Удивительная Бологое-Полоцкая железная дорога, а также примыкающая к ней линия Торжок - Соблаго! Вроде и туристические места с Осташковым, с Торжком, с Селигером... Вроде бы, края, где живёт русский дух... Рыбалка, отдых, и всё такое... Вроде бы до Москвы недалеко и вроде бы есть железная дорога... Но нет поездов! А что вы хотели? Оптимизация!
Как же замечательно на денёк уехать из Москвы! Отдохнуть от полчищ автомобилей, от вечной суеты, от вездесущих идиотских заборов... Стоп, что?! Забор?! "Безопасные дорожные решения" уже и до крошечного Пено добрались?! Что ж, печально.
А ведь в Пено есть не только дурацкие заборы, но и приятная глазу архитектура: кирпичные двухэтажные сталинки, бревенчатые деревенские дома, а также, внезапно, здание кинотеатра, построенное в стиле сталинского ампира. Правда, какой-то балбес изуродовал деревья около кинотеатра, превратив их в убогие пеньки, а также воткнул на самом видном месте высоковольтный столб... Понимаю, любой российский город может похвастаться такой картиной, но мне от этого не легче.
Сейчас мы с вами продолжим похождения по глубинкам Тверской области, но сперва хочу напомнить: вы читаете заключительную часть рассказа об одной большой поездке. В начале истории я показал Волоколамск, Ржев, Селижарово, а также живые семафоры ещё паровозных времён:
А в предыдущей главе поведал читателям о пассажирском поезде, который был отменён спустя месяц после запуска...
Итак, после описанных выше похождений мы оказались в Пено, которое, помимо заборов, помимо советской архитектуры, может похвастаться ещё и советскими грузовиками. К примеру, был обнаружен заброшенный ЗиЛ-157, мой любимый советский грузовик, а вот на дорогах здесь орудуют различного рода Уралы: с коротким капотом - модель 375, а с удлинённым - 4320... В общем, любители советской техники найдут, на что тут посмотреть.
А ещё через Пено проходит Бологое-Полоцкая железная дорога: настолько малодеятельная, что по ней особо никуда и не уедешь: дальние поезда отсутствуют как класс, пригородные ходят даже не ежедневно, да и грузовых - кот наплакал. Однако в день нашего посещения ожидался пригородный поезд Осташков - Великие Луки, и мы начали искать локацию, чтобы сделать с ним обалденную фотографию. Мчимся из Пено в сторону Великих Лук, минуем станцию Соблаго, где примыкает ветка из Торжка, ещё более глухоманная чем сама Бологое-Полоцкая дорога. Заруливаем на переезд неподалёку от входного светофора. Живописненько! Но светящее почти в морду поезду солнце создаёт не лучшее освещение.
Следующий переезд находится в трёх с половиной километрах. Мчимся туда. Грунтовая дорога, пересекая железку, ныряет в лесную чащу и ведёт вникуда, если верить картам Яндекса, так что смело оставляем автомобиль прямо здесь и идём осматривать локацию. С освещением - та же картина, но дальнейшие поиски, связанные с удалением от станции Соблаго, оставили бы нас без ещё одного пригородного поезда, который шёл с Торжокской линии.
Но с другой стороны, есть же Фотошоп! И пускай мордаха тепловоза слишком светлая, а бока вагонов - слишком тёмные, коррекция света и теней сделала своё дело. А когда поезд скрылся в кустах, я сфотографировал вид ему вслед: очень мне понравилось, как контровой свет падает на молодую траву.
Последний штрих в нашей программе - тот же самый, что нашу программу начинал: пригородный поезд на ветке Соблаго - Торжок. Утром мы сфотографировали его на станции Селижарово, когда он следовал из Осташкова в Кувшиново (смотрите первую часть рассказа), теперь же поезд возвращался обратно, так что мы свернули с шоссе на лесозаготовительную грунтовку и встали в тени деревьев неподалёку от переезда, который чуть позже пересёк автобус ПАЗик, выполняющий роль местной развозки. В таких местах - самое место модели 3205! А не на улицах крупных городов.
До поезда осталось совсем мало времени. Мы вылезли из автомобиля и заняли точки около переезда, облизываясь в предвкушении красивой фотографии. Она не заставила себя долго ждать: уже через пять минут переезд зазвенел и мимо нас проплыл пригородный поезд, возглавляемый сияющим красным ТЭП70БС в заводской окраске. Щёлк - щёлк - щёлк! И фотография готова. На мой взгляд, атмосфера малодеятельной линии, затерянной в хвойных лесах Тверской области, передана успешно. Вы согласны?
У линии Торжок - Соблаго грустная история. Пока до неё не добрались манагеры из руководства РЖД, пригородные поезда по ней курсировали ежедневно, а в некоторые дни к поезду даже прицепляли вагон-лавку и почтовый вагон. Что уж говорить про грузовое движение! Кроме того, до 2000-х годов здесь ездил пассажирский Москва - Осташков! То есть, из Соблаго, из Селижарово, из Торжка в столицу можно было уехать на прямом поезде, а сейчас даже из Осташкова и даже через Бологое московский поезд не ходит... Забавно смотреть, как телевизор бубнит о развитии российского туризма, при этом из Москвы на Селигер нельзя доехать поездом...
Удивителен и сам пригородный: он мог бы из Осташкова доезжать до Торжка, чтобы жители деревень вдоль линии с его помощью могли доехать с пересадкой до областного центра Твери. А ещё он мог бы курсировать ежедневно, а не смешные два раза в неделю. Но нет! Его маршрут обрывается на станции Кувшиново! И мне интересно: много ли пассажиров пользуются этим бестолковым огрызком? Считаю необходимым продлить маршрут пригородного хотя бы до Торжка, а ещё лучше - сразу до Твери, ибо что это за глупость, когда дороги до областного центра просто не существует, хотя физически она есть? Это приведёт к издержкам у РЖД? Конечно. Но эти издержки должно компенсировать государство, так как именно в его интересах сделать так, чтобы деревни не умирали и чтобы гражданам было хорошо и удобно... В интересах же?
На пригородном поезде наше путешествие не заканчивается, ведь это раньше я делал фотографии поездов и на этом успокаивался. Теперь же я фотографирую почти всё, что мне кажется интересным или красивым, так что обратная дорога точно не даст мне скучать. Вот, к примеру озеро Пено. Настолько живописное, насколько разбита идущая вдоль него автомобильная дорога. А в Пено нам встретился ископаемый экскаватор "Калининец", который оказался на ходу... Спасибо читателю Александру Гнеденкову за помощь в его идентификации.
Дорога из Пено в Осташков тоже преподнесла несколько сюрпризов. Тут и майские свежие деревья, и очередной Урал, и неизвестная пирамида рядом с ярмаркой селигерской рыбы, а в самом Осташкове - раритетный грузовик ГАЗ-53 с бортовой платформой. Также я обратил внимание, что некоторые автобусные остановки в Осташкове выглядят страшно, а ещё в Осташкове мы поужинали.
Минуем деревню Рогожа и мост в Панюках.
Проезжаем деревню Зехново: здесь есть очень красивые зелёные деревенские дома, очень красивый еловый лес, высаженный ровными линиями, а из недостатков - пешеходный переход без подсветки, а также совершенно непонятно для чего установленные вдоль дорог заборы... Маленькость дороги, маленькость потока автомобилей установщиков забора не смутили. Надеюсь, они у себя на дачах тоже ставят такие заборы вдоль грядок, вдоль тропинок, вокруг домов и сараев...
Вновь проезжаем Селижарово, которое в вечернем желтоватом свете выглядит ещё уютнее...
...и выходим на трассу Селижарово - Ржев, которую ранее я обозвал "Вольной Дорогой" за неплохой асфальт, а также за малое количество встречных автомобилей, камер и поворотов. А ещё я обнаружил на ней удивительной красоты бетонную автобусную остановку! Покажите её мэру вашего города, чтобы он научился отличать остановочный павильон от крытой площадки для мусорных контейнеров.
Мчаться по "Вольной дороге" - это замечательно! Но задумывались ли вы, что во взрослой жизни нельзя просто так взять и остановиться посреди леса на полчаса, чтобы насладиться моментом, который потом утонет во времени, как слёзы в дожде? Я вот задумался... И остановил машину на обочине. Вышел, размялся, вдохнул полной грудью свежий воздух, побродил туда-сюда по обочине, полюбовался солнышком... Казалось бы: такое простое действие - просто ненадолго остановиться, и как редко люди могут позволить себе о нём хотя бы задуматься... Но пора ехать дальше! И дорога преподносит нам ещё один нежданчик: ЗиЛ-554 "Колхозник", который выглядел так, будто пару дней назад сошёл с конвейера. Сразу видно: хозяин любит свою машину! Листайте фотографии ниже.
Минуем Ржев. Утром уже ехали через него, но всё равно увидели кое-что новое: стелу на въезде в город со стороны Селижарово. Советские бетонные стелы - это отдельный вид искусства! Мало того, что проектировали их профессионалы, а производители не жалели бетона и красок, так ещё и ставят их так, что природный пейзаж они почти всегда дополняют.
Шуршим по Новой Риге в сторону Москвы. Дорога уже стала трёхполосной и супер-освещённой, а значит, настал немного грустный момент, когда путешествие подходит к концу... Но это не страшно, ведь сотни километров дорог и десятки красивых фотографий ещё впереди!
Что хотелось бы сказать напоследок? Может, и неудивительно, что пригородный поезд на линии Торжок - Осташков ходит лишь два раза в неделю. Ведь достаточно посмотреть на карты Яндекса, чтобы почти не увидеть вдоль линии населённых пунктов. Кто там будет ездить? Хотя постойте! Что, если населённые пункты вдоль железной дороги поумирали из-за отмены поездов, повлекшей ухудшение транспортной доступности? Нет, бред какой-то. Разве могут умные дяденьки в пиджаках на Каланчёвке, а также в руководстве Тверской области принимать идиотские решения? Очевидно же, что нет!
А если серьёзно, то необходимо восстанавливать железнодорожное сообщение. Провести капитальные ремонты путей, вернуть поезда Москва - Торжок - Осташков, а также Москва - Бологое - Осташков. А сфотографированный нами пригородный - продлить до Торжка или до Твери и сделать ежедневным. Ведь если поезда продолжат курсировать раз в бесконечность, то скоро вдоль железной дороги совсем не останется населённых пунктов, которые нужно спасать из транспортной бездны.
С вами был Блог ЖД Фотографа. Не забывайте тыкать лайки и писать восторженные комментарии, а если есть желание и возможность - то и вовсе поддерживайте мой канал монетой в обмен на доступ к эксклюзивным материалам для спонсоров.
И конечно же, читайте другие статьи о поездках по замечательной России.
До скорого!