Я продолжаю публикацию глав из повести о судьбах 2-х братьев. От всей души благодарю своих неравнодушных читателей, которые внимательно следят за судьбами героев повести и поддерживают публикации своими лайками и комментариями.
Доброго времени суток всем и хороших выходных!
Для новых читателей начало здесь:
Предыдущая часть здесь:
В автобусе вместе с Ринатом ехали капитан и лейтенант с других погранзастав. Входя в автобус, Ринат приветственно отдал им честь, они ответили тем же. Ехали молча. Через 20 минут автобус выехал к развилке и вертолетной площадке. Именно сюда приземлился вертолет, который доставил Рината вчера из Душанбе. Отсюда еще примерно чуть больше километра он шел пешком по дороге накануне.
В это время со стороны 6 или 7-й заставы раздались сначала несколько одиночных выстрелов, потом автоматная очередь и застрочил пулемет.
- Опять лезут с «проверкой», - злобно сказал незнакомый Ринату лейтенант капитану.
- Значит сегодня- завтра жди «гостей», - ответил ему капитан. Они оба вышли из автобуса и быстрым шагом пошли каждый к своей заставе, не по дороге, а по тропинкам, которые заметно сокращали путь до КПП.
Ринат тоже хотел выйти и пойти к своей заставе уже знакомой ему дорогой, но водитель остановил его:
- Давайте я хоть Вас довезу, то, что там стреляли, ничего не значит, боя раньше после обеда ждать не приходится, может быть они вообще пойдут под покровом ночи или на рассвете.
- Я знаю, - ответил Ринат. - Мой отец служил на Пянджском участке этой границы, и мое детство прошло в соседнем кишлаке.
Еще с детства Ринат знал от отца тактику душманов, моджахедов и прочих нарушителей советской границы: сначала они проводили небольшую разведку боем- не нарушая границу и не подставляясь, они просто стреляли по нашей территории, выясняли расположение огневых точек на границе, а потом накрывали эти точки из гранатометов и шли уже основными силами.
Конечно, наши пограничники старались сразу же поменять место расположение этих точек, если они были «засвечены». Но сделать это было совсем не просто, это не траншею на равнине выкопать, скальные и горные породы саперной лопаткой не возьмешь, а долбить киркой не было времени. В горах такие огневые точки обкладывали сравнительно небольшими камнями, надо было еще найти природное углубление в горе или скале, чтобы переместить туда пулемет или гранатомет.
Следует заметить, что очень хорошо вооружены бандиты были оружием, которого наши солдаты и офицеры в глаза не видели, в основном оно было английского и американского производства и доставлялось в Афганистан через Иран.
Когда удавалось после боя собрать такое оружие его внимательно рассматривали, даже стреляли из него, а потом отправляли по 1 экземпляру каждого вида в Душанбе для более внимательного изучения его строения и особенностей нашими военными конструкторами и инженерами. Остальное оружие и боеприпасы отправлялись на оружейный склад.
Даже оно иногда шло в ход, когда в 1992 году началась гражданская война в Таджикистане, и наши пограничники часто оказывались между двух огней: с одной стороны, они должны были охранять границы от проникновения на территорию страны моджахедов и талибов, а с другой стороны, они часто подвергались нападению разрозненных вооруженных групп таджикского населения. В стране шел передел власти, а русские вообще стали вдруг «интервентами», их выгоняли из своих домов, и даже убивали в городах и аулах просто по национальному признаку………
Пока ехали до 3-й заставы Ринат узнал от водителя массу информации, что тот сверхсрочник, служит после службы по призыву 4-й год в звании сержанта, женился на дочери капитана одной из застав, она родила ему дочку, сейчас жена работает в детском саду воспитателем, учится заочно в педучилище в Душанбе. В детском саду 2 группы детей: с года до 4-х-12 малышей и с 5 до 7 - 10 ребятишек.
Выйдя из автобуса, Ринат прошел через проходную в 6.38, на стадионе заканчивалась зарядка у солдат, которые не были заняты в каких-то видах наряда, накрапывал дождь, и тела солдат в форменных брюках и майках блестели от покрывших их дождевых капель и пота. Бегом и строем они отправились в умывальную, потом таким же бегом, одев гимнастерки бежали в столовую на завтрак.
Он направился в дежурную часть, где дежурный капитан Докучаев созванивался с 7-й заставой и уточнял, что у них там случилось.
Наши не ответили на стрельбу с Афганской стороны, наши огневые точки не были засвечены, раненых не было, но по заставе была объявлена тревога и пограничная караульная группа был усилена двойным составом, мото-маневренной группе была объявлена повышенная готовность.
Сидорчук позвонил по другому телефону, и Ринат, с согласия кивком дежурного офицера, передал ему всю услышанную информацию, потому, что Докучаев заканчивал разговор с 7-й заставой. Сидорчук сказал, что сейчас приедет, без запроса помощи или подкрепления от 7-й заставы пока ничего не предпринимать. Он и правда приехал через полчаса, позвал Рината в кабинет и тихо сказа ему:
- Полчаса назад мне звонили из Душанбе из округа, наш ограниченный контингент войск в Афганистане вместе с армией, подконтрольной Правительству Афганистана готовят крупную войсковую операцию в провинции Герат на горном участке массива Шаршари.
Там в серьезном бункере, который строили по проекту немецких и иранских инженеров еще в 1984 году, окопался Исмаил-Хан, авторитетный полевой командир, служил в правительственной армии в звании капитана, после апрельской революции 1984 года переметнулся в оппозицию, сколотил вокруг себя в Кокари- Шаршари целую армию почти в 5 000 человек, разделенную примерно на 200 очень мобильных и подготовленных отрядов.
Дай Бог нашим ребятам удачи в бою и победы, но командование не исключает, что несколько отрядов из армии Исмаил - Хана могут отправиться не только в соседний Иран, но и к нам на северо-запад. Им все равно кого убивать, они больше ничего не умеют.
- А накрыть территорию сверху и все это сравнять с землей нельзя? Ведь там наверняка гражданского населения нет, если это бункер военных? - спросил Ринат.
- Да вот я тоже об этом спросил, но мне сказали, что поверхностные сооружения, конечно, постараются поразить сверху, но там под землей целый город со всем необходимым для жизни, они там могут прожить несколько месяцев, а толщина перекрытий там 15-20 метров, имеющимися у вертушек на вооружении снарядами не возьмешь. Кроме того, Правительство заинтересовано в сохранении подземных коммуникаций данного форпоста и просило не привлекать нашу тяжелую авиацию. Придется выкуривать и вести бои на поверхности и внутри сооружения.
Я в 9.00 провожу совещание офицерского состава, информация об операции в Афганистане строго секретна, - сурово сказал подполковник. - Ты сейчас куда?
- В гараж к Стрельникову, - ответил Ринат.
- Хорошо, составьте список, хотя бы предварительный, что нужно докупить и достать для твоих движущихся мишеней. Первогодков у нас много, стреляют как попало. Если духи попрут на нашем участке положат многих, надо тренировать, - серьезно произнес подполковник. - Свободен. Иди в гараж и в 9.00 как штык.
- Так точно, - ответил Ринат и быстрым шагом направился в гараж.
Сержанта Стрельникова было трудно не узнать по внешним характеристикам, которые назвал Ринату подполковник. Парень был высокий и худой. Он открывал гараж, когда из-за угла появился Ринат.
Поздоровавшись и объяснив цель своего визита, они быстро склонились над столом, где на тетрадном листке Ринат начал рисовать схему своей конструкции. Володя тут же предложил небольшое усовершенствование, которое требовало еще нескольких реле, но нарушало ритмичность выскакивания рамок с мишенями, чем повышало тренированность зоркости у стрелявших по ним.
Список всего необходимого был составлен, и Ринат пошел в дежурку, чтобы взять ключ от бомбоубежища и посмотреть, что там внутри.
Он никогда не видел одновременно столько портретов наших политических деятелей. Здесь были и Сталин, и Молотов, и Берия, и все последующие генсеки. Портреты стояли лицом к стене, их надо было куда-то убрать, а в общем и целом помещение было длиной метров 70, здесь была пара письменных столов ободранных и старых, подведена проводка, несколько розеток и вполне приличное освещение, в котором надо было только заменить некоторые перегоревшие лампочки. Ринат дописал в общий список 10 лампочек и пошел на совещание к Сидорчуку.
Совещание было коротким, подполковник практически повторил все, что сказал Ринату немногим ранее и предупредил о секретности, рядовому составу следовало сказать, что к ним движется отряд моджахедов по данным воздушной разведки и не больше.
После обеда, настелив в спортзале маты, он проводил лекцию для солдат, свободных от всех видов службы на тему важности рукопашного боя в воинской службе и в гражданской жизни, которая закончилась его боем с самым сильным, по мнению сослуживцем, солдатом- бурятом по национальности Баиром Салгаевым, владевшим каким-то национальным видом борьбы.
В первый день своей службы в армии на этой заставе, столкнувшись с проявлением дедовщины, Баир, схватив палку- лентяйки и раскидал девятерых «дедов» в умывальной комнате, при этом 2-е из них получили серьезные травмы и была расколота одна раковина умывальника, а палка лентяйки разлетелась в щепки.
С тех пор Баира никто не трогал, он был уважаем и защищал первогодков, когда на них «наезжали» «деды». Дневальные не трогали его, когда он после отбоя сидел на коврике возле своей кровати и молился своим буддистским богам.
Сначала Ринат предложил желающим попробовать свои силы. Вышел рядовой Быков, который оправдывал свою фамилию, был в 2 раза мощнее Рината и достаточно силен, но при этом был неповоротлив, и Ринат сравнительно легко уложил его парой приемов на обе лопатки.
Салгаев был следующим, все солдаты замерли в ожидании, что же будет дальше, сможет ли новый лейтенант, который хочет их учить рукопашному бою победить самого сильного солдата заставы?
Баир был невысокого роста, но плотного телосложения. Сначала он не вступал в бой и прыгал в полуприседе вокруг Рината, как обезьяна, пытаясь найти слабое место противника, отвлекая его, стараясь разозлить, но вскоре они сцепились, Ринат понял суть приема, которым хотел воспользоваться Баир и умело ему противодействовал. Он не с 2-х приемов победил Салгаева, но, проведя быстро 5-6 приемов подряд, все равно победил в этом бою, чем вызвал возгласы одобрения и аплодисменты солдат.
- Молодец, рядовой Салгаев, но кое-чему я еще смогу и Вас научить, - сказал Ринат после боя, пожимая сильную мозолистую руку Салгаева.
- Спасибо, учитель, - ответил Салгаев, для которого человек владеющий знанием и умением был всегда учителем. Понимая, что ответил не по уставу, Салгаев поправился:
- Служу Советскому союзу!
Своей победой над Салгаевым, Ринат в первый же день заработал себе авторитет в солдатской среде и в дальнейшем его команды, советы и рекомендации выполнялись беспрекословно не только по субординации. Солдаты его зауважали.
Конец их схватки видел подполковник Сидорчук, который зашел в зал посмотреть, что же там делает его новый лейтенант.
Отпустив солдат и договорившись с ними, что о каждом занятии им будут сообщать дневальные, Ринат подошел к подполковнику.
- А ты молодец, здорово ты его уложил, - сказал подполковник.
- Хороший боец и умелый воин этот Салгаев, просто он только своей национальной борьбой владеет, а я несколькими видами, и я 4 года тренировался 3 раза в неделю. Но если он освоит все, что знаю и умею я, он может победить меня, он силен и вынослив.
- Пуля – дура, рукопашный бой не всегда в наших условиях спасает, до него часто просто не доходит в бою, важнее меткость стрельбы и грамотная маскировка, - задумчиво произнес подполковник.
- Над этим тоже будем работать, - уверенно произнес Ринат.
Они вышли из спортзала, закрыли его и только направились к дежурной части, как услышали множественные выстрелы, стрекот пулеметов и автоматов, громкий хлопок взрыва от поражения цели из гранатомета и вой сирены. На 7-й заставе шел бой, мото- маневренная группа их заставы тоже поехала на выручку, остальным оставалось ждать и быть готовыми принять бой.
Но бОльшая помощь 7-й заставе не потребовалась. Бой длился около 1.5 часов. В результате 12 моджахедов были убиты, еще двое ушли обратно в Афганистан. По содержимому дорожных мешков убитых моджахедов было понятно, что на территорию Советского союза они шли травить колодцы, резать и убивать мирных граждан. Потери среди пограничников тоже были: убитыми 2-е солдат- первогодков и капитан Зуйков, дежуривший в тот день на границе, четверо получили ранения, но тяжелых среди них не было.
Когда 7-я застава сообщила об окончании боя и об отмене тревоги, Сидорчук захватил с собой Рината и поехал в военный городок. Впереди них ехали на машине раненые, в одной из машин впереди везли тела убитых.
Подполковник и лейтенант ехали молча. Ринат сидел и думал, как же близко этот маленький островок цивилизации- военный городок, созданный руками солдат и усилиями 87 женщин - жен офицеров находится от границы, как же страшно ему за них и за чуть больше сотни детей, как же важно задержать любого врага, который сунется на нашу территорию.
Через 10 дней, когда Ринат в самый первый свой день на обходе границы был дежурным офицером, рассматривая вражескую территорию в бинокль, он заметил сначала одну, а потом еще несколько голов за камнями. Ринат насчитал больше 10 моджахедов.
Он тут же сообщил об этом на заставу и попросил подкрепления, именно эти его действия спасли ему и рядовым, которые в то утро охраняли границу, жизнь. Перевес сил не оставлял им шансов выжить. Через участок их заставы пытались прорваться 18 вооруженных до зубов головорезов, а их было всего четверо.
Операция «Западня» в районе Кокари- Шаршари проходила на территории Афганистана с 18 по 26 августа 1986 года и завершилась разгромом основных сил Исмаил- Хана. С остатками своих отрядов он ушел в Иран. Один из отрядов, действительно, отправился на северо- запад и пытался прорваться на территорию Таджикистана как раз через участок границы, охраняемый третьей заставой. В свой первый бой Ринат вступил 25 августа и был ранен. Эти события и ранение здорово изменили его жизнь.
Продолжение следует…..
Благодарю всех, кто прочел очередную главу повести. отдельное спасибо за лайк и комментарий.
А в наши дома вернулось тепло отопления после того, как пару дней среднесуточная температура была всего +3 градуса и электрические обогреватели позволяли поддерживать небольшое тепло в квартире до +16.
Сегодня первый день живем без снега на улице и немного потеплело уже +10.
Всем здоровья и позитивного настроения, не смотря на холодную погоду и снег во многих регионах желает психолог Вера.
#судьба человека #история из жизни #реальная история #интересная история жизни человека