Псалтирь – сборнике песнопений содержит 151 псалом, но самый известный из них пятидесятый - покаянный. Его ежедневно читают в православных храма, а верующие каждый день повторяют его дома в утренних молитвах.
Большинство псалмов написано царём Давидом, в том числе и пятидесятый. «Популярность» этого псалма объясняется тем, что именно Давид знал, что такое настоящее покаяние. Надписание к пятидесятому псалму звучит так: «Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии». Эти строки повествуют о грехопадении Давида - царя древнего Израиля.
Так что же он совершил 3000 лет назад?
Давид – царь Израиля и Иудеи
Давид был сначала царём Израиля, затем царём Иудеи, потом царём объединённого царства Израиля и Иудеи со столицей в Иерусалиме, всего царствовал 1010-970 годы до н.э. Именно из его колена должен был появиться Иисус.
Царство его было могущественным, армия сильной и непобедимой, все враги израильтян были разгромлены и искали с ним союза. Жил Давид в роскошном дворце, отделанном ценными породами дерева.
И была у Давида большая семья – восемь законных жён (те, что упоминаются в Писании, не исключено, что были и другие), помимо жён было множество наложниц и детей.
В народе он слыл как справедливый судья, но однажды и с ним случился грех.
Грехопадение Давида
«Однажды под вечер он прогуливался на кровле царского дома и увидел купающуюся женщину; а та женщина была очень красива» - так начинает описывать грехопадение Давида Библия.
Давиду она очень понравилась, и послал слуг разведать, кто она. Слуги доложили, что это Вирсавия – жена храброго воина Урии Хеттеянина, находившегося в то время на войне с аммонитянами (соседнее племя, воевавшее с Израилем).
Давида не остановило то, что Вирсавия была замужем, он не привык себе в чём-то отказывать
«Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею» (2-я Книга Царств 11:4).
Через некоторое время Вирсавия сообщила Давиду о своей беременности. По закону Моисея появление ребёнка у женщины, муж которой находился на войне свидетельствовало о наличии прелюбодеяния, а ребёнок служил доказательством. За это обоих виновников ждала смерть – таких преступников забивали камнями.
Поэтому Давид решается на хитрость: он вызвал Урию в Иерусалим, якобы узнать последние военные новости и надеялся, что Урия проведёт время короткого отпуска с женой и тогда рождение ребёнка не вызовет вопросов.
Урия приехал и провёл два дня в Иерусалиме, но к жене даже не зашёл, а ночевал вместе с другими воинами у царского дворца. Урия был честным воином и считал пока идёт война и его товарищи погибают невозможно и постыдно идти в свой дом «и есть, и пить, и спать со своею женою».
Увидев это, Давид решается на убийство. Вместе с Урией он отправляет военачальнику Иоаву письмо, в котором просит послать Урию на самый опасный участок фронта и сделать так, чтобы он на какое-то время остался один на один с врагами. Иоав исполнил роковой приказ.
Получив весть о гибели мужа, Вирсавия плакала положенные семь дней, а потом Давид забрал её и женился на ней, в скором времени Вирсавия родила сына Соломона. Никто ни о чём не узнал, и Давид думал, что совершённое им преступление со временем забудется.
Покаяние
Однако через некоторое время к Давиду пришёл пророк Нафан, который сначала рассказал ему притчу про богатого и бедного.
«В одном городе жили два человека — богатый и бедный. У богатого было много крупного и мелкого скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил еще маленькою, выкормил ее, и она росла вместе с его детьми, и ела от его хлеба, и пила из его чаши, и на груди у него спала, и была для него как дочь. Однажды к богатому человеку пришел странник, и богатый пожалел взять из своих овец для того, чтобы приготовить обед для странника, а взял единственную овечку бедняка и приготовил ее...».
Давид, по-видимому, решил, что пророку нужно от него справедливое решение и в негодовании воскликнул, что богач должен вчетверо заплатить за бесчестный поступок и достоин смерти.
И тогда пророк объявил, что Давид и есть тот человек, который совершил преступление.
«Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жены, а его ты убил мечом Аммонитян!» («2-я Книга Царств 12:9)
«Так говорит Господь: не отступит меч от дома твоего навеки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, и то, что ты сделал тайно, Я сделаю пред всем Израилем и пред солнцем» (2-я Книга Царств 12:11).
Конечно Давид мог заставить пророка замолчать, но он глубоко раскаялся и воскликнул: «Согрешил я пред Господом!».
И пророк Нафан тут же возвестил: «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь».
То есть одной фразы было достаточно, чтобы Бог сменил гнев на милость, об этом и написано в пятидесятом псалме: «... к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не отвергнешь, Боже» (Пс. 50.18-19).
Давид продолжал каяться всю оставшуюся жизнь и написал покаянный псалом, который ежедневно читается на утреннем богослужении. Он включён в молитвослов утренних молитв и православные христиане каждое своё утро начинают с покаяния, в православных семьях вместе со взрослыми каются и дети.
Причём каждое утро каются все, независимо от того, согрешили или не согрешили. Давиду было достаточно сказать три слова: «Согрешил я пред Господом!» и грех прелюбодейства и убийства был прощён. Наши же православные ежедневно читают достаточно длинную молитву на церковнославянском языке, смысл которой не всем понятен.
Некоторые прихожане на исповеди пытаются объяснить, что последнее время не совершали никаких грехов, тем более, что каждый день каялись и читали пятидесятый псалом. Но нет, выясняется, что мысленно всё-таки грешили. Вот такая безрадостная жизнь у рабов Божьих.
Некоторые строки псалма вызывают вопросы, особенно о беззаконном зачатии, которое повторяется пять раз в тексте и почему каждого из православных мать родила во грехе.
Толкование некоторых стихов
Слова: «се бо, в беззакониих зачат семь и во гресех роди мя мати моя» – теологи трактуют так – ими мы желаем умолить Бога о прощении грехов, представляя Ему нашу природную склонность ко греху». Как-то не совсем понятно.
Слова: «яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» по мнению православных теологов значат, что мы внимательны к себе, знаем свои грехи, которые беспокоят нашу совесть. Вот такой перевод на русский язык