Найти в Дзене
Москва, любовь моя

«Согласие и веселье» в Доме со львами: Английский клуб на Тверской

Московский Английский клуб был основан во времена Екатерины II проживавшими в Москве иностранцами. Он был создан по образцу английских клубов для джентльменов. В Англии они впервые появились в конце 17 века и многие существуют до сих пор. Московский Английский клуб был впервые упомянут в полицейском разрешении от 6 июня 1772. Английский клуб заседал сначала в Красном селе, затем в Немецкой слободе. В 1798 был закрыт указом Павла I, который видел в нём источник инакомыслия (и в общем-то был прав). С восшествием на престол Александра I клуб возобновил свою деятельность, арендовав дворец князей Гагариных на Страстном бульваре. Но в 1812 здание сильно пострадало при пожаре и Английский клуб вновь был закрыт. Затем несколько раз он менял адреса, пока в 1831 не обрёл наконец постоянное помещение – Лев Кириллович – сын гетмана Кирилла Григорьевича Разумовского. Матерью была Екатерина Ивановна Нарышкина, троюродная сестра императрицы Елизаветы Петровны (отец Екатерины Ивановны Иван Львович
Оглавление

Московский Английский клуб был основан во времена Екатерины II проживавшими в Москве иностранцами. Он был создан по образцу английских клубов для джентльменов. В Англии они впервые появились в конце 17 века и многие существуют до сих пор. Московский Английский клуб был впервые упомянут в полицейском разрешении от 6 июня 1772.

Английский клуб заседал сначала в Красном селе, затем в Немецкой слободе. В 1798 был закрыт указом Павла I, который видел в нём источник инакомыслия (и в общем-то был прав). С восшествием на престол Александра I клуб возобновил свою деятельность, арендовав дворец князей Гагариных на Страстном бульваре. Но в 1812 здание сильно пострадало при пожаре и Английский клуб вновь был закрыт. Затем несколько раз он менял адреса, пока в 1831 не обрёл наконец постоянное помещение –

Дворец Л.К. Разумовского на Тверской

Лев Кириллович – сын гетмана Кирилла Григорьевича Разумовского. Матерью была Екатерина Ивановна Нарышкина, троюродная сестра императрицы Елизаветы Петровны (отец Екатерины Ивановны Иван Львович был племянником Натальи Кирилловны, сыном её брата Льва Кирилловича и двоюродным братом Петра I (поправьте меня, пожалуйста, если я ошибаюсь).

Дядя (брат отца) – фаворит Елизаветы Петровны Алексей Кириллович Разумовский.

Лев Кириллович был красив, умён, прекрасно образован, бесстрашен (воевал под началом А.В. Суворова) и сказочно богат.

Портрет графа Л.К. Разумовского. Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева.
Портрет графа Л.К. Разумовского. Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева.

Был просвещённым любителем прекрасного.

Выйдя в отставку при Павле I, поселился в Москве.

Love story

Лев Кириллович был кумиром женщин. И женился на необыкновенной красавице, Марии Григорьевне, урождённой княжне Вяземской, в первом браке княгине Голицыной, которая со скандалом развелась со своим первым мужем (деспотом, картёжником и грубияном) и вышла замуж второй раз – по любви – за Льва Кирилловича:

Элизабет Виже-Лебрен. Мария Вяземская, княгиня Голицына. 1798.
Элизабет Виже-Лебрен. Мария Вяземская, княгиня Голицына. 1798.

Если коротко – то первый муж проиграл Марию Григорьевну Льву Кирилловичу в карты. Судьба предоставила двум любящим друг друга людям такой неординарный выход из сложной ситуации. Церковь дала развод. Родственники Льва Кирилловича не сразу, но приняли княгиню в свою семью (разведённая женщина...) Светскому обществу тоже пришлось смириться после того, как сам Александр I на одном из балов пригласил Марию Григорьевну на танец.

Около 1802 они обвенчались.

Позднее эта громкая история легла в основу поэмы М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша».

-5

В 1806 Лев Кириллович покупает...

Особняк на Тверской

Именно при нём, своём последнем владельце, здание приобретает вид городской усадьбы начала 19 века – такой, каким мы видим его и сегодня. Автором проекта – предположительно – является Доменико Жилярди, перестроивший сильно пострадавшее здание после московского пожара 1812 года. Он превращает его в просторный и нарядный дворец со скруглённым парадным двором, образованным боковыми флигелями. Фасад – характерный для ампира: строгий 8-колонный дорический портик с фронтоном опирается на мощную аркаду цоколя:

По линии улицы – каменная ограда с двумя симметричными въездами. От имени владельца – Лев Кириллович – появление львов на пилонах ворот. Крепостной скульптор львов видел только на картинках, поэтому въезд на парадный двор венчают таинственные, неизвестные науке слегка улыбающиеся звери:

...где на воротах до сего времени дремлют их современники – каменные львы с огромными, отвисшими челюстями, будто окаменевшие вельможи, переваривающие лукулловский обед.... Так же безучастно смотрят, как сто лет назад смотрели на золотой герб Разумовских, на раззолоченные мундиры членов клуба в парадные дни, на мчавшиеся по ночам к цыганам пьяные тройки гуляк..
В. Гиляровский

Разумовский украсил свой дворец книгами, картинами, зеркалами, великолепными люстрами, скульптурами. Очень многое сохранилось до сих пор благодаря тому, что в советское время здесь был музей. Мебель, люстры, картины... В газетном зале сохранилось настоящее огромное венецианское зеркало – в него невозможно наглядеться...

Был во дворце Разумовских и зимний сад, первый в Москве. Они усовершенствовали парк, примыкавший к дому, и каскад прудов:

Вид на парк из окна второго этажа.
Вид на парк из окна второго этажа.

Пруды не сохранились, но воспоминание о них дошло до нас в названии Трёхпрудного переулка.

Брак Разумовских оказался счастливым. Они прожили в любви и согласии 16 лет. Лев Кириллович скончался 21 ноября 1818. Мария Григорьевна поселилась в Петербурге, на Большой Морской (дом 29).

Акварельный портрет Марии Григорьевны кисти Карла Брюллова демонстрировался на выставке «Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург»:

Здесь ей уже 50, она вдова (Лев Кириллович скончался в 1818), но по-прежнему очень красива:

Карл Брюллов. Портрет М.Г. Разумовской. 1830.
Карл Брюллов. Портрет М.Г. Разумовской. 1830.

Замуж она больше не вышла. Московский дворец на Тверской подарила своему брату – князю Н.Г. Вяземскому, который и продал его Английскому клубу.

«Согласие и веселье!»

Это было элитное аристократическое собрание, самое многочисленное джентльменское собрание Москвы, членство в котором означало высокий статус и положение в свете.

-11

Приём новых членов был ограничен и осуществлялся только по рекомендациям, причём даже титулованный дворянин мог годами стоять в очереди и не успеть до конца жизни стать членом клуба. В энциклопедии Брокгауза и Эфрона написано:

Быть членом Московского Английского клуба означало преуспевать.

Число участников клуба было строго ограничено: сначала 300, позднее – 600. Кандидатами сюда записывались с детства. В клубе могли состоять только мужчины. Дамы не допускались даже в качестве гостей. Шутили, что лишь для двух дам было сделано исключение – для этих двух красавиц, кариатид:

Крылов, Карамзин, Денис Давыдов, Грибоедов, Толстой. Пётр Чаадаев. Около ста лет членами клуба были Пушкины: сначала отец и дядя Александра Сергеевича – Сергей Львович и Василий Львович, затем сам Александр Сергеевич, а позже – его сын Александр Александрович, боевой генерал и человек удивительной судьбы:

Что касается А.С. Пушкина, его отца, то он проиграл в Английском клубе огромные деньги, которые не смог отдать до конца жизни, и карточный долг за него заплатил император Николай I. Пушкин был внесён в «чёрный список» и так и не смог возобновить своё членство в клубе.

Девиз клуба был "Concordia et laetitia" – "Согласие и веселье".

Из истории Английского клуба, представленной в витринах:

Внутри дворца царила роскошь. С тех пор сохранились мраморные лестницы с кованными решётками, колонны, плафоны с живописью и лепниной.

Согласно описи за 1899 в Анлийском клубе были следующие залы:

  • столовая
  • гостиная,
  • каминная,
  • читальная,
  • газетная,
  • портретная,
  • бильярдная и другие.

Каминный зал:

Самым роскошным залом была Библиотека:

В. Гиляровский пишет:

…читальня в пристройке, уже произведенной Разумовским после 1812 года. Этот зал строил Жилярди. Входишь - обычно публики никакой. Сядешь в мягкое кресло. Ни звука. Только тикают старинные часы. Великолепные колонны с лепными карнизами переходят в покойные своды... Сквозь полумрак рельефно выступает орнамент - головы каких-то рыцарей…
Безмолвно стоят мраморные колонны, поддерживающие расписные своды... Поблескивают золотыми надписями кожаные переплеты сквозь зеркальные стёкла шкафов. Окна занавешены. Только в верхнюю, полукруглую часть окна, незашторенную, глядит тёмное небо:
-17

Английский клуб славился баснословными суммами, проигрывавшимися в карты и бильярд, богатейшей библиотекой и лучшей в городе кухней. В любой день здесь можно было вкусно позавтракать и поужинать, а по средам и субботам – ещё и пообедать. Для членов клуба выписывались газеты и журналы на 4 языках. Устав клуба запрещал в библиотеке разговаривать. А за унесённые домой газеты был установлен штраф.

Стол для игры в карты.
Стол для игры в карты.

Доход клуб получал от обедов, продажи карточных колод игрокам и членских взносов (ежегодных, составляющих очень приличную сумму: например, в 1820 году = 150 рублей ассигнациями, и взнос постоянно повышался).

До середины 19 века здесь собирался цвет дворянства.

Но всё меняется...

Изменился постепенно и состав клуба: к концу 19 века стали появляться представители буржуазии – купцы, финансисты, промышленники.

В 1913 здесь состоялся последний парадный обед, посвящённый 300-летию дома Романовых, а потом грянула Первая мировая война, половина здания была отдана под госпиталь.

В 1917 Английский клуб прекратил своё существование и в этом здании разместилась московская милиция.

В 1924 здесь организовали Музей революции СССР.

Сегодня в стенах бывшего московского Английского клуба располагается Музей современной истории России.

Адрес: ул. Тверская, д. 21.

-20

Моя большая и искренняя благодарность всем, кто дочитал этот длинный текст до конца.

Короткое видео об интерьерах бывшего Английского клуба: