Давно идет по интернету волна рассуждений о вреде детских сказок и фильмов-сказок для податливой и нежной детской психики. То рассказ «Огурцы» ужасен, потому что жестокосердная мать отправляет сына на верную смерть, под пулю девятого калибра от сторожа. Хотя советский сторож мог стрелять в советских детей в худшем случае солью, и в худшем случае – в воздух.
То сказка Андерсена «Русалочка» крайне жестока и вкладывает в голову ребенка мысли о су-де. То Василиса Премудрая с горящими черепами так изуродует психику, что ребенок всю жизнь будет работать на психотерапевта.
Хочется спросить – граждане, а как же вы морально подготовите своих детей к фильму «Пила», который к просмотру обязателен? И к походу с собес или МФЦ, где тетки обязательно нахамят? Или к разговору с диспетчером ЖЭКа, у которой на все один ответ – и что вы от меня хотите? Или к беседе с полицейским в детской комнате, когда ваших отпрысков вызовут за кражу шоколадки в магазине или за то, что отматюкали директора школы?
Добрались и до фильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Напоминаю сюжет. Юный циник, реалист и прагматик Витя и не растерявшая романтических иллюзий Маша отправляются в сказку, чтобы спасти Снегурочку, похищенную киднеппером-рецидивистом Кощеем. И с блеском справляются с задачей. Вот вы, уважаемые читатели, какие претензии бы к фильму высказали? Ну кроме скверно наложенного грима на Кощее и Бабе Яге на уровне самодеятельности провинциального ДК? Оказывается, в фильме очень вредные установки.
Первое. Дед Мороз отправляет в сказку несовершеннолетних детей без сопровождения взрослых. Неужели на утреннике не найдется взрослых – воспитателя или учителя, поварихи из столовой, физрука, уборщицы, вооруженной шваброй и тряпкой, (даже этого стратегического оружия массового поражения детям не выдали, отправили в чем есть).
А ведь рейд опасен и по силам разве что взводу спецназа, который прошел предварительную подготовку в условиях, приближенных к сказочным. А я скажу – взрослые бы испортили всю сказку. Это бы выглядело так. Гражданка Печка, а ваши пирожки соответствуют санитарным нормам, а у вас есть сертификат на хлебобулочную продукцию, а они не просрочены, Витя, поправь рубашку, гражданка Яблоня, а ваши яблоки не обработаны пестицидами, а они без ГМО, Маша, не сходи с тропинки, нет, гражданин Лесовичок, мы не полезем за вами на дерево, это чревато травматизмом, Маша, я кому сказала, не ешь яблоко, Витя, брось палку, фу, она грязная и в микробах. И вообще, дети, посидите в сторонке, я сейчас в Роспотребнадзор напишу, они приедут, со всем разберутся, не лезьте, взрослые сами все сделают. Никуда не идем, сидим, ничего не трогаем, ждем представителей рыбнадзора, санэпида, ОМОН и полицию. Тут и сказочке конец.
Второе. Дети берут еду у незнакомцев – Печки и Яблони. А ведь мы им с детства вдалбливаем, что нельзя брать ничего у посторонних людей. Ключевое слово – людей. То есть, дети насмотрятся такого, и по*рят все запреты. Они же не различают, где сказка, где реальная жизнь.
Это взрослые не разбирают. А Маша прошаренная. Она верит в сказки, то есть, много прочитала (или ей взрослые читали), просмотрела, и прекрасно знает, какие законы действуют в этом пространстве. И знает основное правило: «мы должны помочь в дороге тем, кто ждет подмоги». А провести параллель со сказкой «Гуси-лебеди» и другими похожими сюжетами ей, в отличие от вас, взрослые, не составляет труда.
Девочка поразмыслила, прикинула, поняла, какие выгоды в будущем получит от такой помощи, сделала правильные выводы. И, как видим, не прогадала. Это не детское непослушание – точный расчет и тщательно продуманная тактика. Исходя из законов и правил поведения в сказочном мире.
Третье. Страшная и ужасная внешность отрицательных героев. Загляните в телефоны своих детей. Что они смотрят, кого слушают. Узнаете много нового. По сравнению с ними черномордые Кощей и Баба Яга – милые симпатичные создания. Уж посимпатичнее трансформеров. А что до кота Матвея – так вообще красавец-мужчина. И поет хорошо, и на гитаре играет, первый парень на деревне, за ним девки должны косяком бегать. Мне в детстве он нравился. Боярский, к слову, и в музыкальной сказке «Мама» в роли плохого волка весьма красив и харизматичен, его никаким гримом не испортишь.
Четвертое. Поведение Снегурочки. Ее спасли, а она, инфекция такая, взрослая, между прочим, тетенька, вместо того, чтоб помочь детям младшего школьного или старшего детсадовского возраста, ходит и поет. Среди деревьев. Не ходит, а просто летает она там, понимаешь. Вместо того, чтобы сообщить органам опеки о детях, оставленных в опасной для жизни и здоровья ситуации. В сказке же должны быть такие органы.
В итоге, что проходит мимо блюстителей морали и нравственности.
Четко показано, где добро, а где зло. Нет этих полутонов, как в современных сказках, где Добрыня Никитич оказывается предателем, а Кощей хороший, он просто жертва обстоятельств и ошибок, совершенных в молодости. (Это камень в огород «Последнего богатыря»). Это уже в подростковом возрасте наступит время фэнтези и размышлений о мотивации злодеев, а маленьким детям надо ясно объяснить, кто хороший, а кто плохой, чтобы заложить в них четкие ориентиры.
Дружба, честность и верность побеждают. Вы маленькие, но в них ваша сила. А враги большие и страшные, но именно коварство, хитрость и обман – их слабые стороны. Поэтому вы обязательно победите.
Наука. Маша и Витя, проходя через испытания, понимают, что зря снисходительно относились к мировоззрению друг друга. И делают выводы, и становятся лучше, умнее, мудрее. Маша видит, что знания – сила, и обещает больше не обзывать Витю очкариком. Витя видит, что доброта и готовность помочь ближнему очень важны для здорового взаимодействия индивидов в социуме, и обещает не дразнить Машу за ее веру в сказку. Дуга характера. Из этого приключения они возвращаются не такими, какими входили в него, они становятся лучше.
И у меня вопрос. Если этот фильм вреден для детей, то какой же тогда полезен?
И еще наткнулась на претензии к фильму «Приключения Петрова и Васечкина». Мальчику нравится одноклассница. Чтобы ее покорить, он по совету друга берет за руководство «Укрощение строптивой» Вильяма нашего Шекспира. «Все говорят, что котик мой хромает, хааа», ага.
Кстати, есть курсы пикаперов, где именно эту тактику и советуют – всячески курощать предмет.
И начались брожения. Это какой пример фильм подает. Это они так всю жизнь будут с девочками обращаться, уверенные, что это правильно. А когда вырастут – станут абьюзерами и бить жен. Потому как Шекспир Шекспиром, а сама пьеса – это гимн абьюзу и токсичной маскулинности. Поэтому ее надо отменить и запретить.
Васечкин читал Шекспира. Или хотя бы имеет представление о сюжете. Вопрос. А ваши дети в его возрасте Шекспира читали? А «Дон Кихота», который уже становится сюжетом фильма «Каникулы Петрова и Васечкина»? А, вы же им такие книги не дадите, там же неправильный посыл. Пусть лучше тиктак смотрят и в нельзяграме сидят. Там все посылы правильные.
Ну и насчет вообще сказок, наносящих невосполнимый урон хрупкой детской психике. Даже в приглаженных и отредактированных вариантах – страшно, да. То жрать нечего, отправим детей в лес, авось они там заблудятся. То прикажем отвести падчерицу в лес и привязать к дереву, чтобы волки съели. Людоеды, драконы, злые ведьмы, прочие хтонические существа.
Мне кажется, дети эти сказки воспринимают совсем по-другому. Ну вот я в детстве читала и про Белоснежку, и про Мальчика-с-пальчика, и про пряничный домик. Ну да, отправили детей в лес, воспринимается как данность, а что еще с ними делать, мама, читай, интересно, что там дальше. Ну съел волк бабушку, на то он и волк, кого же ему еще есть. Никакой трагедии я не чувствовала. Психика сама себя защищает, не дает проникнуться трагедией всего происходящего. И потом, понимаешь же, что в сказках так положено, иначе читать будет нечего.
А уже во взрослом возрасте читаю того же Мальчика-с-пальчика. Версии есть разные, но в моей книге было так. Великан уложил всех семерых братьев спать, чтобы ночью их съесть. А его жена, великанша, мальчиков пожалела. А у великанов было семь дочерей. А мальчики были в кепочках, а дочери – в веночках. И великанша ночью поменяла кепочки и веночки. Великан пришел, стал в темноте щупать, где пришлые мальчики, а где свои девочки. И зарезал тех, кто в кепочках, то есть собственных дочерей.
В детстве читала – о как великанша умно придумала, обхитрила мужа-людоеда, спасла мальчиков, потом они вернутся домой и будут жить счастливо. Плохо, что ли? Хорошо! Взрослой читала – это какие же отношения были у супругов, великанов-людоедов, что мамаша пожертвовала собственными дочерями, чтобы спасти каких-то левых мальчиков? Может, ее насильно замуж отдали, она ненавидела мужа, и эта ненависть перешла на детей? Может, великан был абьюзером, сделал ее жизнь невыносимой, и она так ему отомстила? Что-то странное у нее с материнскими чувствами. Или девочки эти были все в папашу, великанша прикинула, что будет, когда они подрастут, а тут такой случай представился, нельзя упускать?
Вы думаете, такие мысли могут прийти в голову четырех-пятилетнему ребенку без подсказки взрослых? Скорее всего, нет. Он переживает за героев и видит, что зло наказано, а добро торжествует. И этого достаточно. Не надо проецировать на малолеток наши взрослые рефлексии, у них, малолеток, все проще и понятнее. А смерть для них абстрактна и не вызывает тех чувств, что у человека хотя бы 16 лет. Если им не объяснить все это, конечно. А объяснять не надо, сами с возрастом дойдут. Надо просто читать сказки.
Где есть хорошие, есть плохие, есть добро, есть зло, есть приключения, есть смекалка главного героя, есть подвиги и волшебство.
А вот если эти ужасы из жизни ребенка полностью удалить… Все слышали городские легенды про черную руку, красную простыню и гроб на колесиках? Все рассказывали друг другу садистские стишки типа:
Девочка делала разные сальто,
Долго ее соскребали с асфальта.
Или:
Красные галстуки реют над сквером,
Бомба попала в дворец пионеров.
Если детям страшные сказки не читать, они будут сочинять их сами. Дети вообще любят страшилки. И эту нишу, откуда изъяли Белоснежек и Гензель и Гретель, заполнят самостоятельно, придумав свою сказку про какой-нибудь черный-черный дом в черном-черном лесу. И когда вы услышите, что они насочиняли, волосы у вас встанут дыбом. И на голове тоже. Потому что природа не терпит пустоты, а уж дети найдут, что туда засунуть.
Поэтому читайте проверенные временем сказки, смотрите проверенные временем фильмы, просто обсудите их с детьми и вместе подумайте, чему они нас учат, кто там добрый, а кто злой, и кому надо подражать, а кому нет.
А для любителей советую сказки народов севера – ненцев, эвенков, чукчей и кто там еще есть. Помнится, в детстве взяла эту книгу с полки, открыла, и в первой же сказке читаю: «Вот умер один охотник…». Вау, думаю, какая хорошая и интересная сказка, надо почитать, начало уже захватывает и интригует. Рекомендую.
Еще рассказы в тему:
Горе от ума мешает наслаждаться фильмами
Как мне развидеть сериал «Видеть»