Найти тему

Берегите хрупкую психику Маши и Вити

Давно идет по интернету волна рассуждений о вреде детских сказок и фильмов-сказок для податливой и нежной детской психики. То рассказ «Огурцы» ужасен, потому что жестокосердная мать отправляет сына на верную смерть, под пулю девятого калибра от сторожа. Хотя советский сторож мог стрелять в советских детей в худшем случае солью, и в худшем случае – в воздух.

То сказка Андерсена «Русалочка» крайне жестока и вкладывает в голову ребенка мысли о су-де. То Василиса Премудрая с горящими черепами так изуродует психику, что ребенок всю жизнь будет работать на психотерапевта.

Хочется спросить – граждане, а как же вы морально подготовите своих детей к фильму «Пила», который к просмотру обязателен? И к походу с собес или МФЦ, где тетки обязательно нахамят? Или к разговору с диспетчером ЖЭКа, у которой на все один ответ – и что вы от меня хотите? Или к беседе с полицейским в детской комнате, когда ваших отпрысков вызовут за кражу шоколадки в магазине или за то, что отматюкали директора школы?

Добрались и до фильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Напоминаю сюжет. Юный циник, реалист и прагматик Витя и не растерявшая романтических иллюзий Маша отправляются в сказку, чтобы спасти Снегурочку, похищенную киднеппером-рецидивистом Кощеем. И с блеском справляются с задачей. Вот вы, уважаемые читатели, какие претензии бы к фильму высказали? Ну кроме скверно наложенного грима на Кощее и Бабе Яге на уровне самодеятельности провинциального ДК? Оказывается, в фильме очень вредные установки.

Такие детишки все преодолеют и всех злодеев в бараний рог скрутят. Фото из открытых источников
Такие детишки все преодолеют и всех злодеев в бараний рог скрутят. Фото из открытых источников

Первое. Дед Мороз отправляет в сказку несовершеннолетних детей без сопровождения взрослых. Неужели на утреннике не найдется взрослых – воспитателя или учителя, поварихи из столовой, физрука, уборщицы, вооруженной шваброй и тряпкой, (даже этого стратегического оружия массового поражения детям не выдали, отправили в чем есть).

А ведь рейд опасен и по силам разве что взводу спецназа, который прошел предварительную подготовку в условиях, приближенных к сказочным. А я скажу – взрослые бы испортили всю сказку. Это бы выглядело так. Гражданка Печка, а ваши пирожки соответствуют санитарным нормам, а у вас есть сертификат на хлебобулочную продукцию, а они не просрочены, Витя, поправь рубашку, гражданка Яблоня, а ваши яблоки не обработаны пестицидами, а они без ГМО, Маша, не сходи с тропинки, нет, гражданин Лесовичок, мы не полезем за вами на дерево, это чревато травматизмом, Маша, я кому сказала, не ешь яблоко, Витя, брось палку, фу, она грязная и в микробах. И вообще, дети, посидите в сторонке, я сейчас в Роспотребнадзор напишу, они приедут, со всем разберутся, не лезьте, взрослые сами все сделают. Никуда не идем, сидим, ничего не трогаем, ждем представителей рыбнадзора, санэпида, ОМОН и полицию. Тут и сказочке конец.

Второе. Дети берут еду у незнакомцев – Печки и Яблони. А ведь мы им с детства вдалбливаем, что нельзя брать ничего у посторонних людей. Ключевое слово – людей. То есть, дети насмотрятся такого, и по*рят все запреты. Они же не различают, где сказка, где реальная жизнь.

Это взрослые не разбирают. А Маша прошаренная. Она верит в сказки, то есть, много прочитала (или ей взрослые читали), просмотрела, и прекрасно знает, какие законы действуют в этом пространстве. И знает основное правило: «мы должны помочь в дороге тем, кто ждет подмоги». А провести параллель со сказкой «Гуси-лебеди» и другими похожими сюжетами ей, в отличие от вас, взрослые, не составляет труда.

Девочка поразмыслила, прикинула, поняла, какие выгоды в будущем получит от такой помощи, сделала правильные выводы. И, как видим, не прогадала. Это не детское непослушание – точный расчет и тщательно продуманная тактика. Исходя из законов и правил поведения в сказочном мире.

Третье. Страшная и ужасная внешность отрицательных героев. Загляните в телефоны своих детей. Что они смотрят, кого слушают. Узнаете много нового. По сравнению с ними черномордые Кощей и Баба Яга – милые симпатичные создания. Уж посимпатичнее трансформеров. А что до кота Матвея – так вообще красавец-мужчина. И поет хорошо, и на гитаре играет, первый парень на деревне, за ним девки должны косяком бегать. Мне в детстве он нравился. Боярский, к слову, и в музыкальной сказке «Мама» в роли плохого волка весьма красив и харизматичен, его никаким гримом не испортишь.

Четвертое. Поведение Снегурочки. Ее спасли, а она, инфекция такая, взрослая, между прочим, тетенька, вместо того, чтоб помочь детям младшего школьного или старшего детсадовского возраста, ходит и поет. Среди деревьев. Не ходит, а просто летает она там, понимаешь. Вместо того, чтобы сообщить органам опеки о детях, оставленных в опасной для жизни и здоровья ситуации. В сказке же должны быть такие органы.

В итоге, что проходит мимо блюстителей морали и нравственности.

Четко показано, где добро, а где зло. Нет этих полутонов, как в современных сказках, где Добрыня Никитич оказывается предателем, а Кощей хороший, он просто жертва обстоятельств и ошибок, совершенных в молодости. (Это камень в огород «Последнего богатыря»). Это уже в подростковом возрасте наступит время фэнтези и размышлений о мотивации злодеев, а маленьким детям надо ясно объяснить, кто хороший, а кто плохой, чтобы заложить в них четкие ориентиры.

Дружба, честность и верность побеждают. Вы маленькие, но в них ваша сила. А враги большие и страшные, но именно коварство, хитрость и обман – их слабые стороны. Поэтому вы обязательно победите.

Наука. Маша и Витя, проходя через испытания, понимают, что зря снисходительно относились к мировоззрению друг друга. И делают выводы, и становятся лучше, умнее, мудрее. Маша видит, что знания – сила, и обещает больше не обзывать Витю очкариком. Витя видит, что доброта и готовность помочь ближнему очень важны для здорового взаимодействия индивидов в социуме, и обещает не дразнить Машу за ее веру в сказку. Дуга характера. Из этого приключения они возвращаются не такими, какими входили в него, они становятся лучше.

И у меня вопрос. Если этот фильм вреден для детей, то какой же тогда полезен?

И еще наткнулась на претензии к фильму «Приключения Петрова и Васечкина». Мальчику нравится одноклассница. Чтобы ее покорить, он по совету друга берет за руководство «Укрощение строптивой» Вильяма нашего Шекспира. «Все говорят, что котик мой хромает, хааа», ага.

А вы в их возрасте слышали о Шекспире? Фото из открытых источников
А вы в их возрасте слышали о Шекспире? Фото из открытых источников

Кстати, есть курсы пикаперов, где именно эту тактику и советуют – всячески курощать предмет.

И начались брожения. Это какой пример фильм подает. Это они так всю жизнь будут с девочками обращаться, уверенные, что это правильно. А когда вырастут – станут абьюзерами и бить жен. Потому как Шекспир Шекспиром, а сама пьеса – это гимн абьюзу и токсичной маскулинности. Поэтому ее надо отменить и запретить.

Васечкин читал Шекспира. Или хотя бы имеет представление о сюжете. Вопрос. А ваши дети в его возрасте Шекспира читали? А «Дон Кихота», который уже становится сюжетом фильма «Каникулы Петрова и Васечкина»? А, вы же им такие книги не дадите, там же неправильный посыл. Пусть лучше тиктак смотрят и в нельзяграме сидят. Там все посылы правильные.

Ну и насчет вообще сказок, наносящих невосполнимый урон хрупкой детской психике. Даже в приглаженных и отредактированных вариантах – страшно, да. То жрать нечего, отправим детей в лес, авось они там заблудятся. То прикажем отвести падчерицу в лес и привязать к дереву, чтобы волки съели. Людоеды, драконы, злые ведьмы, прочие хтонические существа.

Мне кажется, дети эти сказки воспринимают совсем по-другому. Ну вот я в детстве читала и про Белоснежку, и про Мальчика-с-пальчика, и про пряничный домик. Ну да, отправили детей в лес, воспринимается как данность, а что еще с ними делать, мама, читай, интересно, что там дальше. Ну съел волк бабушку, на то он и волк, кого же ему еще есть. Никакой трагедии я не чувствовала. Психика сама себя защищает, не дает проникнуться трагедией всего происходящего. И потом, понимаешь же, что в сказках так положено, иначе читать будет нечего.

А уже во взрослом возрасте читаю того же Мальчика-с-пальчика. Версии есть разные, но в моей книге было так. Великан уложил всех семерых братьев спать, чтобы ночью их съесть. А его жена, великанша, мальчиков пожалела. А у великанов было семь дочерей. А мальчики были в кепочках, а дочери – в веночках. И великанша ночью поменяла кепочки и веночки. Великан пришел, стал в темноте щупать, где пришлые мальчики, а где свои девочки. И зарезал тех, кто в кепочках, то есть собственных дочерей.

В детстве читала – о как великанша умно придумала, обхитрила мужа-людоеда, спасла мальчиков, потом они вернутся домой и будут жить счастливо. Плохо, что ли? Хорошо! Взрослой читала – это какие же отношения были у супругов, великанов-людоедов, что мамаша пожертвовала собственными дочерями, чтобы спасти каких-то левых мальчиков? Может, ее насильно замуж отдали, она ненавидела мужа, и эта ненависть перешла на детей? Может, великан был абьюзером, сделал ее жизнь невыносимой, и она так ему отомстила? Что-то странное у нее с материнскими чувствами. Или девочки эти были все в папашу, великанша прикинула, что будет, когда они подрастут, а тут такой случай представился, нельзя упускать?

Вы думаете, такие мысли могут прийти в голову четырех-пятилетнему ребенку без подсказки взрослых? Скорее всего, нет. Он переживает за героев и видит, что зло наказано, а добро торжествует. И этого достаточно. Не надо проецировать на малолеток наши взрослые рефлексии, у них, малолеток, все проще и понятнее. А смерть для них абстрактна и не вызывает тех чувств, что у человека хотя бы 16 лет. Если им не объяснить все это, конечно. А объяснять не надо, сами с возрастом дойдут. Надо просто читать сказки.

Где есть хорошие, есть плохие, есть добро, есть зло, есть приключения, есть смекалка главного героя, есть подвиги и волшебство.

А вот если эти ужасы из жизни ребенка полностью удалить… Все слышали городские легенды про черную руку, красную простыню и гроб на колесиках? Все рассказывали друг другу садистские стишки типа:

Девочка делала разные сальто,

Долго ее соскребали с асфальта.

Или:

Красные галстуки реют над сквером,

Бомба попала в дворец пионеров.

Если детям страшные сказки не читать, они будут сочинять их сами. Дети вообще любят страшилки. И эту нишу, откуда изъяли Белоснежек и Гензель и Гретель, заполнят самостоятельно, придумав свою сказку про какой-нибудь черный-черный дом в черном-черном лесу. И когда вы услышите, что они насочиняли, волосы у вас встанут дыбом. И на голове тоже. Потому что природа не терпит пустоты, а уж дети найдут, что туда засунуть.

Поэтому читайте проверенные временем сказки, смотрите проверенные временем фильмы, просто обсудите их с детьми и вместе подумайте, чему они нас учат, кто там добрый, а кто злой, и кому надо подражать, а кому нет.

А для любителей советую сказки народов севера – ненцев, эвенков, чукчей и кто там еще есть. Помнится, в детстве взяла эту книгу с полки, открыла, и в первой же сказке читаю: «Вот умер один охотник…». Вау, думаю, какая хорошая и интересная сказка, надо почитать, начало уже захватывает и интригует. Рекомендую.

Еще рассказы в тему:

Горе от ума мешает наслаждаться фильмами

Как мне развидеть сериал «Видеть»

Основная ошибка фэнтези

Смотрите хорошие фильмы

Хотите еще историй? Пишите свое мнение в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!