Найти тему
24,8K подписчиков

Авианосцы «Приинсипе де Астуриас» и «Чакри Нарубет»- морской щит королей верных своей чести – часть I

Авианосец «Приинсипе де Астуриас» (Источник - Wikipedia.org)
Авианосец «Приинсипе де Астуриас» (Источник - Wikipedia.org)

Введение

Со времен первой известной нам талассократии[1] – Минойского царства на Крите (2700-1400годы до н.э.) – известно, что, тот кто хочет победить в войне-должен владеть морем, и кто хочет стать богаче всех в торговле, тот тоже должен владеть морем. Неудивительно то почтение и к морякам, и к судам, и к кораблям, на которых те выходили, и выходят в моря, и океаны нашей Ойкумены. И почтение выражается, в том числе, и в именах, которыми нарекают суда, и корабли. И уже давно самые мощные военные корабли называют именами правителей стран, во флотах которых они служат. В случае монархии это имена монархов. Мы тоже следовали этой традиции. Во флоте Российской Империи эскадренные броненосцы, а ранее линейные корабли парусного флота носили имена наших императоров, начиная с Петра 1, а при СССР у нас был заложен тяжелый авианесущий крейсер Рига, переименованный после смерти Генерального Секретаря ЦК КПСС и друга БНД[2] Леонида Брежнева[3] в его честь. В итоге стал называться в честь Адмирала Флота Советского Союза Николая Кузнецова. Под которым известен и сейчас. Но в Испании и в Таиланде древние, и почтенные династии, чтущие традиции своих воинственных, и храбрых основателей, по-прежнему на троне. В первой это заслуга генерала Франциско Франка - испанского марана[4], во втором Российской Империи времен царствования Александра III. Первого Российского Самодержца со времен умницы и романтика Павла I, что думал о русских, и России, а не об Европе, и наших сановных дегенератах из остзейского[5] дворянства, и онемеченных русских дворян[6]. Именно при Александре III тогдашний король Сиама Рама V решил искать союза с Россией против Англии и Франции в 1896 году, поделивших Сиам на сферы влияния, и, уже думавших, и о его полной аннексии, как было уже сделано в отношении всех его соседей. Именно благодаря Российской Империи дело ограничилось уступками в торговых договорах и отдачей некоторых территорий Англии, и Франции. Александр III проводил хотя и миролюбивую политику, но одновременно делал многое для усиления не только армии, и промышленности с сельским хозяйством[7], но и гражданского[8], и военного флота. Поэтому он откликнулся на эту просьбу Сиама, хотя и не очень активно, ибо Франция ему нужна была против Германии, вековечной соперницы, и славян, и датчан. При этом гвардия королей Сиама(Тая) долго носила форму в основе которой форма лейб-гусар Императорской армии России времен Александра III[9], за введение которой его так проклинали снобы - русофобы из русской аристократии и любил его Иван Солоневич-монархист, и враг сословности за это убитый русским дворянами в 1953 году в Аргентине. Само положение Таиланда в Юго-Восточной Азии, регионе с многовековыми уже традициями вооруженных конфликтов, требует от него мощной армии и флота. И поэтому в 1994 году началось в Королевстве Испании по заказу Королевства Таиланд строительство авианосца «Чакри Нарубет». Но этот авианосец копия «Приинсипе де Астуриас» Королевского флота Испании. Ниже я напишу о нем подробнее.

EAV-8B+ Harrier II -из состава авиации флота Испании(источник Wikipedia.org)
EAV-8B+ Harrier II -из состава авиации флота Испании(источник Wikipedia.org)

Описание

Кто думает об испанской армии и флоте исключительно по победными реляциями Великобритании времен разгрома Великой Армады при Елизавете ошибаются. На практике не случайно, что именно испанские каравеллы Колумба[10] первые официально достигли нового Света. Испания была долго законодательницей мод и в судо- и кораблестроении, и в холодном, и огнестрельном оружии, и царила на полях битв, что на суше, что на море. Да и не забудем, что во времена наполеоновских войн именно испанская «герилья» заставила Наполеона держать в ней половину своей армией под командованием своего брата Жозефа. И это помогло в 1812 году выстоять, и России. Постоянные и давние читатели Зарубежного Военного Обозрения[11] должны знать и помнить, что именно Испания родина Морской Пехоты, где ее создали в 1537 году.

 EAV-8B+ Harrier I флота Испании(Источник -Wikipedia.org)
EAV-8B+ Harrier I флота Испании(Источник -Wikipedia.org)

А для Генерала Франциско Франко флот особо важен. Ибо его отец и дед были офицерами именно Королевского Флота Испании. И сам Франко прекрасно понимал значение военного и гражданского флота и по опыту первой компании, прославивший его имя-в Марокко в Рифскую войну, когда флот и снабжал войска Испании, и Франции, и оказывал огневую поддержку. И еще более по опыту гражданской войны в Испании в 1936-1939гг. тем более он это понял. Причина многих неудач его сторонников было то, что почти весь флот Испанской республики поддержал его противников в Мадриде. С учетом зависимости и его войск, и войск республиканцев от морских поставок и не только оружия и военной техники, но и товаров для остальной экономики, и мирного населения, это имело большие влияние на ход войны. Тогда фалангистов, по сути, спас бардак у республиканцев, особенно заметный во их военном флоте. Поэтому неудивительно, что как только экономика и политика позволила в 1967 году ввести в состав флота Испании первый авианосец - Дедало (Dedalo), арендованный в США, типа «Индепенденс» (Independence), полным водоизмещением в 14 751 тонн. Он в Испании с 1976 года получил британские СВВП (самолеты вертикального взлета и посадки) Harrier Mk 55, получившие название в самой Испании AV-8S Matador. Но Dedalo был построен еще в годы Второй Мировой Войны и понятно, что его лучше бы сменить на более современный проект. И в том же 1976 году американская фирма «Гиббс энд Кокс» по заказу уже Королевства Испании начала работу по проектирование первого испанского авианосца уже испанской постройки. В основу был положен нереализованный проект Корабль контроля над морем (Sea Control Ship, SCS). Но было увеличено водоизмещение и добавлен трамплин по образу такого на английских легких авианосцах типа, Инвинсибл (Invincible) - героев Фольклендов с трамплинным взлетом. Это было сделано ради базирования на нем английских AV-8A и затем его американского варианта AV-8B Harrier II, вместо Rockwell XFV-12, так и не пошедших в серию. Вначале его хотели назвать Алмиранте Карреро Бланко - в честь великого военном-морского и политического деятеля франкизма – которого единственным считали способным продолжить курс великого марана Франка на независимую и сильную Испанию с сильной королевской власти. Он был убит в 1973году в результате теракта, за которым стояли спецслужбы США и Ватикана. Итого этого стал отказ от курса на независимую Испанию и ослабление влияния династии Бурбонов при формальном сохранении за ними власти. Косвенно это повлияло и на будущий флагман Испанского флота. Он был переименован в «Principe de Asturias», («Принц Астурийский» или же «Приинсипе де Астуриас»). В этом был и политический смысл с двойным намеком на завершение эры франкизма и власти фаланги. Дело в том, что Генерал Франко задумав восстановить монархию во главе с будущим Королем Хуан Карлосом I, не стал, готовя его к этому посту давать ему титул Принца Астурийского традиционного для наследников престола в Испании. Ибо Франциско Франко, как и подобает нам маранам, и их потомкам – был сторонникам порядка до мозга костей, а этот титул в любом случае давать правящий король, которого не было на троне Испанских королей, и Франко не хотел брать на себя нарушения законов престолонаследия. Поэтому он придумал и дал будущему Хуану Карлосу I придуманный ради этого титул Принц Испании (исп. Príncipe de España). Вот уже когда Хуан Карлос I стал королем в Испании возродили традицию присвоения титула Principe de Asturias, (Принц Астурийский). В данным момент этот титул в женском роде -Príncipe o princesa de Asturias носит принцесса Леонор – старшая дочь нынешнего Короля Испании, проходящая в этом году обучение в Военной Академии в городе Сарагоса, которой руководил сам Генерал Франциско Франко. И тогда в те весьма тревожные и поворотные для Испании годы смена имени для будущего флагмана Королевского Флота Испании символизировала и возврат Монархии и отказа от традиций Фаланги[12] с ее неприязнью к Ватикану -союзнику США.

 AV-8S Matador (источник Wikipedia.org)
AV-8S Matador (источник Wikipedia.org)

8 октября 1979 года на испанской верфи в Эль-Ферроле компании «Базан» состоялась закладка авианосца «Приинсипе де Астуриас». 22 мая 1982 года он был спущен и введен в состав флота 30 мая 1988 года. Но боевую готовность он получил только в 1989году. Архитектура корабля аналогично архитектуре традиционной для трамплинных авианосцев. С «островом» надстройки по правому борту и большой палубой с трамплином для взлета самолетов и тормозным гаком для их посадки. Корабль оснащен двумя лифтам для подъема летальных аппаратов. Ангар для них одноярусный. В нем также размещаются два десантных катера типа LCVP (водоизмещением 8 т) Всего можно размесить на нем 29 летательных аппаратов из них 17 в ангаре и еще 12 на взлетной палубе. «Принц Астурийский приводится в действие ГЭУ (газотурбинной энергетической установкой), состоящей из двух ГТУ (газотурбинных устройств) в основных режима хода работающих через редуктор на пятилопастный грибной винт. Для движения малым ходом с пониженной шумность ради облегчения обнаружения и поражения подводных лодок установлен выдвижной вспомогательный грибной винт, приводимый двумя электродвигателями совокупной мощность 1600 л.с.

ЗАК Meroka(Источник Wikipedia.org)
ЗАК Meroka(Источник Wikipedia.org)

Максимальный ход 2 7, 2 узла,

Расчетная дальность плавания на крейсерском ходе в 20 узлов - 7000 миль. Корабельная электростанция состоит из 3 газотурбогенераторов общей мощностью 7500 кВт.

Авианосец оснащен БИУС (Бортовая информационно-управляющая система) NTDS/Triton,

Трехкоординатной РЛС (радиолокационная станция) поиска воздушных целей Hughes SPS-52C (в 1990 году заменена на SPS-52D)

РЛС поиска надводных целей ISC Cardion SPS-55

РЛС контроля посадки ITT SPN-35A

РЛС СУО (система управления огнем) Selenia RAN 12L

Cистема РЭБ (радиоэлектронной борьбы) RBOC Mk-36

Противоторпедная система SLQ-Nixie

Оснащен для самообороны ЗАК (зенитный артиллерийский комплекс) Meroka калибра 20мм производства и разработки Испании

Основу авиапарка сначала составляли AV-8S Matador, а затем получили McDonnell Douglas AV-8B Harrier II, а затем и Harrier II Plus (вариант с БРЛС-бортовая радиолокационная станция)- в Испании EAV-8V+.

В 1990году была произведена модернизация -улучшена БИУС. Больше стала вместимость и не только ради повышения его возможностей как корабля управления и десантного корабля. В 2013 году выведен из боевого состава королевского флота Испании, в связи с нехваткой средств на его ремонт и модернизации, и включение в боевое состав Флота Испании универсального десантного корабля-авианосца «Хуан-Карлос I».

Введение Со времен первой известной нам талассократии[1] – Минойского царства на Крите (2700-1400годы до н.э.-6

Заключение для части I

Ныне «Принсипе де Астуриас» сменен во флоте Испании легким авианосцем «Хуан Карлос I», но он стал образцом и примером и для других флотов, что и держава из полуферии мировой мир-системы современного капитализма может создавать авианосные корабли, пригодные для «проекции силы» и не только в рамках региональных ТВД (театров военных действий). И так же был получен испанским кораблестроением хороший опыт строительства сложных и крупных надводных боевых кораблей.

Источники

https://zonwar.ru/morskoj/avianostsy/Principe_Asturias.html,

https://www.airwar.ru/enc/attack/av8s.html,

https://www.kp.ru/daily/26021/2942076/,

https://top-airplane.ru/novyj-avianosec/,

https://rosvoenpens.ru/armament/legkij-avianosec-princ-asturijskij/,

https://warspot.ru/7255-prints-asturiyskiy-ushyol-na-slom,

С.А. Балакин-Авианосцы мира-1945-2001- часть 2. Морской исторический альманах «Наваль коллекция»

Федор Болдырев 2024©

[1] Такое государство базируют свою мощь господством надо морями. Как современные США или Англия.

[2] Главная разведслужба ФРГ. Создана бывшим нацистом генералом Геленом. Сыграла ключевую роль в гонениях на сотрудников «штази» после ликвидации ГДР.

[3] О нем у меня тут -https://dzen.ru/a/Zh7YqsrpMkROLQcU

[4] Мараны -евреи -сефарды в Испании и Португалии принявшие христианство. В Европе только Испания и Польша не имели претензий к Евреям по расовому признаку, а поляки на уровне государства не делали претензии и по религиозному признаку. Да, и в Испании даже потребовали от сефардов обязательного крещения только под сильным нажимом Ватикана. Из знатного в Испании и Италии рода маранов Мушкат была моя прабабушка Софья Мушкат(Дзержинская)

[5] Потомки крестоносцев из Тевтонского и Ливонских орденов. Их натиск на Восточную Европу был остановлен в.. году в Битве при Грувальде-где впервые прославились поляки Дзержинские. Шляхтой предки Феликса Дзержинского стали позже-в 17 веке. Тоже за военные заслуги. Шляхта «шабли».

[6] В значительной мере это заслуга его жены Марии Федоровны-родом из династии королей Дании. А ей успел привить любовь к России и знания о ней ее жених-старший брат Александра III- Николая Александрович, к сожалению, умерший еще при жизни Александра II, видимо именно по причине ума и любви к России, что очень злило его личную охрану, набранную из русофобов -дворян.

[7] При нем был создан сначала Крестьянский банк, а потом по причине злобы дворян и Дворянский банк -тоже для поддержки земледельцев.

[8] Добровольческий флот – заслуга именно Александра III-его создавали и для действий как вспомогательных крейсеров на коммуникациях Англии и Германии в случае войн с ними.

[9] Ее звали «мужицкой» -по факту, как и заметил в «Народной монархии» Иван Солоневич — это был возврат к допетровской одежде-наиболее, подходящей нашему климату.

[10] Как и генерал Франциско Франко и предки Софьи Мушкат (в браке Дзержинской) - он был тоже маран.

[11] Журнал Министерства Обороны СССР и РФ.

[12]Ее основатель Хосе́ Анто́нио При́мо де Риве́ра – был сторонником возврата Испании к язычеству и поэтому лично написал гимн написал гимн Фаланги «Лицом к солнцу».

Предыдущие статьи проекта "Техника и жизнь" (Tech&Life) по теме авианосцев:

«Идзумо» - превращение ягненка в волка -Федор Болдырев 2021©

«Фуцзянь» – авианосцы Китая –только вперед и вперед -Федор Болдырев 2022©

В полном соответствии с жанром научной фантастики! Ма Веймин предложил создать супермногофункциональный военный корабль: атомный авианосец -Подготовка текста к публикации на русском языке-Дмитрий Нагорный 2023©

Дроны освоили новую профессию - Boeing MQ-25 дозаправит самолеты -Федор Болдырев 2021©

MQ-8C Fire Scout – новые глаза и уши американского флота -Федор Болдырев 2021©

Ка-29 – главная «вертушка» российской морской пехоты -Федор Болдырев 2022©

Беспилотные вертолеты – уже реальность -Федор Болдырев 2022©

Bell V-280 «Valor» – конвертопланы идут на рекорд -Федор Болдырев 2021©