Ну что, вынужден констатировать, что отсутствие диверсификации импорта и практически поставщик-монополист Китай (а на его долю уже приходилось под 45% всего российского импорта - вдумайтесь в эту цифру) в очередной раз сыграли злую шутку. Я многократно предупреждал, что все к этому идет.
Процитирую сам себя:
Сильное затруднение платежей с китайскими банками, наблюдающееся с начала текущего года и пока с каждым месяцем усугубляющееся все сильнее, было только началом всех "приятностей" со стороны великого друга и партнера Китая. И тут надо признать, что дело не в нем. Нельзя ругать Китай за то, что он не хочет, как Россия, сильно ругаться со всем миром, подставляя под удар собственные банки, нарушающие санкционный режим. Зачем ему это?
Но вот вам следующая проблема, которая точно так же, как и первая, приведет к очередному сильному удорожанию китайских товаров (а это 45% импорта), и которая вот тут уже прямо зависит от самого Китая. Проблема эта заключается в том, что "дружеская" китайская сторона резко повысила тарифы на все виды грузоперевозок в Россию. И, заодно, в Беларусь. Только в эти две страны.
По данным транспортно-логистических порталов, ставки ж/д перевозок поднялись на 500-1500 долларов за контейнер (это на 10-30%), ставки морских перевозок - на 15-25%, в зависимости от порта отправки и направления.
При этом, из-за опасения компаний, что ставки будут расти и дальше, запланировать перевозку на май уже невозможно.
Вот, например, что сообщает старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло:
Они подняли тарифы на $500-800 для некоторых так называемых особо тяжелых грузов. В каких-то случаях повышение доходит до $1,5 тыс. Это в среднем от 10 до 20% на некоторых направлениях. И мало того, май уже перебукирован.
Свободные контейнеры на железную дорогу на этот месяц практически невозможно найти, потому что уже все заказы размещены, все агенты уже подтвердили отправку контейнеров. Все это переходит на июнь, естественно, с повышенными тарифами.
Портал Infotrans Media Belarus одновременно сообщает, что тарифы на грузоперевозки из Китая выросли минимум на 500 долларов, а тарифы на морские перевозки, по их информации, подняли вообще на 50%:
Участники рынка сходятся во мнении, что в росте цен виновато монопольное положение Китая как экспортера товаров в Россию. Его доля в 2023 году выросла до 45%, а "экономисты предупреждали, что высокая концентрация поставок из одной страны несет риски", - пишут СМИ. К "предупреждающим экономистам" в этом плане могу всецело отнести и себя.
А, например, исполнительный директор компании Transasia Logistics Кирилл Латинский называет еще одну неочевидную проблему повышения цен на транспортные услуги, которая заключается в следующем.
Импорт из КНР в Россию в основном идет в контейнерах. А в обратном направлении: из России в Китай - уже не в контейнерах. Таким образом, многие отправленные контейнеры не возвращаются обратно и остаются в России, что приводит к возникновению их дефицита в Китае.
А многие китайские экспортеры из провинций работают за счет госсубсидий, и когда государство видит дефицит контейнеров - оно снижает или отменяет стимулирующие выплаты (не знаю, почему, но так у них заведено). Соответственно, чтобы сохранять прибыльность и рентабельность бизнеса, те вынуждены повышать тарифы.
Есть и еще один интересный момент. Двумя месяцами ранее Россия многократно, в разы подняла тарифы на перевозки отдельных грузов. В частности, речь шла об угле.
Но тут речь шла о тарифах перевозок не в Китай, а с запада на восток в пределах России для дальнейшей отправки в Китай. Ну, например, из Москвы в Красноярск тарифы просто взяли и подняли в 30 раз.
В Иркутск - в 8 раз, во Владивосток - в 3 раза. Объясняли это перегруженностью маршрутов и другими факторами, не буду останавливаться на них подробно.
Есть подозрение, что это как-то сказалось на конечной цене поставок того же угля и еще какого-нибудь сырья в Китай, и оттуда прилетела "ответочка".
Так или иначе, столь резкое поднятие стоимости перевозок 45% импортной продукции неизбежно приведет к заметному росту цен на внутрироссийском рынке, как и проблема с платежами, из-за которой импортеры вынуждены переходить на серые схемы оплаты через множество посредников, что, соответственно, повышает их затраты.
Причем подорожают не только импортные товары из Китая, но и "под шумок" импорт из других стран, и товары отечественного производства, как это уже многократно наблюдалось в подобных случаях.
А изначальная причина - в отсутствии диверсификации импорта. Покупать почти половину продукции в одном Китае - означает стопроцентно от него зависеть и беспрекословно выполнять любые условия, которые диктует поставщик. Хотя вообще условия должен диктовать покупатель. И когда Китай выступает покупателем - он их тоже диктует.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.