Наверняка, многим известны вопросы из различных советских анкет, на которые большинству приходилось отвечать «не был, не состоял, не привлекался, не имею». В целом она ни о чём не говорила, зато сообщала много интересного о каждом в отдельности. Так большевики вычисляли врагов народа и нелояльных этой власти. Тогда не приходило в голову вести статистику по областям и краям, но в царское время все добродетели населения считали именно так, в общем.
Конечно, выглядит это нелепо и смешно – мерить какую-то нравственность по губерниям, словно выводить среднюю температуру по больнице. Однако наверху рассуждали по-иному.
Так, в циркулярах Министерства Государственных Имуществ рассылаемых по губерниям Палатам Государственных Имуществ, управлявшими государственными крестьянами, сообщалась любопытная информация.
Называлась она «По статье о нравственности». Так власти окрестили отношение числа арестантов и подсудимых к общему населению государственных крестьян в губерниях. Подобная статистика, составленная на основе отчётов Палат, должна была квалифицироваться властями как общее состояние нравственности на местах. Мол, чем ниже преступность – тем выше целомудрие населения.
В циркуляре от 15-го февраля 1854 года за № 238, сообщалось, что первое место по нравственности занимали 9 губерний – Полтавская, Курская, Олонецкая, Псковская, Костромская, Московская, Владимирская, Черниговская и Смоленская. Здесь 1 подсудимый приходился на число душ от 1,000 до 4,000.
Второе место занимали – Тамбовская, Самарская, Тверская, Вятская, Харьковская, Саратовская, Нижегородская, Орловская, Казанская, Тульская и Астраханская губернии. Здесь 1 подсудимый приходился на число душ от 500 до 1,000.
Третье место отводилось Воронежской, Оренбургской, Екатеринославской, Херсонской, Таврической, Новгородской, Вологодской, Пензенской, Пермской губерниям и Бессарабской области. В них 1 подсудимый приходился на число душ от 200 до 500.
И, наконец, «самыми безнравственными» считались четыре губернии (Ярославская, Архангельская, Рязанская и Калужская), где 1 подсудимый приходился на число душ от 100 до 200.
Не знаю, каким образом местные власти могли повлиять на нравственность проживавшего в губерниях населении, но подобное «социалистическое соревнование» завершалось объявлением признательности со стороны Министра Государственных имуществ генерал-адъютанта графа П. Д. Киселёва Палатам: Черниговской, Орловской, Бессарабской и Херсонской «за удовлетворительное по всем частям состояние управления». Полтавской, Тамбовской, Тверской, Пермской и Саратовской Палатам объявлялось «одобрение».
Любопытно, что «места отдалённые», куда входили Сибирские губернии, вообще никак не квалифицировались, ибо и безо всяких статистических сведений было понятно, что никакой нравственности там и рядом нет, поскольку основное население состояло на 90% из ссыльных поселенцев и каторжных.