Найти тему
АиФ–Красноярск

Чётко, как на заводе! Бывший вертолётостроитель учит детей судомоделированию

   Главный принцип в обучении - сделай сам.
Главный принцип в обучении - сделай сам.

«Таланты должны где-то прорастать, и для этого нужно создать условия. Судомоделизм я бы и назвал таким бульоном для их роста», – считает педагог дополнительного образования железногорской станции юных техников в Красноярском крае Александр Лебедев. Почти тридцать лет он учит детей строить модели кораб­лей и подводных лодок.

В просторном помещении, в центре которого установлен большой стол, кипит работа. Голоса мальчишек то и дело заглушают звуки от наждачной бумаги, которой они шлифуют корпуса своих лодок. Идёт урок в лаборатории судомоделизма СЮТ Железногорска. Пройдёт время, и готовые корабли ребята спустят на воду.

Колготки для лодок

Татьяна Фирсова, корреспондент krsk.aif.ru: Александр Сергеевич, побывала у вас на занятиях, где увидела родителей, которые пришли со своими детьми. Видела, как взрослые помогали не только своим ребятишкам, но и другим. Такое часто бывает?

   Фото:  АиФ/ Татьяна Фирсова
Фото: АиФ/ Татьяна Фирсова

Александр Лебедев: Постоянно. Приходят не только родители. У меня есть мальчик, с которым на занятия пришла его бабушка, увидела, как мы строим лодки, и тоже попросилась сделать свой корабль. Теперь создают кораб­ли вместе: она – свой, внук – свой. Всегда говорю, что семья должна участвовать в воспитании ребёнка, побыть вместе с ним и поработать.

– Сколько времени уходит на изготовление модели корабля и насколько сложно его сделать?

– Процесс занимает около года. Каркас судна такой же, как у настоящего корабля. Но мы изготавливаем его из фанеры, она хорошо обрабатывается с помощью современного, технологичного цифрового оборудования.

Затем на стапельной доске из вырезанных деталей собирается каркас, шлифуется, чтобы поверхность стала гладкой, покрывается шпаклёвкой и обтягивается водонепроницаемым слоем. Для этого используем, если говорить по-научному, органопластик, но это обычные женские колготки плотностью 40 Den. Устанавливаем блок управления двигателем и приёмник от передатчика. Получаем универсальное изделие, которое может быть и прямоходом, и радиоуправляемой моделью.

С новичками на первом этапе строим подводную лодку. С точки зрения конструктива она не очень сложная, но непростая в настройке. Здесь требуется знание законов физики, гидродинамики, которые позволят лодке плыть, нырять и всплывать. Подлодку дети должны изготовить за два с половиной месяца.

Смартфон поесть не даст

– Такое занятие требует умения работать руками и головой. Насколько это интересно со­временным детям, которые не могут обойтись без гаджетов и смартфонов?

– Что можно извлечь из мобильного телефона, кроме ощущений и эмоций? Он ведь поесть не даст. Можно, конечно, заказать еду на дом через доставку, но хлеб смартфон не испечёт. Дети, понятное дело, этого не понимают, потому что им и так всё с неба падает. Поэтому первый шаг делают родители.

Причём если раньше судомоделизмом ребята начинали заниматься с пятого класса, то теперь в первой группе второклассники. Проанализировав посещаемость за несколько лет, увидел интересную тенденцию. После первых соревнований из тринадцати ребят у меня в группе осталась половина. Год назад ушёл только один мальчик, и то по уважительной причине. В этом году тоже один, из двадцати осталось девятнадцать. Это говорит о том, что судомоделизм интересен и современным детям.

Однажды на собрании спросил родителей, что их дети получают от занятий. Один из отцов сказал, что его сын начал интересоваться инструментом, который лежит у него в ящике. Может быть, его ребёнок и не построит качественную модель, зато у него появился интерес, который будет расти дальше, и это очень важно.

Тридцать лет назад, когда рухнул Советский Союз и обвалилась экономика, рабочие, инженеры стали не нужны. Помните выражение «Всё купим за нефтедоллары»? И вдруг нам объявили санкции. Тогда поняли, что нужно всё делать самим, но встала проблема дефицита кадров, для решения которой нужны специалисты, а процесс их подготовки занимает не один год.

Необходимо искать и воспитывать таланты, которые обеспечат развитие страны, а для этого нужно создать условия.

– Как вы пришли в профессию?

– Случайно. (Улыбается.) У меня нет педагогического образования. После окончания Московского авиационного института работал в столице на вертолётном заводе, строил винтокрылые машины. В девяностые годы авиация и вся промышленность страны рухнула. Нужно было выживать. Вернулся с женой и сыном в Железногорск, где родился и вырос.

Поскольку много лет увлекался и занимался стендовым моделизмом, организовал кружок при одной из ЖЭК. Потом пригласили в СЮТ вести занятия по этому направлению. В судомоделизм меня затянул Юрий Надточий, который работает здесь с 1971 года. Так я стал педагогом дополнительного образования.

   Фото:  АиФ/ Татьяна Фирсова
Фото: АиФ/ Татьяна Фирсова

Плоский мир

– Что лежит в основе ваших занятий?

– Главный принцип – сделай сам. Что может быть более увлекательным, чем процесс, когда ребёнок своими руками строит корабль или подводную лодку? Представьте, какой восторг он испытывает, когда они начинают двигаться под его управлением!

А если к этому ещё и добавляется медаль, полученная на соревнованиях, это мощнейший стимул и мотивация расти дальше.

– Современных детей называют поколением с клиповым мышлением, которые не умеют мыслить глубоко и масштабно. Согласны?

– Мир у наших ребятишек действительно сузился, они не воспринимают объёмы, видя плоское изображение. Мало читают, их знания обрывочны, между ними нет связи. При этом дети очень прагматичны и чётко знают, кто и когда за них что-то может сделать, и не будут лишний раз тратить свою энергию.

Потому важная задача – сохранить их в зоне нашего интереса. Строя модели, на­учить самостоятельно создавать объём, видеть красоту линий. Я даю ребёнку шанс, помогу и подскажу, но делать за него не буду.

К сожалению, многие ребята создают короткоживущие изделия, как конструктор LEGO. Они существуют несколько дней, а потом отправляются на свалку. Нередко пытаются обмануть природу. Не намазал детали корабля клеем как положено – в результате в воде они отвалились. Обидно, но это урок на будущее.

Всё, как на заводе

– Вы строгий учитель?

– Да. Считаю, что на занятиях всё должно быть чётко, как на заводе. Поэтому учу детей ответственности, безопасности. У нас в лаборатории чего только нет: острые углы, металлические инструменты, станки, паяльники. А у кого-то шнурки на ботинках не завязаны. Предупреждаю, что обрежу. Не верит. После тре­тьего раза выполняю обещание. На пять лет этого урока всем хватает.

   Фото:  АиФ/ Татьяна Фирсова
Фото: АиФ/ Татьяна Фирсова

– В чём вы видите свою миссию?

– Научить детей получать удовольствие от созидания, тогда им не нужно будет разрушать, кого-то бить, унижать. А высший пилотаж – когда у них включается творческий процесс и они сами начинают придумывать свой корабль. Не считаю себя профессиональным педагогом, скорее, я практикующий инженер. Моя задача – объяснить, показать. Не получается – помочь, и тогда на глазах у ребёнка происходит чудо. Это и есть мой метод. Но чудо ребёнок должен создать своими руками, чтобы понять процесс через глаза, пальцы, мозг.

Судомоделизм – познавательная технология, позволяющая видеть, как строится конструкция, узнавать новые термины и материалы. Разбираться, как они себя ведут и взаимодействуют друг с другом. Одним словом, познавать и менять мир вокруг себя.