Найти в Дзене
Виктор Никитин

Харрисон:"Дойдя до вершины, понимаешь, что ты даже не начинал идти"

Летом 1966 года, закончив последний концерт своего турне по США, Битлз принимают решение прекратить концертные выступления. Основная причина - усталось от бесконечных переездов, исполнение однотипного репертуара, и желание сосредоточиться на работе в студии. Джордж Харрисон сказал, что музыкальное направление Beatles в 1967 году он расценивал как "большую шутку". Он сказал, что группа не делала ничего нового, и в этом-то и была сермяжная правда. Джордж Харрисон сказал, что ему надоело постоянно гастролировать с Beatles. Практически с 1964 года Битлз безостановочно колесили по всему миру до середины 1966 года. В 1977 году Джордж сказал в книге "Джордж Харрисон: интервью и встречи" о музыкальном направлении Beatles в первой половине 1960-х. Он объяснил, что скучал по тем дням, когда группа выступала в Гамбурге, Германия. Для них это было самое экспериментальное и творческое время, школа музкальной жизни. Они играли днем и ночью и на их концертах было все, что угодно. Но Джордж не скучал

Летом 1966 года, закончив последний концерт своего турне по США, Битлз принимают решение прекратить концертные выступления. Основная причина - усталось от бесконечных переездов, исполнение однотипного репертуара, и желание сосредоточиться на работе в студии. Джордж Харрисон сказал, что музыкальное направление Beatles в 1967 году он расценивал как "большую шутку". Он сказал, что группа не делала ничего нового, и в этом-то и была сермяжная правда.

The Beatles
The Beatles

Джордж Харрисон сказал, что ему надоело постоянно гастролировать с Beatles. Практически с 1964 года Битлз безостановочно колесили по всему миру до середины 1966 года. В 1977 году Джордж сказал в книге "Джордж Харрисон: интервью и встречи" о музыкальном направлении Beatles в первой половине 1960-х. Он объяснил, что скучал по тем дням, когда группа выступала в Гамбурге, Германия. Для них это было самое экспериментальное и творческое время, школа музкальной жизни. Они играли днем и ночью и на их концертах было все, что угодно. Но Джордж не скучал по тому времени, когда Beatles начали гастролировать по миру. Он сказал, что было “утомительно” гастролировать, потому что им приходилось играть одни и те же мелодии каждый вечер.

“Я чувствовал себя постаревшим, знаете, потому что ты играешь одни и те же риффы, да-дада-динь-динь-доу, ну, знаете этот ”Twist and Shout" и тому подобное", - сказал Джордж.

Однако, как только гастроли прекратились, Джордж почувствовал, что теряет свои навыки игры на гитаре. Он несколько месяцев подряд проигрывал одни и те же пять мелодий и, чтобы немного взбодриться, обратился к ситару.
К счастью для Джорджа, он мог проводить больше времени в студии звукозаписи, когда группа прекратила гастроли. Хотя, по словам Джорджа, начавшийся экспериментальный период продлился не слишком долго.

К 1967 году Джордж снова начал чувствовать себя несвежим. "Битлз" экспериментировали, но это не значит, что они что-то меняли или прилагали к этому много усилий.
Melody Maker спросил Харрисона:

“Джордж, можешь ли ты сказать, на каком музыкальном уровне находятся Beatles сегодня? Что вы сейчас пытаетесь сделать?”

Джордж:

“Ничего. Мы ничего не пытаемся сделать. Это большая шутка. Это даже шутка космического масштаба. Все слушают наши записи и говорят: "Интересно, как они до этого додумались?" или "Интересно, что они планируют дальше?", что бы они там не говорили, но мы ничего не планируем. Мы ничего не делаем. Все, что мы делаем, - это просто остаемся самими собой. Все просто получается само собой. Потому что все равно мы Beatles. Все, что любой из нас сейчас пытается сделать, - это обрести как можно больше мира и любви. Любовь никогда не может быть сыграна, потому что вы не можете сыграть правду. Все, что я говорю, может быть воспринято миллионом разных способов, в зависимости от того, насколько запутался читатель.
Но на самом деле “Битлз" - это просто хобби. … все делается само собой. Нам даже не нужно думать об этом. Песни пишутся сами собой. Все получается очень просто. Все, что приходит нам в голову, мы пытаемся изучить или узнать - а лично я считаю, что это очень много, так много всего, что нужно усвоить, - и все же результат, который мы получаем на выходе, все равно намного меньше того, что мы вкладываем.
Все относительно. Теперь мы это знаем. Мы подошли к тому моменту, когда некоторые люди говорят: "Вы больше ничего не можете сделать". Мы понимаем, что это зависит только от того, кто это говорит и где они находятся. Они смотрят вверх и думают, что мы больше ничего не можем, но когда ты оказываешься там, наверху, то видишь, что ты еще и не начинал”.

По словам Джорджа, Beatles могли бы сделать гораздо больше.

Есть ли какой-нибудь альбом, получивший бОльшее признание, чем альбом Битлз Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club? У меня он точно в пятерке лучших из всего, что я слышал. Пока при всех плюсах и минусах, никто мне обратного не доказал. На протяжении десятилетий альбом 1967 года был памятником в карьере Beatles (и музыке в целом). В 90-х Пол Маккартни сказал, что выбрал бы Pepper в качестве своего любимого альбома Fab Four (если бы его заставили сделать такой выбор). Оглядываясь назад, спустя 25 лет, Пол считает, что альбом по-прежнему востребован, и гордится своей выдающейся ролью в его создании. В свойственной ему противоречивой манере Джон Леннон признал важность альбома (особенно “A Day in the Life“), в то же время выявив недостатки в концепции и общем восприятии. “Миф альбома "The Pepper" куда масштабнее, но музыка на The White Album намного лучше”, - сказал он в 1971 году.

Джордж Харрисон и Ринго Старр также не считали "сержанта Пеппера" вершиной творчества Beatles. На самом деле, оба говорили о том, что им было скучно во время записи альбома в 67-м. Ринго сказал, что он чувствовал себя сессионным музыкантом.

Выступая с концепцией вымышленной группы, “She's Leaving Home”, “Fixing a Hole” и несколькими другими песнями, Пол был доминирующей силой на этих записях. И он тесно сотрудничал с Джорджем Мартином над правильными аранжировками.

Для Ринго, который пропустил “She's Leaving Home” и у которого не было ни одной из его собственных композиций на Sgt. Pepper, наложение треков друг на друга во время записи стало утомительным занятием.

“Это, вероятно, был пик наложений”, - сказал он журналу Paper в 1977 году. “Лично для меня это знаковый альбом. Однако это не мой любимый альбом, потому что мы в некотором смысле использовали друг друга - и когда ты отбарабанил на записи, а потом вместо тебя приходили все эти струнные - было ощущение, что мы проводим сессии приглашенных музыкантов”.

В том интервью Ринго отметил, что "The White Album и Abbey Road занимают более высокое место в его списке, потому что группа “снова стала группой”. Выступая в Parade в 2019 году, Ринго высказал ту же точку зрения. “Pepper был великолепен, но мы много времени сидели без дела”, - сказал он. “Мы были как студийные ребята”.

Джордж считал пять месяцев работы над альбомом потеряным временем.

"Мы не были группой”, - сказал он в "Антологии Битлз". “Запись альбома превратилась в процесс сборки – небольшие детали, а затем наложение в общее целое”. Ожидая, когда можно будет записать какую-нибудь странную гитарную партию в песне, которую придумал Пол, Джордж обнаружил, что ему нечем заняться в студии.

“В большинстве случаев все заканчивалось тем, что Пол один играл на пианино, а Ринго поддерживал ритм”, - сказал он. “Для меня это стало немного утомительным и скучноватым”.

Что касается вклада Джорджа в альбом, то Харрисону приписывают только одну песню: “Within You Without You”. Поначалу у Джорджа был шанс записать второй трек для Sgt. Pepper. Однако во время этих сессий он был отклонен. Неудивительно, что он не считал этот альбом достижением для группы.

Джорджу казалось, что "Битлз" не делают достаточно для того, чтобы привносить что-то новое в свою музыку и исследовать мир. Он смотрел на своего музыкального гуру, легендарного ситариста Рави Шанкара, и понял все, что тот делает. Это заставило его почувствовать, что он застрял в архаичной, устаревшей рок-группе.

“Возьмите Рави Шанкара, он просто великолепен”, - сказал Джордж. “Что касается поп-музыки, то чем больше вы ее слушаете, тем больше вы ее узнаете, тем больше вы в ней разбираетесь и тем меньше удовлетворения она вам приносит, в то время как индийская музыка и Рави Шанкар как личность... все с точностью до наоборот, потому что чем больше вы понимаете его музыку, тем больше она вам нравится. вы видите больше того, что стоит ценить в музыке. Ты получаешь больше пользы от этого. У вас может быть всего одна пластинка индийской музыки, которую вы можете слушать всю оставшуюся жизнь, и вы, вероятно, так и не поймете всех ее тонкостей. То же самое и с Рави Шанкаром. Ему кажется, что он еще и не начинал, и все же он делает так много: обучает стольких людей, пишет музыку к фильмам и все такое”.

Джордж считал, что "Битлз" сделали все, что могли. Музыка, которую они записывали, была удовлетворительной, но не более того. Джордж сказал, что они продолжат и “запишут альбом получше, чем "Сержант Пеппер". Но я не знаю, каким он будет”. Впрочем, кто мог винить Джорджа? Когда "Битлз" создали альбом "Клуб одиноких сердец", он только что вернулся из шестинедельной поездки в Индию, где читал о древних гуру и целыми днями слушал индийскую музыку у подножия Гималайских гор. Когда он вернулся, Джордж уже больше не хотел быть в "Битлз". В книге “Here Comes The Sun: Духовное и музыкальное путешествие Джорджа Харрисона" Джошуа Грин написал:

"Группа была его работой, и, как ответственный ее участник, он продолжал играть на соло-гитаре и исполнять и писать свои песни, но медитация открыла ему его внутреннюю личность с творческой энергией и оригинальными идеями, стремящимися к совершенству, которые он не мог выразить в Битлз”.

Грин добавил:

“Джордж хотел знать, кто он такой и кем был Бог, и все, что не имело к этому отношения, каким бы новаторским оно ни было, не могло заинтересовать его. Полу пришла в голову инновационная идея для их альбома. "Битлз" притворялись кем-то другим, выдуманной группой под названием Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band, и каждый раз, когда кто-то из "Битлз" пел, он притворялся кем-то из выдуманной группы. Джорджу стало как-то неуютно и скучно от этой идеи. Они работали над альбомом с ноября, и конца этому по-прежнему не было видно”.

Чтобы не потерять интереса к группе и не уйти из нее совсем, Джордж начал экспериментировать с музыкой при любой возможности. Однако ничто не могло успокоить душу Джорджа, пока он не покинул Beatles.

-3

И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.