Найти тему

Концерт-открытие XXXVII Собиновского фестиваля

Оглавление

С 21 мая по 4 июня в Саратовском академическом театре оперы и балета пройдёт XXXVII СОБИНОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ.

Откроется фестиваль 21 мая большим концертом, составленным из произведений родоначальника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки.

В исполнении симфонического оркестра театра прозвучат известнейшие опусы композитора – «Вальс-фантазия», «Камаринская» и одна из испанских увертюр «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Во втором отделении солисты и хор театра представят сцены из оперы «Руслан и Людмила». Режиссер концертной постановки - Андрей Сергеев.

За дирижерским пультом – народный артист России Юрий Кочнев.

«Вальс-фантазия»

«Вальс-фантазия» занимает особое место в творчестве Глинки. Это одно из самых романтических сочинений композитора.

«Вальса-фантазии» весьма симптоматична: молодой Михаил Иванович Глинка познакомился с очаровательной девушкой, воспитанницей Смольного института Екатериной Керн, дочерью легендарной Анны Керн, которой Александр Сергеевич Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье». И, как будто следуя по стопам великого поэта, Глинка создал собственное «чудное мгновенье», «Вальс-фантазию».

Пусть "эта музыка напомнит тебе дни любви и младости..." написал Глинка, закрыв последний лист партитуры. Образ прекрасной девушки и чувства, вызванные в Глинке, тени препятствий, разделявшие Глинку и Керн, воплощены в этой музыке. Его недолгий период романа с Е.Керн отмечен подъёмом творческой деятельности. Вальс-фантазия одна из вершин этого подъёма... Тема любви ассоциировалась у Глинки с вальсом: в те времена балы были главным местом любовных свиданий, и надежды на счастье и угрозы разлуки как будто витали в бальных залах.

Вальс-фантазия сразу же стал популярным. Звуки вальса "...оглашали 2 лета сряду цветники Павловского вокзала...". Музыка Вальса-фантазии возвышает слушателя, всё говорит о внутреннем благородстве... Она становится необычайно выразительной и говорящей. Звучание в каждом новом туре танца преподносит слушателю сюрприз: то это выразительная мелодия скрипок, поддерживаемая бархатным звучанием остальных струнных, то соло валторны… Звучание оркестра, когда играют все инструменты (tutti) празднично, торжественно, но нигде не крикливо, никогда не вульгарно. Глинка всегда оставался художником.

... Вальс-фантазия был последним крупным произведением Глинки. Он не знал, что покидает Петербург навсегда, что ему более не суждено будет увидеть город, который был местом его «побед и несчастий». Вышло так, что этим вальсом Глинка прощался со всем, что было ему дорого...

-2

Фантазия на две русские темы «КАМАРИНСКАЯ»

«Камаринская» — симфоническое произведение, написанное М. И. Глинкой в 1848 году в Варшаве. Близка к жанру фантазии и увертюры. К тому времени Глинка уже был известным композитором, автором двух опер. Сам он подробно вспоминал в своих «Записках» об обстоятельствах её возникновения: «В то время случайно я нашел сближение между свадебною песнею „Из-за гор, гор высоких, гор“, которую я слышал в деревне, и плясовою Камаринскою, всем известною. И вдруг фантазия моя разыгралась, и я вместо фортепиано написал пьесу на оркестр под именем „Свадебная и плясовая“».
Русская народная песня «Камаринская» появилась, как радостная пляска в честь освобождения от татаро-монгольского ига.

Дубровский вспоминает о том, как Глинка работал над партитурой: «Она совершенно была готова в его воображении; он записывал её как обыкновенный смертный, записывающий какие-нибудь беглые заметки, и в то же время разговаривал и шутил со мной. Вскоре пришли два-три приятеля, но он продолжал писать при громком хохоте и говоре, нисколько этим не стесняясь, — а между тем передавалось нотными знаками одно из самых замечательных его произведений».

Другие современники Глинки, в частности, В. В. Стасов, вспоминают о том, как композитор впервые исполнял ещё находившееся в процессе становления произведение: «Когда Глинка играл нам тогда свою „Камаринскую“ с миллионом все новых и новых вариаций, так как „Камаринская“ вовсе ещё не получила окончательного вида, я … часто просил его повторить вот такую или такую вариацию, игранную им нам в прошлый или предпрошлый раз. Но часто они были уже у него забыты, и вместо них он фантазировал всё новые и новые — без конца; наше восхищенье было в таких случаях беспредельно».

Первое исполнение «Камаринской» состоялось — с большим успехом — 18 марта 1850 года в Петербурге. Глинка, всё ещё находившийся в Варшаве, при нём не присутствовал и впервые услышал своё произведение лишь в апреле 1852 года. «Камаринская» относится к зрелому периоду творчества композитора. В. А. Цуккерман назвал её «сгустком творческого опыта Глинки, кульминацией, которая завершила его искания в области симфонизации русской народной музыки».

В 1980 году на знаменитую музыку был выпущен мультипликационный фильм «Камаринская». Мультфильм принадлежит серии экранизации фольклорных песен и шедевров отечественной классики, реализованные режиссером Инессой Ковалевской.

Увертюра «ВОСПОМИНАНИЕ О ЛЕТНЕЙ НОЧИ В МАДРИДЕ»

М.И. Глинка был первым русским композитором, побывавшим в Испании (1845-1847). Он изучал культуру, нравы, язык испанского народа; записывал испанские мелодии (от народных певцов и гитаристов), наблюдал народные празднества. Поскольку светская музыка Испании, звучавшая в театрах, в то время в значительной степени находилась под влиянием музыки итальянской, его больше интересовали «напевы простолюдинов». Около 20-ти народных напевов с текстами без сопровождения Глинка записал в Мадриде и Гранаде. Испанские впечатления вдохновили его на создание двух симфонических увертюр. Это «Арагонская охота» (1845) и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1848-51), где воспроизведены картины жизни испанского народа.

«Ночь в Мадриде» начинается как бы исподволь, словно нащупывается будущая мелодия в отдельных мотивах, прерываемых паузами. Постепенно рождается тема хоты, она становится все более отчетливой и вот уже, гибкая, грациозная, она звучит в блестящем оркестровом наряде.

Открыв испанскую культуру для русской музыки, Глинка заложил традицию, ставшую одной из самых плодотворных в отечественной классике.

Сцены из оперы «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Михаил Иванович Глинка — основоположник русской оперы, создатель двух ярких и важнейших для национальной школы опер: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Опера «Руслан и Людмила» стала эпохой в русской музыке по своей новизне и неожиданности, так же, как в свое время поэма стала эпохой в русской литературе.

Эта опера сильно повлияла на русскую музыку. Глинка применил множество уникальных приемов, которые позже использовали другие композиторы в своих произведениях. Например, Глинка придумал, как в симфоническом оркестре передать звучание гуслей.

В концерте принимают участие:

  • народный артист России Виктор Григорьев
    лауреат Международных конкурсов Екатерина Власова
    лауреат Международных конкурсов Марина Демидова
    лауреат Международных конкурсов Илья Говзич
    лауреат Всероссийского конкурса Виктор Куценко
    дипломант Международного конкурса Иван Подгороднев
    Иране Ибрагимли
    Николай Колесников
  • Хор Саратовского театра оперы и балета
  • Хормейстеры – Анна Вильперт, Михаил Толчин
  • Симфонический оркестр театра
  • Режиссёр – Андрей Сергеев
  • Дирижер – лауреат Государственной премии РФ, народный артист России Юрий Кочнев

КУПИТЬ БИЛЕТ

ОЗНАКОМИТЬСЯ С ПОЛНОЙ ПРОГРАММОЙ ФЕСТИВАЛЯ

-3