Исламская Республика Иран изменит свою позицию относительно ядерного оружия и займётся её разработкой в случае, если для государства появится экзистенциальная угроза. Об этом заявил советник верховного лидера Ирана Камаль Каррази в интервью местным средствам массовой информации. Для нашего читателя это может показаться странным, ведь практически общим местом являются утверждения о том, что ИРИ уже практически получила ЯО в свои руки. Осталось то три недели, то две недели до того, как Иран сумеет получить первые боезаряд для аннигиляции Государства Израиль. Тем не менее, всё гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
В стране действует фетва, объявленная ещё в середине 1990-х годов аятоллой Али Хаменеи. В 2003-м фетву подтвердили, а в 2005-м озвучили на заседании Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Вене. Согласно исламскому шиитскому представлению ядерное оружие – это та штука, которая переведёт в иное агрегатное состояние вообще всех без разбора, включая женщин, детей и стариков, что неприемлемо. А главное – может зацепить братьев-мусульман. ОМУ любого типа и вида осуждается фетвой великого аятоллы. Тем не менее, в Вашингтоне и Тель-Авиве подобным заверениям не особо доверяют.
Как минимум, потому, что существует такое понятие, как такия – отречение от веры, дружба с неверными, нарушение предписаний магометанской религии в случае, если присутствует крайняя необходимость. Почему в качестве таковой не может рассматриваться тяжёлое геополитическое положение Ирана? У двух главных неприятелей – Соединённых Штатов Америки и Израиля – есть ЯО. Если потребуется, его незамедлительно применят, чтобы не оставить от Тегерана, Исфахана и Мешхеда камня на камне. Вполне разумно притвориться невинными овечками, чтобы не провоцировать недругов на агрессивные действия.
Тем не менее, для иранцев вопрос обладания ядеркой имеет принципиальное значение. ЯО – это гарантия суверенитета и независимости, в чём американцы на практике убеждали весь мир на протяжении тридцати лет после распада Советского Союза. Ядерную программу в своё время активно разрабатывал президент Ирака Саддам Хусейн. Израильские военлёты ликвидировали возведённый французскими специалистами ядерный реактор, а затем лидер ближневосточной страны решил поиграть в доброго политика и не дразнить гусей. Итог всем известен. Отказались от ядерной программы Сирия Асадов, Ливия Муаммара Каддафи, Югославия. Не сумев приобрести ОМУ, они обрекли себя на то, чтобы стать пищей для "мирового гегемона".
Есть и контрпример – Корейская Народно-Демократическая Республика. С 2005 года Пхеньян имеет ЯО. И сколько б ни грозили из Белого дома товарищам Кимам, никаких реальных действий по свержению режима Трудовой Партии Кореи американцы предпринять не в состоянии. Страшно получить в ответ рой межконтинентальных ракет, способных перелететь через Тихий океан. Иранцы прекрасно видят это, а потому фетву и вправду в ближайшее время могут отменить. Тем паче к тому есть все предпосылки (достаточно послушать израильских политиков из правосионистского лагеря).