История Челябинского тракторного завода корнями уходит к 1933 году, именно тогда предприятие официально заработало и практически сразу приступило к выпуску гусеничных тракторов С-60 «Сталинец». Это были компактные машины, оснащенные четырехцилиндровыми карбюраторными двигателями мощностью 60 л.с. Прототипом для их создания послужила американская модель агрегата Caterpillar 60 (Caterpillar Sixty). Особенность данной модели заключалась в наличии двигателя, работающего в том числе на лигроине, это такой вид «тяжелого» бензина.
В настоящее время первая серийная модель ЧТЗ занимает почетное место на постаменте у главной проходной и является неотъемлемым символом города. На постаменте укреплена бронзовая мемориальная доска с надписью: «Первый трактор С-60. Установлен 1 июня 1983 г. в честь 50-летия завода».
Мы бы хотели вспомнить и рассказать Вам о том, как «маленькие, но крайне выносливые» тракторы С-60 «Сталинец» помогли советской армии в битве за Кавказ в предгорье Эльбруса.
Немного о тракторах С-60 «Сталинец»
Гусеничный трактор С-60 «Сталинец», в первую очередь, был предназначен для сельскохозяйственных работ и эксплуатации в строительстве и на лесозаготовках. Однако 1941 год изменил всё. Модель нашла своё применение в рядах Красной Армии уже в качестве компактного, но при этом крайне эффективного артиллерийского тягача.
Трактор «Сталинец» С-60 весил около 9,5 тонн и мог тянуть за собой порядка 4,5 тонн. Компоновка агрегата была выполнена по классической схеме с двигателем впереди и местом водителя сзади. Остов трактора состоял из кожуха коробки передач и рамы, опирающихся на тележки гусениц при помощи свободных полуосей сзади и балансирного устройства (через шкворень) спереди. Трактор оснащался топливным баком объемом 390 литров, а также пусковым баком на 16 литров. Кроме того, техника имела трёхступенчатую механическую коробку передач, которая обеспечивала движение вперед со скоростью до 5,9 км/час и назад со скоростью до 2 км/час.
Эдельвейс, битва за Кавказ, гора Эльбрус и причем здесь тракторы С-60 «Сталинец»?
Для достижения победы в Великой Отечественной войне были мобилизованы все ресурсы и силы. Не остался в стороне и трактор С-60 «Сталинец». Как вспоминали очевидцы тех тяжелых и страшных сражений ВОВ, особо хорошо эти модели показали себя на Эльбрусе. Именно здесь, на высоте около 2 км над уровнем моря, в годы войны проходил высокогорный фронт и разворачивались исторические события битвы за Кавказ, которые изменили ход войны в этой части нашей необъятной Родины.
«Заоблачный фронт» (именно так я его окрестили в СССР) был одним из самых сложных участков. Объединенные силы немецких, румынских и словацких войск пытались прорваться через Кавказский хребет. 21 августа 1942 года обе вершины Эльбруса оказались заняты горнопехотной дивизией вермахта «Эдельвейс».
Решение нужно было принимать быстро, ситуацию надо было срочно исправлять, был необходимым кардинальный перелом, и он, к счастью, случился, правда ценой огромного числа наших погибших воинов в ходе тяжелейших и кровопролитных боев. Серьезную помощь солдатам советской армии на этом участке фронта оказывали именно тракторы С-60 «Сталинец». Они могли буксировать тяжелые орудия и не боялись высокогорной местности. Особенности конструкции и технические параметры техники пришлись к месту.
«Сталинец» действительно выручал. Ветераны ВОВ вспоминают, что данная техника чуть ли не единственная могла уверенно «шагать» по горным перевалам и тащить за собой артиллерийские установки, стратегические грузы, прицепы со снарядами, а также иную военную технику. Как итог — освобождение Нальчика, позорное бегство нацистов дивизии вермахта «Эдельвейс», победоносное шествие Советской армии, летящие вниз нацистские флаги с предгорья Эльбруса — трактор С-60 «Сталинец» всё это не только застал, но и активно помогал в этом нашим солдатам.
Отметим и тот факт, что трактор «Сталинец» С-60, а позже и чуть более продвинутая модель «Сталинец» С-65 трудились и на других участках фронта. Например, они снабжали продовольствием и ресурсами блокадный Ленинград, по всем известной ледяной и труднопроходимой «Дороге жизни» через Ладожское озеро.
Где сейчас можно встретить тракторы С-60 «Сталинец»?
Где же сейчас эти «железные герои»? Где можно встретить тракторы С-60 «Сталинец»? Ответ очевиден — только на постаментах в виде памятника, в музеях боевой славы и истории сельскохозяйственной техники. До наших дней сохранилось не так много моделей. Самые известные были увековечены сразу в пяти российских регионах:
- г. Челябинск — конечно же, самый известный памятник трактору С-60 можно увидеть возле проходной Челябинского тракторного завода, рядом с «первенцем ЧТЗ» укреплена бронзовая мемориальная доска с надписью: «Первый трактор С-60. Установлен 1 июня 1983 г. в честь 50-летия завода» (в настоящее время это единственный сохранившийся образец на всем Южном Урале.);
- Крым — в 2017 году в Керчи в годовщину обороны Аджимушкая открыли новый памятник – трактору С-60 «Сталинец» (мероприятие состоялось по случаю 75-й годовщины обороны Аджимушкайских каменоломен, памятник гусеничному трактору времен ВОВ появился в сквере Памяти);
- Эльбрус — трактор С-60 можно найти даже на Эльбрусе, 06 августа 1982 года на его северном склоне был установлен обелиск, в котором находятся части машины, которая использовалась как военный тягач;
- Якутия — якутские коммунальщики в 2018 году решили преподнести подарок местным жителям города Якутск и установили памятник легендарному трактору С-60 «Сталинец» Челябинского тракторного завода перед административным зданием ГУП «ЖКХ РС (Я)»;
- Белгородская область — в 2019 году в реставрационной мастерской музея-заповедника «Прохоровское поле» был отреставрирован уникальный трактор С-60 «Сталинец», в настоящее время он занимает своё место в экспозиции музея «Битва за оружие Великой Победы».
Редакция портала «ГлавПахарь» поздравляет всех ныне здравствующих ветеранов Великой Отечественной войны, а также всех наших читателей с Великим праздником, с Днем Победы! С Праздником!