Кто-то спросит: зачем ехать и фотографировать поезд, если все фотографии уже есть в интернете? На этот глупый вопрос можно ответить другим, не менее глупым вопросом: зачем идти на рыбалку, если рыбу можно купить в магазине?
В общем, я думаю, аналогию вы уловили... Но, к чему это я? А к тому, что на этом канале я рассказываю о путешествиях, которые устраиваются ради красивых фотографий... Это так, к сведению для новых читателей, которые иногда находят мои публикации в ленте и с удивлением задают в комментариях закономерный вопрос: а зачем вообще вы снимаете поезда?
Так вот: это как рыбалка. Суть та же самая, только вместо снастей - фотоаппарат, а вместо рыб - интересные локомотивы. Собираетесь с друзьями, едете на природу невесть куда, сидите там часами, иногда даже с пивком, а потом хвастаетесь уловом перед единомышленниками. Вот и на Селигер мы отправились не для того, чтобы попариться в баньке и не для того, чтобы поесть шашлыки...
Дело было 6 мая 2024 года, когда через Осташков (расположенный на Бологое-Полоцкой железной дороге) проезжал пассажирский поезд. Понимая неосведомлённых читателей, которые уже решили закрывать статью с мыслью "а что тут такого", сразу поясню: дело в том, что регулярные пассажирские поезда через Осташков давно уже не ездят, поэтому сфотографировать эту диковину было просто необходимо. Редкость же! Да и вообще: с чего вдруг РЖД расщедрились и запустили этот поезд, учитывая, что обычно поезда они предпочитают отменять? Впрочем, о поезде я расскажу позже, а пока советую вам прочитать начало рассказа, ведь к поезду ещё нужно приехать, а дорога к нему лежит через множество интересных городов Тверской области.
Также подпишитесь, пожалуйста, на мой личный ТГ-канал, где я размещаю ссылки на все новые публикации, а также делюсь оперативными новостями своего блога: куда еду, что сфотографировал, над чем работаю, о чём думаю, когда выйдет новое видео и всё в таком духе.
Мой рассказ прервался на станции Селижарово, где мы сфотографировали редкость: ранний тепловоз ТЭП70БС в заводской окраске, и теперь собирались ехать в Осташков, чтобы в его окрестностях запечатлеть уже этот заветный пассажирский.
Для меня давно стал важным не столько сам процесс съёмки поездов, сколько дорога к этим поездам, ведь по пути можно увидеть столько интересного, что порой удивляешься: зачем люди едут отдыхать в дальние края? Под боком столько красивых и неизведанных мест, таящих как архитектурные жемчужины, так и технические эксклюзивы! К примеру, около переезда станции Селижарово был замечен трактор ЛТЗ-60, который выпускался в Липецке с 1993 до 2004 года. Ну и чем не технический эксклюзив?
Едем через Селижарово. Мост через местную речушку Селижаровку находится в хорошем состоянии, а вот асфальт на подъездах к нему вызывает вопросы... Это что, способ искусственного замедления трафика, чтобы водители не гоняли по населённому пункту? Если так - то отличная идея.
Казалось бы: чем же может похвастаться Селижарово, неизвестная 99 процентам россиян точка на карте нашей необъятной страны? Для начала, здесь есть Троицкий Селижаровский монастырь 15 века, представленный Петропавловской церковью, колокольней и другими постройками; есть дореволюционные и советские каменные здания, есть дом культуры с необычной архитектурой, есть сталинки, есть классицизм... Листайте альбомчик ниже и удивляйтесь!
И естественно, такой посёлок не может обойтись без моих любимых деревяшек! Они тут есть почти на любой вкус: бревенчатые, дощатые, выставленные ровными рядами, словно в музее; есть за страшным забором из профлиста, а есть фасадами на улицу... При этом заброшенных домов я лично не заметил, как и тротуаров, вместо которых здесь используется песочная обочина. Непорядок! Ведь песочная обочина - источник пыли и грязи! Поэтому в Селижарово обязательно должны появиться асфальтовые тротуары, а также велосипедная инфраструктура, ведь велосипед здесь - идеальный транспорт.
Мне Селижарово очень понравилось! Маленький, уютненький, неспешный посёлок с приятной малоэтажной застройкой и на удивление красивой архитектурой, который в прекрасной России будущего обязательно станет привлекательным местом для туристов, и я надеюсь, моя статья в этом хоть немного поможет.
Выезжаем на финишную прямую - на трассу, ведущую из Селижарово в Осташков, где пешеходные переходы (и на многих других дорогах) проектировал идиот. Сами посудите: огромные знаки в кислотной каёмке они поставили, жёлто-белую зебру нарисовали, а вот освещение ставить нужным не посчитали... Ну и как я из автомобиля в ночи должен разглядеть здесь пешехода? Да - я увижу знаки и сбавлю скорость в любом случае, но согласитесь - 99 процентов водителей и не подумают этого сделать. Я считаю, что каждый пешеходный переход в России должен быть освещён, и неважно, воспользуется ли им ночью сотня человек или один. Разве установка фонарей стоит дороже человеческой жизни?
Проезжаем село Рогожа, которое порадовало нас Преображенским собором, красивыми и деревянными домиками, а также приятным самосвалом ГАЗ-3307 с ярко-синей кабиной. Фотографии, как всегда, в альбомчике. Листайте.
А вот и Осташков! На въезде в город стоит кирпичная стела с куполом, на которой указан год основания: 1371.
Только вот мы сначала едем не в город, а на железнодорожную линию Бологое - Осташков, а точнее - на перегон Фирово - Осташков, где ожидается пригородный поезд из Бологого. Ставим автомобиль неподалёку от переезда на второстепенной дороге и идём на точку к переезду.
В качестве пригородного на маршруте Бологое - Осташков выступает ретропоезд "Селигер" - два новых тверских вагона, покрашенных в зелёный цвет. По субботам поезд курсирует под тягой паровоза, а в остальные дни его тягает тепловоз: в нашем случае - ТЭ70БС в корпоративных цветах РЖД... Мне кажется, или Октябрьской дирекции тяги давно пора специально для этого поезда покрасить пару-тройку тепловозов в зелёный цвет? А то как-то не очень хорошо смотрится.
Сделав фотографию на участке Бологое - Осташков, едем дальше, на участок Осташков - Великие Луки. На въезде в город нас встречает Селигер - столь же прекрасный, сколь ужасна пешеходная инфраструктура Осташкова. Как и в предыдущих мелких сёлах, вместо тротуаров мы видим песчаные обочины, а дорожная разметка вышла из чата... Что ж, обойдёмся.
Из интересного в городе - автобус МАЗ-103 с новой мордой, который меня приятно удивил, ведь в подобных городах, как правило, самый большой автобус - это ПАЗ Вектор Некст. А тут - целый МАЗ, да ещё и низкопольный, да ещё и не один! Похвально.
Также неподалёку от железнодорожного вокзала была обнаружена опрятная белая панелька, не лишённая архитектуры, и, конечно же, деревянные частные дома - один краше другого... Впрочем, дом, покрытый сайдингом из гонки красоты явно вылетает (левый на втором фото, листайте)
В поисках места для съёмки того самого пассажирского поезда мы сначала отправились на переезд неподалёку от станции Осташков. А если бы поехали от переезда по этой дороге дальше, то оказались бы в селе Ясенское на берегу Волги, где стоит необыкновенной красоты заброшенная Успенская церковь, построенная из красного кирпича (найдите её в яндексе). Рядом с переездом красуется деревянная железнодорожная казарма начала 20 века, которая стала жилым домом, а вот для съёмки поезда точка оказалась никудышной, так что мы отправились дальше по дороге в направлении Пено.
По дороге в Пено нам попались ЛиАЗ-5256 и КаВЗ "Аврора", а через полчаса мы оказались в самом посёлке. Пено стал первым на нашем пути населённым пунком, где я не увидел чего-нибудь удивительного, за исключением названия города, выполненного в бетоне. Из архитектуры - лишь неприметная советчина: не попались даже красивые деревяшечки или сталинки, зато в условном центре города был обнаружен пункт выдачи "Озон"... Уж с чем точно не ассоциируется "Пено", так это с "Озоном", но почему бы и нет?
Зато ужасных дорог в Пено - хоть отбавляй! При этом в очередной раз асфальт на мосту - идеальный, а в остальных местах - стиральная доска, единственная польза которых лишь в том, что по ней водители не смогут гонять, создавая аварийные ситуации. По уму должно быть так: асфальт - идеальный, а для безопасности - лежачие полицейские, сужение полос, камеры, хорошее освещение, благоустроенные тротуары и пешеходные переходы... А не это запустение. Давайте, расскажите мне сказку о том, что "в России нет на это денег", или "ну не всё сразу, сделают через несколько десятилетий дороги и в Пено, нужно лишь потерпеть"... Фу, читать порой такие бредни в комментариях - аж противно!
Транспорта в Пено мало. Из интересного был замечен ещё советских времён УРАЛ-375 с манипуляторной установкой, а также ПАЗ-3205, выполняющий роль развозки на каком-то лесозаготовительном предприятии.
Вскоре мы свернули на грунтовку, ведущую к Волге, и здесь наконец-то была найдена красивая архитектура: потрясающий своими размерами современный дом, надстроенный над домиком поменьше, а также простые деревенские домики без всяких излишеств... А вон и матушка Волга на горизонте!
Проехав немного по грунтовой дороге вдоль Волги, минуя отдыхающие вверх дном лодки, а также не слишком уместный в столь живописном месте забор из профлиста, я поставил автомобиль в тени берёз рядом с мемориалом в память о Елизавете Ивановне Чайкиной - расстрелянной фашистами секретаре Пеновского райкома.
Далее мы забрались на железнодорожную насыпь, чтобы уже здесь определиться с точкой съёмки нашего уникального для Бологое-Полоцкой дороги пассажирского поезда. С насыпи Волга выглядит сказочно! И она здесь такая разливистая, что и не скажешь, что её исток находится менее чем в 50 километрах! Какой простор! Какая синь! Какая воля! Какой замечательный деревенский пейзаж не берегу реки!
Ах, да, поезд... Это был Санкт-Петербург - Калининград. Обычно он курсирует через Новосокольники, но из-за ремонта путей в тех краях, весной 2024 года его временно перевели на Бологое-Полоцую дорогу, по которой в обычное время пассажирские поезда не ходят. Мы вскарабкались на насыпь и пошли в сторону Осташкова искать место съёмки, выбрав в качестве такового прямой участок на насыпи в окружении глухого леса.
По дороге была сфотографирована дореволюционная железнодорожная постройка, а также раритетный пикетный столб на бетонном основании с отлитой звездой.
А вот и загадочный поезд Санкт-Петербург - Калиниград, временно ходящий через Осташков. Пускай тепловоз - в корпоративных цветах РЖД, пускай вагоны - тоже красно-серые, и пускай сфотографировано всё это добро, что называется, не по солнцу, но зато это всё ещё столь редкий для Бологое-Полоцкой железной дороги пассажирский поезд! Ремонты путей закончены и он уже ушёл отсюда на свой привычный маршрут, вновь сделав линию Осташков - Великие Луки супер-глухоманной: регулярно курсирует лишь пригородный, а грузовые - если ну очень повезёт.
На этом наше путешествие не закончилось, ведь предполагалась съёмка ещё двух пригородных поездов, а также дорога домой: всё это сулило кучу интересных находок и красивых фотографий, которые я покажу вам в следующий раз.
С вами был Блог ЖД Фотографа! Если понравился рассказ - ставьте лайк и пишите комментарий, а ещё можете подписаться на канал, чтобы читать новые статьи в первых рядах. До скорого!
Продолжение: