Писала недавно о том, как в конце эпохи кринолинов (1860-х) женские шляпки стали очень маленькими. Теперь - о нарядных чепцах той поры.
Ну разве не прелесть вот такой вечерний чепец?
Из чего он сделан? Понять мудрено, если честно. Белый верх – это, наверное, тюль, украшенный чёрной сеточкой из шёлковых нитей и бисером. А под ним ли чёрное кружево или лишь по краям, непонятно.
Да ещё и белое кружево, чёрные атласные ленты, красные цветы…
В 1830-х парадные чепцы были огромны, как широкополые шляпы. К 1840-му году они сильно уменьшились. И даже перестали походить по форме на чепцы:
О прелестном головном уборе 1840-х.
Тогда же в моду вошли разные кружевные наколки, которые порой и не отличишь от чепцов.
Чепец или наколка у дамы на портрете? Не знаю, но, скорее - чепец (не вечерний, а нарядный дневной).
На западных сайтах часто пишут «headdress» – головной убор, «платье для причёски». Но этот термин чаще применяют к уборам, которые уж совсем не похожи на чепцы и наколки. Я об этом напишу подробней…
А пока полюбуемся тем, что подписано словом «чепец».
Вот ещё прелестный чепец. Вероятно, вечерний, хотя может быть и дневным.
«Женский чепчик из трех проволочных лент, перетянутых ярко-красной бархатной лентой; две глубокие оборки из машинного кружева, пришитые к лентам сзади; бантики и завязки из бархатных лент по бокам».
Чепец из чёрного кружева шантильи с бутонами лиловых цветов. Этот явно вечерний:
А вот этот чепец 1855 года, наверное, полностью закрывал волосы. Или он просто так надет на манекен.
«Женский чепчик. Черная кружевная основа, отделанная плиссированной фиолетовой атласной лентой. Белое кружево машинной работы, петли из фиолетовой бархатной ленты и фиолетовые бархатные лепестки, завязки из белой шелковой ленты».
Кружевной чепец середины 19 века, с лентами и розами из шёлковой тафты.
По-моему, у него есть сходство с чепцом дамы на портрете, что я разместила под ним.
Вообще, форму головных уборов диктовала причёска. В 1850-х и 1860-х шиньон волос лежал на затылке, а локоны уже не свисали вдоль щёк, как в 1840-х.
Поэтому и чепцы стали такой формы. И утренние, и дневные, и вечерние.
На портретах всей красоты чепцов часто не видать. Дамы сидят прямо, а основная отделка видна, если смотреть на дам сбоку или сзади.
И не всегда ясно, чепец ли на голове дамы или кружевная наколка.
Вот на этом портрете видно, что наколка. Это Энгр, наверное, придумал такой приём. Посадил даму так, чтоб её причёска отражалась в зеркале.
И ещё два нарядных чепца.
Первый – утренний, а второй, наверное, дневной или даже вечерний.
Прелестные сеточки для волос. Как они попали в 19-й век?
Маленькие шляпки в эпоху больших кринолинов.
Самые причудливые чепчики 19 века.