Найти тему

Нужна ли реклама хорошей книге?

Вопрос несколько провокационный, но он время от времени в том или ином виде всплывает в комментариях. Поэтому я решила поговорить об отношении к книжной рекламе, которую некоторые воспринимают негативно. Сразу оговорюсь, если человек пишет для себя, то его книги в рекламе не нуждаются. Не себе же самому он их будет рекламировать? Эта статья для тех авторов, кто пишет для людей и хочет, чтобы его книги читали и, желательно, за это платили. Ну, или на первых порах хотя бы просто читали.

Что такое реклама

Многие из нас выросли на слогане еще советской торговли: «Хороший товар в рекламе не нуждается». А собственно почему? Может, потому, что мы понимаем рекламу как навязывание никому не нужных некачественных вещей? Так что сначала давайте определимся с тем, что такое реклама.

Если посмотреть на разные определения этого вида деятельности, то становится понятно, что, во-первых, реклама — это информация о продукте и его характеристиках. И если первая задача рекламы — это информирование потенциальных потребителей, то вторая задача — продвижение продукта на рынке схожих товаров и услуг, то есть описание преимуществ рекламируемого товара перед другими.

Что плохого в информации? Я вот год назад в рекламе увидела симпатичный небольшой отель в Нижнем Новгороде рядом с Кремлём. Поехала погулять в Нижний и остановилась там. Была очень довольна и местом, и условиями, и обслуживанием. Этим летом тоже там остановлюсь. Не увидела бы рекламу и не узнала бы об этом отеле. А откуда бы я о нем узнала?

Вот продвижение часто вызывает негатив, во-первых, потому, что оно вроде бы похвальба, а хвалиться неловко; во-вторых, информация не всегда соответствует реальному положению дел и бывает подается навязчиво.

То есть в самой рекламе уже заложены как плюсы, так и минусы. И чего там будет больше, зависит исключительно от того, кто эту рекламу делает. Теперь вернёмся к книге.

Художница Воробьева Ольга
Художница Воробьева Ольга

Реклама книги

Допустим, начинающий автор написал книгу. Хорошую книгу. И опубликовал её на одной из сетевых площадок. Естественно, он хотел бы, чтобы его книгу читали. Но читателей очень мало, и это не может не огорчать, иногда даже вызывает желание отказаться от творчества, снижает самооценку. А может быть, читателей мало, потому что о книге никто не знает? Особенно если книга выложена на Литресе, где огромное количество авторов, и новичку легко потеряться. Может, есть смысл дать информацию о книге в сети?

Но это же реклама? Да, это реклама, которая позволит потенциальным читателям встретиться со своим автором и прочитать его книгу. Причём реклама может быть разной, не обязательно дорогой, заказной.

  • Можно рассказать о книге на своём сайте, страничках в соцсетях, на канале в Дзен.
  • Есть сообщества — группы авторов одного жанра, которые выкладывают информации о книгах в своей группе. Стоит поискать подходящие сообщества.
  • Есть реклама «по взаимозачёту», когда автор рекламирует книгу в группе другого автора, а в своей параллельно рассказывает о его произведении.
  • Есть книжные блогеры, которые ведут блоги, посвящённые книгам. У них обзоры новичков чаще всего платные, но это не запредельные цены. К тому же в ряде случаев вы и ваша книга блогерам может быть просто интересна. Так, я недавно случайно наткнулась на обзор своей книги. Я никому ничего не заказывала, но получилась неплохая информационная реклама. Обзор можно посмотреть по ссылке внизу статьи.

Фотонатюрморт Игорь Седловский
Фотонатюрморт Игорь Седловский

Сейчас в распространении информации о своей книге — главное, не столько деньги за рекламу, сколько собственная активность, открытость для общения и сотрудничества. Я знаю, есть те, кто скажет, что их дело книги писать, а не бегать по сайтам с предложением их порекламировать.

С одной стороны, трудно с этим не согласиться. Но с другой стороны, а кто тогда расскажет читателям о ваших книгах? Да, есть ещё сарафанное радио, но чтобы оно заработало, нужно заинтересовать книгой определённое число читателей. Нужно ещё, чтобы у этих читателей появилось желание и время рассказать о вашей книге не только двум-трём друзьям, а приличному количеству людей.

То есть, как ни крути, а без информационной рекламы не обойтись. Главное, чтобы эта реклама не была навязчивой. И да, если речь идёт о раскрутке и продвижении, то этим, как правило, занимаются издательства. Но они тоже не слишком любят вкладывать деньги в рекламу, хотя в последнее время издательская политика в отношении привлечения внимания читателей меняется. Внимание начинают привлекать не к отдельным книгам или авторам, а к книгам какого-то жанра или направления. Но это тема отдельного разговора.

Обзор книги Голубева М. В. «Настоящая история магии».

Да, это не реклама моей книги. Я о ней уже писала на канале. Это, скорее, комплимент блогеру и пример не заказной рекламы.