителей", стал одним из основоположников самолетостроения в СССР. Его двухместный разведчик Р-1, который выпускался в 1924-1932гг., стал первым серийным советским самолетом. И в целом в довоенные годы небо безраздельно принадлежало машинам Поликарпова: бомбардировщикам, штурмовикам, разведчикам и, конечно, истребителям линейки И.

Надгробие для брата второй жены Сталина, Павла Сергеевича Аллилуева (1894-1938), Меркуров создавал уже "с нуля".

Павел Сергеевич участвовал в Гражданской войне, стоял у истоков РККА как обособленного формирования, работал в Берлине (контролировал качество закупаемой авиационной техники), а в 1938 году выступил против репрессий в РККА, за что и был предположительно отравлен, но по официальной версии умер от инфаркта.

Надгробие Павла Сергеевича Аллилуева
Надгробие Павла Сергеевича Аллилуева

Михаил Лазаревич Вельтман (1871-1927) был активным участником социал-демократического движения и даже на пять лет был сослан на Колыму. Потом уехал в Париж, много публиковался и как военный корреспондент, и как публицист. После революции вернулся в Россию и развернулся здесь по другому профилю: организовал 1й съезд востоковедов, а с 1921 года стал руководителем Всероссийской научной организации востоковедов. Стоял у истоков Московского института востоковедения.

Надгробие Михаила Лазаревича Вельтмана
Надгробие Михаила Лазаревича Вельтмана

Владимир Алексеевич Гиляровский (1855-1935) в особом представлении не нуждается. Писатель, поэт, драматург, журналист и московский краевед. Его книга "Москва и москвичи" кажется была в каждом доме, или мне в детстве так казалось.

Интересно, что на памятнике был ошибочно выбит год рождения, 1853 вместо 1855. Так осталось и до наших дней, сами видите.

Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина (1859-1939) была в числе первых 13 человек, удостоенных звания Народной артистки СССР. Играла во множестве театров по разным городам, осев в итоге в Москве, в Малом театре. С 1911 года играла и в кино тоже.

Стоит тут добавить, что ее единственный сын Всеволод, тоже ставший актером, в годы войны переметнулся к немцам, выступал в театрах Берлина, и по радио тоже выступал, с призывом к своим бывшим соотечественникам сдаваться. За что я был убит в 1945-м при невыясненных обстоятельствах. В 1993 году был реабилитирован, но совсем недавно, в феврале, Генпрокуратура отменила это решение.

Надгробие Марии Михайловны Блюменталь-Тамариной
Надгробие Марии Михайловны Блюменталь-Тамариной

Только выбирая из своих папочек фотографии для этой подборки, я обнаружила, что Меркуров был удивительно постоянен в своих предпочтениях к цвету надгробных памятников.

Еще было создано надгробие для Евгении Богдановны Бош (1879-1925), в той же цветовой гамме, не могу найти в своих папочках снимок, да и ну её. Это была не слишком адекватная женщина-революционерка, в числе прочего жестоко расправившаяся с крестьянами в Пензенской губернии, которые протестовали против продразверстки. Застрелилась, не в силах терпеть болезнь.

За стеклом этого памятника стояла маленькая статуэтка Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова (1859-1935), дирижера и композитора. Надеюсь, она на реставрации. Михаил Михайлович был ректором Московской консерватории (1906-1922гг.), с 1925 года дирижировал в Большом театре.

Надгробие Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова
Надгробие Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова

Закончу свой рассказ еще одним воспоминанием, на этот раз из книги Юрия Александровича Федосюка "Короткие встречи с великими". Дело было в 1947 году:

"Валя М. познакомила меня в гостинице со Штроблем.... В холодный осенний день я поехал с ним в Измайлово, где жил и работал Меркуров.
...Обычно во время такого рода визитов наши деятели изощрялись в том, чтобы убедить гостя в достоинствах советского образа жизни и искусства, или, во всяком случае, говорили на умные профессиональные темы. То, что я увидел и услышал у Меркурова, меня поразило.
Прежде всего антураж большой залы, где Меркуров принимал гостя. Никакого следа подготовки к приёму, даже пол не был подметен. Дека огромного рояля была уставлена какими-то объедками. Нас усадили за стол без скатерти, на котором вскоре появились бутылки с вином, фрукты, торт....
Меркуров настойчиво угощал гостя, подливал вина, расспрашивал о каких-то общих знакомых, но ни одной значительной или просто серьёзной фразы из его уст я не услыхал. Разговор был обильно уснащён самыми дешевыми пошлостями.
...Меркуров пригласил гостя осмотреть мастерскую. В то время он работал над заказанным ему памятником Кутузову. Я удивился, увидав не полководца в мундире и при регалиях, а несколько вылепленных из гипса фигурок совершенно голого одноглазого старика. Мастер объяснил, что сначала лепит обнажённую модель, а потом уже «одевает» её. Я стал с интересом разглядывать мастерскую, надеясь увидеть в ней нагого Сталина. Но уже смеркалось, свет не включили, и мы поспешили уйти.
Перед нашим отъездом Меркуров столкнулся со мной в коридоре, остановил меня и отчётливо произнес:
— А я, молодой человек, «Спутник агитатора» не выписываю и не читаю. Принципиально не читаю. Вот так.
Очевидно, он прочитал на моем лице выражение крайнего недовольства приёмом. Избалованный властями, он ничего не боялся, вёл себя как хотел, и сам чёрт ему был не брат".

Закончу снимком Меркурова с одетым Сталиным
Закончу снимком Меркурова с одетым Сталиным

Благодарю за внимание.
Напоминаю, что
подписка на ТГ-канал поможет не пропускать новые посты. Дзен совсем урезал показы, теперь каждая статья откручивается ну раз 50 максимум. Авторы массово уходят с ресурса. Печаль.