27,5K подписчиков

Нарядные чепцы и кружевные наколки в эпоху кринолинов

562 прочитали

Писала недавно о том, как в конце эпохи кринолинов (1860-х) женские шляпки стали очень маленькими. Теперь - о нарядных чепцах той поры.

Ну разве не прелесть вот такой вечерний чепец?

Из чего он сделан? Понять мудрено, если честно. Белый верх – это, наверное, тюль, украшенный чёрной сеточкой из шёлковых нитей и бисером. А под ним ли чёрное кружево или лишь по краям, непонятно.

Да ещё и белое кружево, чёрные атласные ленты, красные цветы…

Вечерний чепец, 1860-е годы.
Вечерний чепец, 1860-е годы.

В 1830-х парадные чепцы были огромны, как широкополые шляпы. К 1840-му году они сильно уменьшились. И даже перестали походить по форме на чепцы:

О прелестном головном уборе 1840-х.

Тогда же в моду вошли разные кружевные наколки, которые порой и не отличишь от чепцов.

Чепец или наколка у дамы на портрете? Не знаю, но, скорее - чепец (не вечерний, а нарядный дневной).

Винтерхальтер. Женский портрет, около 1850 года.
Винтерхальтер. Женский портрет, около 1850 года.

На западных сайтах часто пишут «headdress» – головной убор, «платье для причёски». Но этот термин чаще применяют к уборам, которые уж совсем не похожи на чепцы и наколки. Я об этом напишу подробней…

А пока полюбуемся тем, что подписано словом «чепец».

Вот ещё прелестный чепец. Вероятно, вечерний, хотя может быть и дневным.

«Женский чепчик из трех проволочных лент, перетянутых ярко-красной бархатной лентой; две глубокие оборки из машинного кружева, пришитые к лентам сзади; бантики и завязки из бархатных лент по бокам».

Нарядный чепец из белого кружева с бархатными лентами, 1860-е.
Нарядный чепец из белого кружева с бархатными лентами, 1860-е.

Чепец из чёрного кружева шантильи с бутонами лиловых цветов. Этот явно вечерний:

Чепец из чёрного кружева шантильи, 1860-е годы.
Чепец из чёрного кружева шантильи, 1860-е годы.
Шапочка для причёски и кружевные чепцы, модная картинка 1860-х.
Шапочка для причёски и кружевные чепцы, модная картинка 1860-х.

А вот этот чепец 1855 года, наверное, полностью закрывал волосы. Или он просто так надет на манекен.

«Женский чепчик. Черная кружевная основа, отделанная плиссированной фиолетовой атласной лентой. Белое кружево машинной работы, петли из фиолетовой бархатной ленты и фиолетовые бархатные лепестки, завязки из белой шелковой ленты».

Кружевной чепец с атласными фиолетовыми лентами, 1855 год, США.
Кружевной чепец с атласными фиолетовыми лентами, 1855 год, США.

Кружевной чепец середины 19 века, с лентами и розами из шёлковой тафты.

По-моему, у него есть сходство с чепцом дамы на портрете, что я разместила под ним.

Нарядный чепец с лентами из розовой тафты, середина 19 века.
Нарядный чепец с лентами из розовой тафты, середина 19 века.
Женский портрет, середина 19 века, Россия. Художник неизвестен. Хранится в Эрмитаже.
Женский портрет, середина 19 века, Россия. Художник неизвестен. Хранится в Эрмитаже.

Вообще, форму головных уборов диктовала причёска. В 1850-х и 1860-х шиньон волос лежал на затылке, а локоны уже не свисали вдоль щёк, как в 1840-х.

Поэтому и чепцы стали такой формы. И утренние, и дневные, и вечерние.

Модные чепцы, 1857 год. Наверное, утренние.
Модные чепцы, 1857 год. Наверное, утренние.
Модные чепцы, 1857 год. Наверное, дневные и вечерние.
Модные чепцы, 1857 год. Наверное, дневные и вечерние.

На портретах всей красоты чепцов часто не видать. Дамы сидят прямо, а основная отделка видна, если смотреть на дам сбоку или сзади.

Женский портрет, середина 19 века.
Женский портрет, середина 19 века.

И не всегда ясно, чепец ли на голове дамы или кружевная наколка.

Вот на этом портрете видно, что наколка. Это Энгр, наверное, придумал такой приём. Посадил даму так, чтоб её причёска отражалась в зеркале.

Жан Огюст Доменик Энгр. Madame Moitessier, 1856 год.
Жан Огюст Доменик Энгр. Madame Moitessier, 1856 год.

И ещё два нарядных чепца.

Первый – утренний, а второй, наверное, дневной или даже вечерний.

Утренний чепец. Россия, конец 1840-х – начало 1850-х. Тюль, шелк, кружево. Эрмитаж.
Утренний чепец. Россия, конец 1840-х – начало 1850-х. Тюль, шелк, кружево. Эрмитаж.
Чепец, 1850-е годы, США. Шелковые ленты, шелковое коклюшное кружево и машинная сетка.
Чепец, 1850-е годы, США. Шелковые ленты, шелковое коклюшное кружево и машинная сетка.

Прелестные сеточки для волос. Как они попали в 19-й век?

Маленькие шляпки в эпоху больших кринолинов.

Самые причудливые чепчики 19 века.