Найти в Дзене
Блог ЖД фотографа

Оптимизация от РЖД: этот поезд мог оживить Тверскую область, но вместо этого возит воздух из ниоткуда в никуда дважды в неделю.

Удивительная Бологое-Полоцкая железная дорога, а также примыкающая к ней линия Торжок - Соблаго! Вроде и туристические места с Осташковым, с Торжком, с Селигером... Вроде бы, края, где живёт русский дух... Рыбалка, отдых, и всё такое... Вроде бы до Москвы недалеко и вроде бы есть железная дорога... Но нет поездов! А что вы хотели? Оптимизация! Как же замечательно на денёк уехать из Москвы! Отдохнуть от полчищ автомобилей, от вечной суеты, от вездесущих идиотских заборов... Стоп, что?! Забор?! "Безопасные дорожные решения" уже и до крошечного Пено добрались?! Что ж, печально. А ведь в Пено есть не только дурацкие заборы, но и приятная глазу архитектура: кирпичные двухэтажные сталинки, бревенчатые деревенские дома, а также, внезапно, здание кинотеатра, построенное в стиле сталинского ампира. Правда, какой-то балбес изуродовал деревья около кинотеатра, превратив их в убогие пеньки, а также воткнул на самом видном месте высоковольтный столб... Понимаю, любой российский город может похвас

Удивительная Бологое-Полоцкая железная дорога, а также примыкающая к ней линия Торжок - Соблаго! Вроде и туристические места с Осташковым, с Торжком, с Селигером... Вроде бы, края, где живёт русский дух... Рыбалка, отдых, и всё такое... Вроде бы до Москвы недалеко и вроде бы есть железная дорога... Но нет поездов! А что вы хотели? Оптимизация!

Как же замечательно на денёк уехать из Москвы! Отдохнуть от полчищ автомобилей, от вечной суеты, от вездесущих идиотских заборов... Стоп, что?! Забор?! "Безопасные дорожные решения" уже и до крошечного Пено добрались?! Что ж, печально.

А ведь в Пено есть не только дурацкие заборы, но и приятная глазу архитектура: кирпичные двухэтажные сталинки, бревенчатые деревенские дома, а также, внезапно, здание кинотеатра, построенное в стиле сталинского ампира. Правда, какой-то балбес изуродовал деревья около кинотеатра, превратив их в убогие пеньки, а также воткнул на самом видном месте высоковольтный столб... Понимаю, любой российский город может похвастаться такой картиной, но мне от этого не легче.

Сейчас мы с вами продолжим похождения по глубинкам Тверской области, но сперва хочу напомнить: вы читаете заключительную часть рассказа об одной большой поездке. В начале истории я показал Волоколамск, Ржев, Селижарово, а также живые семафоры ещё паровозных времён:

А в предыдущей главе поведал читателям о пассажирском поезде, который был отменён спустя месяц после запуска...

Итак, после описанных выше похождений мы оказались в Пено, которое, помимо заборов, помимо советской архитектуры, может похвастаться ещё и советскими грузовиками. К примеру, был обнаружен заброшенный ЗиЛ-157, мой любимый советский грузовик, а вот на дорогах здесь орудуют различного рода Уралы: с коротким капотом - модель 375, а с удлинённым - 4320... В общем, любители советской техники найдут, на что тут посмотреть.

А ещё через Пено проходит Бологое-Полоцкая железная дорога: настолько малодеятельная, что по ней особо никуда и не уедешь: дальние поезда отсутствуют как класс, пригородные ходят даже не ежедневно, да и грузовых - кот наплакал. Однако в день нашего посещения ожидался пригородный поезд Осташков - Великие Луки, и мы начали искать локацию, чтобы сделать с ним обалденную фотографию. Мчимся из Пено в сторону Великих Лук, минуем станцию Соблаго, где примыкает ветка из Торжка, ещё более глухоманная чем сама Бологое-Полоцкая дорога. Заруливаем на переезд неподалёку от входного светофора. Живописненько! Но светящее почти в морду поезду солнце создаёт не лучшее освещение.

-4

Следующий переезд находится в трёх с половиной километрах. Мчимся туда. Грунтовая дорога, пересекая железку, ныряет в лесную чащу и ведёт вникуда, если верить картам Яндекса, так что смело оставляем автомобиль прямо здесь и идём осматривать локацию. С освещением - та же картина, но дальнейшие поиски, связанные с удалением от станции Соблаго, оставили бы нас без ещё одного пригородного поезда, который шёл с Торжокской линии.

Но с другой стороны, есть же Фотошоп! И пускай мордаха тепловоза слишком светлая, а бока вагонов - слишком тёмные, коррекция света и теней сделала своё дело. А когда поезд скрылся в кустах, я сфотографировал вид ему вслед: очень мне понравилось, как контровой свет падает на молодую траву.

Последний штрих в нашей программе - тот же самый, что нашу программу начинал: пригородный поезд на ветке Соблаго - Торжок. Утром мы сфотографировали его на станции Селижарово, когда он следовал из Осташкова в Кувшиново (смотрите первую часть рассказа), теперь же поезд возвращался обратно, так что мы свернули с шоссе на лесозаготовительную грунтовку и встали в тени деревьев неподалёку от переезда, который чуть позже пересёк автобус ПАЗик, выполняющий роль местной развозки. В таких местах - самое место модели 3205! А не на улицах крупных городов.

До поезда осталось совсем мало времени. Мы вылезли из автомобиля и заняли точки около переезда, облизываясь в предвкушении красивой фотографии. Она не заставила себя долго ждать: уже через пять минут переезд зазвенел и мимо нас проплыл пригородный поезд, возглавляемый сияющим красным ТЭП70БС в заводской окраске. Щёлк - щёлк - щёлк! И фотография готова. На мой взгляд, атмосфера малодеятельной линии, затерянной в хвойных лесах Тверской области, передана успешно. Вы согласны?

Добавьте описание
Добавьте описание

У линии Торжок - Соблаго грустная история. Пока до неё не добрались манагеры из руководства РЖД, пригородные поезда по ней курсировали ежедневно, а в некоторые дни к поезду даже прицепляли вагон-лавку и почтовый вагон. Что уж говорить про грузовое движение! Кроме того, до 2000-х годов здесь ездил пассажирский Москва - Осташков! То есть, из Соблаго, из Селижарово, из Торжка в столицу можно было уехать на прямом поезде, а сейчас даже из Осташкова и даже через Бологое московский поезд не ходит... Забавно смотреть, как телевизор бубнит о развитии российского туризма, при этом из Москвы на Селигер нельзя доехать поездом...

Удивителен и сам пригородный: он мог бы из Осташкова доезжать до Торжка, чтобы жители деревень вдоль линии с его помощью могли доехать с пересадкой до областного центра Твери. А ещё он мог бы курсировать ежедневно, а не смешные два раза в неделю. Но нет! Его маршрут обрывается на станции Кувшиново! И мне интересно: много ли пассажиров пользуются этим бестолковым огрызком? Считаю необходимым продлить маршрут пригородного хотя бы до Торжка, а ещё лучше - сразу до Твери, ибо что это за глупость, когда дороги до областного центра просто не существует, хотя физически она есть? Это приведёт к издержкам у РЖД? Конечно. Но эти издержки должно компенсировать государство, так как именно в его интересах сделать так, чтобы деревни не умирали и чтобы гражданам было хорошо и удобно... В интересах же?

Очень упрощённая схема движения поездов на участке Соблаго (Осташков) - Торжок
Очень упрощённая схема движения поездов на участке Соблаго (Осташков) - Торжок

На пригородном поезде наше путешествие не заканчивается, ведь это раньше я делал фотографии поездов и на этом успокаивался. Теперь же я фотографирую почти всё, что мне кажется интересным или красивым, так что обратная дорога точно не даст мне скучать. Вот, к примеру озеро Пено. Настолько живописное, насколько разбита идущая вдоль него автомобильная дорога. А в Пено нам встретился ископаемый экскаватор "Калининец", который оказался на ходу... Спасибо читателю Александру Гнеденкову за помощь в его идентификации.

Дорога из Пено в Осташков тоже преподнесла несколько сюрпризов. Тут и майские свежие деревья, и очередной Урал, и неизвестная пирамида рядом с ярмаркой селигерской рыбы, а в самом Осташкове - раритетный грузовик ГАЗ-53 с бортовой платформой. Также я обратил внимание, что некоторые автобусные остановки в Осташкове выглядят страшно, а ещё в Осташкове мы поужинали.

Минуем деревню Рогожа и мост в Панюках.

Проезжаем деревню Зехново: здесь есть очень красивые зелёные деревенские дома, очень красивый еловый лес, высаженный ровными линиями, а из недостатков - пешеходный переход без подсветки, а также совершенно непонятно для чего установленные вдоль дорог заборы... Маленькость дороги, маленькость потока автомобилей установщиков забора не смутили. Надеюсь, они у себя на дачах тоже ставят такие заборы вдоль грядок, вдоль тропинок, вокруг домов и сараев...

Вновь проезжаем Селижарово, которое в вечернем желтоватом свете выглядит ещё уютнее...

...и выходим на трассу Селижарово - Ржев, которую ранее я обозвал "Вольной Дорогой" за неплохой асфальт, а также за малое количество встречных автомобилей, камер и поворотов. А ещё я обнаружил на ней удивительной красоты бетонную автобусную остановку! Покажите её мэру вашего города, чтобы он научился отличать остановочный павильон от крытой площадки для мусорных контейнеров.

Добавьте описание
Добавьте описание

Мчаться по "Вольной дороге" - это замечательно! Но задумывались ли вы, что во взрослой жизни нельзя просто так взять и остановиться посреди леса на полчаса, чтобы насладиться моментом, который потом утонет во времени, как слёзы в дожде? Я вот задумался... И остановил машину на обочине. Вышел, размялся, вдохнул полной грудью свежий воздух, побродил туда-сюда по обочине, полюбовался солнышком... Казалось бы: такое простое действие - просто ненадолго остановиться, и как редко люди могут позволить себе о нём хотя бы задуматься... Но пора ехать дальше! И дорога преподносит нам ещё один нежданчик: ЗиЛ-554 "Колхозник", который выглядел так, будто пару дней назад сошёл с конвейера. Сразу видно: хозяин любит свою машину! Листайте фотографии ниже.

Минуем Ржев. Утром уже ехали через него, но всё равно увидели кое-что новое: стелу на въезде в город со стороны Селижарово. Советские бетонные стелы - это отдельный вид искусства! Мало того, что проектировали их профессионалы, а производители не жалели бетона и красок, так ещё и ставят их так, что природный пейзаж они почти всегда дополняют.

-17

Шуршим по Новой Риге в сторону Москвы. Дорога уже стала трёхполосной и супер-освещённой, а значит, настал немного грустный момент, когда путешествие подходит к концу... Но это не страшно, ведь сотни километров дорог и десятки красивых фотографий ещё впереди!

-18

Что хотелось бы сказать напоследок? Может, и неудивительно, что пригородный поезд на линии Торжок - Осташков ходит лишь два раза в неделю. Ведь достаточно посмотреть на карты Яндекса, чтобы почти не увидеть вдоль линии населённых пунктов. Кто там будет ездить? Хотя постойте! Что, если населённые пункты вдоль железной дороги поумирали из-за отмены поездов, повлекшей ухудшение транспортной доступности? Нет, бред какой-то. Разве могут умные дяденьки в пиджаках на Каланчёвке, а также в руководстве Тверской области принимать идиотские решения? Очевидно же, что нет!

А если серьёзно, то необходимо восстанавливать железнодорожное сообщение. Провести капитальные ремонты путей, вернуть поезда Москва - Торжок - Осташков, а также Москва - Бологое - Осташков. А сфотографированный нами пригородный - продлить до Торжка или до Твери и сделать ежедневным. Ведь если поезда продолжат курсировать раз в бесконечность, то скоро вдоль железной дороги совсем не останется населённых пунктов, которые нужно спасать из транспортной бездны.

С вами был Блог ЖД Фотографа. Не забывайте тыкать лайки и писать восторженные комментарии, а если есть желание и возможность - то и вовсе поддерживайте мой канал монетой в обмен на доступ к эксклюзивным материалам для спонсоров.

И конечно же, читайте другие статьи о поездках по замечательной России.

Путешествия | Блог ЖД фотографа | Дзен

До скорого!