Найти в Дзене
Цифровая родословная

Учились ли крестьяне? От плуга до перрона

Часто можно встретить мнение, что крестьяне были поголовно неграмотными, но это не так! По переписи 1897 года в среднем 22.9% крестьян были грамотными, но, конечно, мужчины преобладали в этой категории, среди женщин всего 5.7%. Не все отдавали детей учиться, потому что не понимали, зачем это им надо, предпочитали использовать их как помощников по хозяйству. Но ситуации могли складываться очень по-разному. На сайте архива ЦГИА вводила разные семейные фамилии в надежде, что кого-нибудь найду. И опять повезло Андрею Блюм, брату моей прапрабабушки Ольги - нашлось дело "Блюм Андрей Михайлович. Управление Северо-западных железных дорог. Личные дела рабочих и служащих". На самом деле, ничего удивительного нет - как я уже рассказывала, Андрей Блюм был начальником нескольких железнодорожных станций, а люди, которые когда-то продвинулись по служебной лестнице, просто оставили больше документальных следов. Но как же удалось деревенскому мальчишке добиться таких успехов? Казалось бы, после изучен
Оглавление

Часто можно встретить мнение, что крестьяне были поголовно неграмотными, но это не так! По переписи 1897 года в среднем 22.9% крестьян были грамотными, но, конечно, мужчины преобладали в этой категории, среди женщин всего 5.7%.

Не все отдавали детей учиться, потому что не понимали, зачем это им надо, предпочитали использовать их как помощников по хозяйству. Но ситуации могли складываться очень по-разному.

На сайте архива ЦГИА вводила разные семейные фамилии в надежде, что кого-нибудь найду. И опять повезло Андрею Блюм, брату моей прапрабабушки Ольги - нашлось дело "Блюм Андрей Михайлович. Управление Северо-западных железных дорог. Личные дела рабочих и служащих".

На самом деле, ничего удивительного нет - как я уже рассказывала, Андрей Блюм был начальником нескольких железнодорожных станций, а люди, которые когда-то продвинулись по служебной лестнице, просто оставили больше документальных следов.

Но как же удалось деревенскому мальчишке добиться таких успехов?

Казалось бы, после изучения уже 2 железнодорожных дел по Андрею, я уже всю его биографию знаю, но именно эти новые документы и показали, и рассказали как раз о том, как и в какие сроки это получилось!

Мало работы

"Я с 8 лет пас коров, а зимою с 1905 по 1908 год посещал земскую сельскую школу. С 1908 по 1910 летом пас коров, а зимой работал кое-что по крестьянству, но так как у отца была большая семья 13 человек, всем не хватало работы и я стал просить отца отдать меня в какое-либо учение. В 1910 году я был отдан учиться в город Новоржев в 4-классное высшее начальное училище и окончил таковое в 1914 году.

И с этого момента прекратилась моя связь с деревней. По 1916 работал в Духновском волостном правлении писарем".

В другой биографии Андрей рисует картину деревенской жизни чуть подробнее, и, заодно, и состав семьи проявился:

"Я детские года пас отцовских коров. В 1910 году отец имел уже зажиточное хозяйство 6-7 коров 2 лошади 10-15 овец. Землю обрабатывал исключительно своим трудом, так как семья у отца в это время была большая, то есть отец, мать два брата (кроме меня), старший брат был женат и имел 4 детей, три сестры.

После окончания земской школы меня родители и братья думали отдать учиться портняжному ремеслу, ввиду того, что всем на крестьянстве было мало работы. Но я был склонен продолжать учиться, но родители были против этого, так как требовались средства, а потому после сельской школы я опять 2 года пас коров.

В 1910 году меня решили отдать в городское училище в г. Новоржев, расположенный в 40 км от родины. Но поставили мне условие, что после окончания училища я лишаюсь имущества и земли, которые приходились бы на мою долю, ибо средства, которые затратят на мое обучение, будут составлять мою долю. На что я радостно согласился лишь бы выбраться учиться."

Аттестат

Я была поражена предметами, которые изучал будущий начальник станции в высшем начальном училище: кроме необходимых предметов, таких как арифметика, алгебра, геометрия, физика, черчение, география - пение, французский язык, немецкий язык! И это всего 4 класса!

-2

После окончания школы проработал 2 года писарем, работал почти круглые сутки и получал за это 10 рублей. Для сравнения нашла цены почему-то на водку - бутылка стоила от 40 до 60 копеек.

А потом подал прошение стать учеником телеграфиста, где причиной смены работы указал низкую оплату труда.

Прошение

Оказывается, в то время можно было ходатайствовать за кого-то!

-3

"Господину контролер-механику телеграфа 2 участка

Прошение

Имею честь покорнейше просить Вашего ходатайства о принятии в ученики телеграфа моего двоюродного брата, который имеет честь представить нижеуказанные документы:

  • прошение о принятии его в ученики
  • аттестат об окончании Высшего начального училища
  • и паспорт.

Телеграфист станции Невель Александр Степанов."

Так, еще и двоюродный брат нашелся, я пока такого в дереве не встретила. Может, и не брат вовсе.

И не поверите, на эту записку обратили внимание и так на службе появился новый ученик!

Учеба продолжается

Как только стал помощником телеграфиста, так сразу отправили дальше учиться - на курсы в Петроград в на 5 месяцев сразу на должность помощника начальника станции.

Предметы такие интересные:

  • техническая эксплуатация,
  • коммерческая эксплуатация,
  • сигнализации, тарифы,
  • телеграфия,
  • вагонное хозяйство,
  • работа на телеграфном аппарате.
-4

Затем работал долгие годы дежурным по станции в разных населенных пунктах, иногда стрелочником, а затем и начальником станции. Пока не попал под репрессии в 1938 году.

Бонус

А еще в деле оказалась фотография! Правда, очень блеклая, пришлось ее отдать нейронной сети на раскрашивание, получилось не совсем естественно, но зато теперь можно хоть что-то разглядеть и я в восторге!

-5

Это семнадцатая статья из серии про Поиск истоков семьи с забытой фамилией Блюм. Начало можно прочитать здесь.
Предыдущая статья Используем названия деревень для восстановления истории семьи