Детский писатель-фантаст Кир Булычев (Игорь Можейко) создал один из популярнейших образов отечественной массовой культуры: девочку из будущего Алису Селезневу. Она известна прежде всего благодаря мультфильму “Тайна третьей планеты” и пятисерийной ленте “Гостья из будущего”. Имя героиня получила в честь дочери автора. А родителей Алисы зовут Игорь и Кира - как Можейко и его жену. Впрочем, псевдоним Кир писатель взял тоже в честь любимой женщины.
Есть и другие киновоплощения, не получившие широкой известности. И вот состоялась премьера приключенческой картины “Сто лет тому вперед”. Именно по мотивам повести с таким названием и была снята “Гостья из будущего”. Но сценарий там сильно отличался от книги. Новый фильм еще дальше отстоит от литературного первоисточника. Правильнее это назвать не экранизацией, а вольной фантазией на тему. При этом авторы оставили отсылки к культовому советскому кино. Так, одного из главных героев зовут Коля Герасимов, как в старом мини-сериале. У Булычева фамилия мальчика была Наумов. Не было в книге и робота Вертера. Но слишком уж он запомнился зрителям (сказал бы, что полюбился, но нет). И не смогли современные кинематографисты отказаться от восхитительной песни “Прекрасное далеко”.
В остальном же сравнивать новинку с “Гостьей из будущего” не стоит. Это два разных произведения с непохожими сюжетами. Тут даже миелофона нет. Они и для разных зрителей снимались. Дети и подростки 80-х и их нынешние ровесники воспитывались в очень несходных условиях.
Алиса и Коля на несколько лет старше, чем во всем нам знакомой истории. Так что это уже в классификации Льва Толстого “Юность”, а не “Детство” или “Отрочество”. Действие без прелюдий переносится из 2024 в 2124 год. И тут для Коли две новости, хорошая и плохая. Плохая заключается в том, что придется иметь дело с космическими пиратами. Хорошая: на стенах нет портретов Путина. Видимо, через сто лет его уже не будет у власти. Хотя я бы не обнадеживался раньше времени. Все-таки это фантастика.
Тут нет откровенно глупых сцен, рассчитанных на совсем уж маленького зрителя, чем грешила “Гостья из будущего”. И робот не в Эстонии собран, и пираты не дипломированные имбецилы с дополнительной квалификацией “слабоумие”. Серьезные враги, в ролях которых интересно проявили себя Александр Петров и Юра Борисов. Артисты явно получили удовольствие, попробовав себя в новых амплуа.
В роли Алисы - начинающая актриса Даша Верещагина. Но здесь, как ни крути, от сопоставлений не уйти. Для меня попадание в образ Наташи Гусевой остается эталонным. Новой Алисе выкрасили волосы в розовый цвет, чтобы подчеркнуть ее принадлежность к будущему. У Гусевой же были настолько выразительные глаза, что ни гримеры, ни визажисты с костюмерами просто не требовались. Один взгляд - и понятно, что эта девочка прилетела из иной эпохи.
А вообще я рад, что новое поколение сможет приобщиться к любимым героям их родителей. Да, отличий больше, чем общих черт. Но, извините, и за окном не 80-е. У нас снова стали снимать кино для детей, а ведь именно в этой сфере у СССР были очень заметные достижения. И теперь это делают на очень достойном техническом уровне. Зрителю не приходится краснеть за бедность реквизита на площадке. Еще бы вернуть позиции в сценаристике и режиссуре. Но это, видимо, дело прекрасного будущего.
Интересно отечественное кино? Тогда читайте: