Найти тему

Рипли. Сериал. США. 2024 г. 18+

Рипли. Сериал. США. 2024 г. 18+

Том Рипли – мелкий мошенник, живёт в Нью-Йорке, промышляет подделкой чеков. Как-то раз он получает интересное предложение об богатого финансиста, чей сын Дикки – бывший сокурсник Тома - вместе со своей подружкой прожигает средства семейного трастового фонда где-то в Италии. Родители не оставляют надежд наставить сынка на путь истинный и засылают к нему разных людей, чтобы они правильно на Дикки повлияли, уговорили вернуться домой и заняться делом. Тому оплачивают поездку в Италию, он втирается в доверие к Дикки, и, в результате, убивает Дикки и крадёт его личность: подделывает паспорт, обналичивает чеки. Том/Дикки вынужден скрываться от знакомых Дикки и полиции, но шило в мешке не утаишь.

Патриция Хайсмит написала о Томе Рипли пять книг. Я прочитал две или три, и не скажу, что это верх детективного жанра. Что действительно получилось у Хайсмит – это центральный персонаж. Рипли – психопат, серийный убийца. Том – не садист, не маньяк, а убивает потому что... так получилось. Рипли не садист, не маньяк, у него всего лишь отсутствует совесть. Хотя он может испытывать сожаление из-за своих злодейств, например, одно из убийств считает «несвоевременным и необязательным». Рипли не столько умён, сколько хитёр, не способен чувствовать эмоции других людей. На этом многие планы Рипли и рушатся. Люди быстро понимают: с Томом что-то не так, не смотря на его благообразность, интеллигентность и хорошие манеры. Рипли зачастую действует импульсивно и не совсем логично. Его мотивация достаточно проста – ему нравится роскошь, красивая жизнь. Очаровательное, во многом уязвимое, чудовище, далеко не суперзлодей.

В кино Рипли повезло, играли его Ален Делон, Мэтт Деймон, Джон Малкович. Самая удачная, на мой взгляд, экранизация первой книги цикла – фильм «Талантливый мистер Рипли» 1999 года с Мэттом Деймоном. К нашему времени персонаж немного истрепался, и снимая сериал, так или иначе, пришлось бы вступать в дискуссию с предыдущими киноадаптациями. Создатели шоу пошли нетривиальным путём. Из книг Хайсмит позаимствовали мрачную нуарную атмосферу, но прилично переработали персонажей. Сериал нарочито стилизован под неонуар – монохромная картинка, крупные планы, акцент на второстепенные повторяющие действия. Каждая сцена – идеально выверена, самодостаточна. Визуально сериал – идеален, но не за счёт ярких цветов, их тут как раз-таки нет от слова совсем, но благодаря вкрадчивости и аскетизму. Эндрю Скотт (Мориарти из «Шерлока») очень хорошо вписался в роль, внешность у актёра подходящая. Играет скупо, малоэмоционально, порой одного взгляда достаточно, чтобы передать мысль или желание героя. В новой трактовке Рипли не так молод, как в первой книге Хайсмит, и значительно более психопатичен. Рипли в исполнении Деймона казался более человечным.

Сюжет интересный, но без неожиданностей. Если вы читали книгу или смотрели фильм 1999 года – вы в курсе всех основных событий, ничего нового сценаристы не добавили. А кое-что даже нетолерантно вырезали, например, намёки на гомосексуальность Рипли, которых в книгах и предыдущих экранизациях предостаточно. История разворачивается медленно, без резких переходов, медитативно, и, что уж там, скучновато. Очевиден дисбаланс в сторону эстетики, с ущербом для динамики. И всё же, даже понимая законы неонуара, не могу не спросить – зачем зрителю по десять раз наблюдать, как снимают ключи от номера и вешают обратно, с одного и того же ракурса? Порой мне казалось, что сериал нагло тратит моё время. И это тоже минус проекта – узкая стилизация. Нуар, конечно, выглядит оригинально на общем плане, ретро всегда вызывает чувства у зрителя, но в данном случае немного переборщили.

Резюмирую: камерный проект не для всех, снят с большим мастерством, эстетически амбициозный, но неживой, холодный, слишком жанровый и заметно затянутый.