В истории башкир ногайцы оставили неизгладимый след. В средневековый период значительная территория Башкортостана была включена в состав Ногайской Орды.
Башкиры под властью ногайских ханов
Свидетельства устного народного творчества, родословные башкир в значительной степени способствуют воссозданию исторических условий исследуемого времени. В этом смысле богатой кладезью материалов являются сведения башкирских старшин А.Исекеева, К.Муллакаева, российских историков И.К.Кириллова и П.И.Рычкова в конце первой трети XVIII в.
Для объективной оценки ногайско-башкирских взаимоотношений уникальными считаются работы археолога-этнографа XIX в. Р.Г.Игнатьева. Автор собирал интересные мифы, сказания среди местного населения. Заслуживающим внимания представляются его публикации: «Ногайские валы в Уфимской губернии», «О древних памятниках в Уфимском уезде (замок Турахана и усыпальница Хусейн-бека)», «Чертово городище» (вблизи от Уфы) и др.
В регионе сохранилось небольшое количество мест, где располагались основные стоянки ногайских ханов. Так, шатер ногайского бия был размещен на обрывистом берегу р.Уфы, вблизи города. В российских документах местонахождение ногайского правителя указывалось как «Чертово городище». Как отмечал Р.Г.Игнатьев, ногайские властители проживали на возвышенности, а их подданные – в холмистой стороне современного мегаполиса, в настоящее время именуемого «старым городом».
Признаки присутствия ногайских биев и мурз в крае сохранились в топонимике. Так, южный перевоз на р.Белой назывался «Ногайским», а чуть ближе к югу от Уфы находится село Нагаево. По соседству с «Чертовой» возвышенностью течет река Ногайка.
Помимо Уфимской и Актюбинской поселений, «Чертово городище» есть вблизи города Бирска. Такого типа холмы, возвышенности и насыпи, именуемые «ногайскими», находятся в Мензелинском, Стерлитамакском и других районах Башкортостана.
В Чишминском районе Башкортостана, в 12 км от озера Акзират и памятника Хусаин-бека, в 50 км от Уфы на реке Слак расположен «Ханский дворец» или «Дом суда». Согласно Рычкова, который ссылается на К.Муллакаева, это сооружение было летней ставкой одного из ногайских правителей, жившего в Уфе. В его подданстве находились «ногайцы и 12 волостей башкирцев и платили ему, хану, ясак куницами и медом».
Одними из первых ногайских властителей, господствовавших в Башкирии, были мурза Басман и его брат Тюря-хан. Нужно отметить, что в башкирских шежере все ногайские бии и мурзы указываются ханами. В последней четверти XV в.
ставка Басмана – Актюба находилась в устье р.Сакмары (недалеко от современного города Оренбурга). По сообщению Кыдраса Муллакаева, «был ногайский хан именем Басман… который по бывшим там великим моровом поветрии, оставя прежнее свое жительство в семнадцати тысячах кибиток, перешел к реке Яику, и близ Сакмарского устья на горе, в расстоянии от Оренбурга шесть верст, где ныне поставлен маяк, построил город, и именовал Актюба, то есть Белый стан, или село, отчего та гора и поныне Актюбовой называется».
Мурзе Басману подчинялись башкирские племена южной и юго-восточной Башкирии. Владения Басмана «кочевкою располагались вверх и вниз по Яику и по другим степным рекам, а именно по Берде, по Сакмаре, по Салмашу, по Юшатыре, по Оре, по Таналыку, по Кизилу и по прочим рекам. А зимою оные кибитки, переходя Уральские горы, кочевали по рекам Белой, Соколе, Ашкадару, Курганаку, по Шкадру и по Деме, где места лесистые и теплые».
Тюря-хану относились земли по нижней Деме, в центральной части Башкирии. Ставка Тюря-хана находилась на крутом берегу реки Уфы (на том месте, где расположен современный город Уфа). Владения Тюря-хана простирались «от устья Демы реки по Казанской дороге вниз по Белой, по Карлесану (Кармасану), по Чермасану, по Кующе, по Базе, по Сюну и вверх по Аю рекам».
У Басмана и Тюри находились в подчинении многочисленные ногайские мурзы. В XV–XVI вв. происходили многочисленные междоусобные распри и жестокие войны между влиятельными ногайскими властителями. Вначале борьба вспыхнула между мурзами, вассалами Басмана, но вскоре был включен в эту борьбу и сам правитель. В своей хронике К.Муллакаев об этом событии указывает, что «с оным Басманом-ханом были двое из знатных ногайских мурз, Алтакар (сопоставимый с Алчагиром, сыном Мусы – Авт.) и Би-Тюряк, у которых в некотором времени произошла вражда и великое междоусобие». Оба враждующих между собой мурзы обратились к своему сюзерену – Басману с жалобой друг на друга. Басман занял сторону Би-Тюряка. Однако Алтакар не подчинился решению бийского суда. Он вместе со своим владением откочевал за Яик и Эмбе и стал усиленно готовиться к войне с Басманом.
В этой ожесточенной междоусобной борьбе Басман и Тюря были убиты. В результате многолетней кровопролитной междоусобной войны «над всеми ногайцами владетелем учинился мурза Алтакар». Во владения Алтакара входила вся южная и центральная часть Башкирии.
В это время на политической арене появляется другой претендент на власть – Акназар-Салтан. Между двумя мурзами происходит ожесточенная борьба за власть, которая продолжалась несколько десятилетий и закончилась в начале второй четверти XVI в. победой Акназар-Салтана. Однако последний не сразу стал правителем, а только убив в междоусобной борьбе своего предшественника Алтакара. Письменные источники характеризуют Акназар-Салтана как влиятельного и сильного властителя, который «многие города под власть свою покорил, и дань с них собирал». Акназар-Салтан подчинил себе и западную часть Башкирии.
В течение семи лет, после смерти Акназар-Салтана, башкирские земли находились под властью ногайского хана Измаила (Исмаила), а после него – под властью сына Акназара – Ахмет-Гирея. Согласно башкирским шежере, Ахмет-Гирей был последним главным ногайским мурзой в Башкирии. По другим же источникам, последним ногайским наместником в Башкирии был Баба-Тукляс. П.И.Рычков указывал, что «последний владетель сего города (г.Уфа – авт.) был ногайский хан именем Тюря-Бабату-Клюсов (Тюря-Баба-Тукляс – авт.)».
В первой половине XVI в. центральная и юго-восточная Башкирия, куда входили территории до места слияния реки Уфимки с Белой, подчинялись Шейдяку. Северо-восточная Башкирия, куда входили северные остроги Южного Урала, долина рек Ая, Юрюзани, верховья реки Уфы, а также Зауралье входили во владения Ших-Мамая.
В административном отношении Башкирия делилась на «даруги», по русским источникам – «дороги». В рассматриваемый период Башкирия была разделена на несколько областей, во главе которых стояли даруги. Даруги занимались сбором ясака и исполнением других повинностей. Территории, управляемые даругами, в русских источниках получившие название «дороги», являлись устойчивыми административно-территориальными делениями. Даруги существовали здесь не только в рассматриваемое время, они сохранились до 1798 года, до образования системы кантонного управления. В Башкортостане имелись четыре дороги, в частности, центральная и южная части Башкирии составляли Ногайскую дорогу.
Ногайские «владетели» жестоко эксплуатировали башкирское население. Мурзы отбирали у башкир лучшие пастбища, взимали налог с бортничества и охоты. Башкиры обязаны были снаряжать за свой счет военные отряды для ногайских правителей. Например, при своем правлении Акназар «всячески их изнурял и в безсилие приводил; ибо на три двора по одному только котлу для варения пищи иметь допущал. И как скот и пожитки, так и детей их к себе отбирал, и землями владеть, також и через реку Белую переходить не допущал, а кои звероловством промышляли, принуждены были платить ему за то ясак с каждого человека по лисице, по бобру и по кунице».
Процесс присоединения Башкирии к России продолжался до весны 1557 года. Западные башкиры после падения Казанского ханства приняли российское подданство. Вслед за ними начали стремиться к принятию подданства России и башкиры, подвластные ногайцам. Однако ногайские башкиры не сразу освободились от господства ногайцев.
Причины ухода ногайцев с башкирских земель
В 1555 г. в состав России вошли башкирские племена Мин. Они занимали огромную территорию по долине р.Демы. Минцы подчинялись ногайскому хану Тюря-Баба-Туклясу, ставка которого находилась около р.Уфы. Борьбу минских башкир возглавил башкирский бий Канзафар. В связи с решительным наступлением русских на Казань, ногайские мурзы вынуждены были уйти за Кубань. Об отходе последнего ногайского правителя сохранилось у башкир много преданий. Все они указывают, что правитель вместе с другими ногайцами ушел на Кубань. Так, в «Материалах к истории города Уфы» Д.С.Волкова описывается, что последний правитель Тюря-Баба-Тукляс «живший в нем (ставка около г.Уфы – авт.) в одно только зимнее время, а летом кочевал около реки Демы, от города Уфы верстах в 50-ти. В подданстве его, хановом, были не только ногайцы, но и несколько волостей башкирских… уведав потом о взятии российскими людьми Касимова и о намерении их на Казань, убоялся, ушел на Кубань».
Согласно башкирских шежере, до взятия Казани Иваном IV башкирами племени Мин владели два брата: ногайские мурзы Аксак-Килембет, владения которого находились около озера Аксират, и Кара-Килембет, владевший территориями в верхней части р.Демы. Между ними часто происходила ожесточенная междоусобная борьба. В связи с успешным продвижением русских на Восток и взятием Казани ногайские мурзы вынуждены были уйти на Кубань. Они увели с собой и часть подвластных им башкир. Шежере минцев сообщает, что «Килембеты с ногаями бежали за Яик и на Кубань». Некоторые ногайцы остались в Башкирии.
Вслед за минцами, примерно в это же время, в подданство России перешли и башкиры-юрматинцы. Они занимали обширную территорию в центральной части Башкирии. Эти места были излюбленным районом ногайских кочевий. Юрматинцы подчинялись ногайскому правителю Ядкар-мурзе.
Когда ногайцы откочевали на Кубань, то они увели с собой подвластных им юрматинцев. После ухода ногайцев минские башкиры еще некоторое время платили ясак оставшимся мелким ногайским мурзам. Не позже конца 1555 г. российское подданство принимают юго-восточные башкирские племена: Бурзян, Кыпсак, Усерган и Тамьян, которые были подчинены ногайским биям и мурзам. Накануне принятия русского подданства они были подвластны ногайскому бию Ак-Тулушу и мурзе Бусаю (Бурсаю).
Таким образом, большая часть Башкирии в течение продолжительного времени находилась под властью ногайских биев и мурз. Господство ногайских правителей над Башкирией продолжалось с момента падения Золотой Орды до середины XVI в., то есть до вхождения Башкирии в состав России. Это был тяжелый период для башкирского народа, так как ему сопутствовал жестокий гнет и произвол со стороны ногайских мурз, бесконечные междоусобицы и феодальные набеги, которыми сопровождалось господство последних.
Заслуживаемые внимания сведения можно получить из шежере племен йылан (йылан кыпчак), канлы, а также юрматы у западных башкир (чьи предки входили в Ногайскую Орду). Все они указывают, что их предки прибыли с Черного моря, Крыма, Кубани. В преданиях башкир и киргизов Крым и Кубань является местом исхода ногайцев. Так, в летописях и фольклоре мордвы встречаются топонимы «кубан», «губан» (житель Кубани), под которыми подразумевается этноним «ногаец» (ногай).
Ногайцы не раз совершали вторжение в Мордовию. И.К.Инжеватов отмечал, что «до переселения На(й)мановых (в 1668 г. – авт.) на месте нынешних Дубенок (крупный населенный пункт – авт.) были татарские поселения Ногаева (Чулпановатож), Тетякова и Беремшина».На этом основании можно сделать вывод, что на территории села Дубенки до 1668 г. постоянно жили ногайцы.
Известный московский исследователь В.В.Трепавлов указывает, что те ногайцы, которые имели межэтнические и исторические связи с башкирами (это выражено в шежере башкир), своей исторической родиной называли Крым, Кубань и Прикубанье, куда впоследствии большая часть ногайского народа возвратилась. Ахмет-Гирей, последний наместник Башкирии, вместе с ногайцами увел и часть башкир на Северный Кавказ. Так, в топонимике Кубани (Зеленчукский район Карачаево-Черкессии) появились названия «Башкирка», «Щелканка» и т.д.
Следует отметить, что также значительная часть ногайцев осталась жить в Башкортостане. У ногайцев и башкир есть родственные племена и роды. Кроме того, у ногайцев и башкир, как и у других тюркоязычных народов, сохранились эпические песни и сказания «Кузыйкурпяс и Маянхылу», «Идукай и Мурадым», «Шора-батыр» и др.
Славный сын башкирского народа Ахмет-Заки Валиди Тоган после Октябрьской революции, когда был вынужден скрываться от преследований репрессивных органов, рассчитывал добраться из Москвы через Астрахань и Баку до Ашхабада, затем вновь вернуться в Баку и там принять тайное участие в работе съезда народов Востока. Для осуществления своего плана он обращается за помощью к известному ногайскому богослову Абдурахману Умерову. Он организовал Заки Валиди встречу в Нижнем Поволжье, устроил на ночлег и нашел ему проводника для выезда в Баку.
В своих «Воспоминаниях» Заки Валиди писал, что принадлежит к башкирскому роду Суклы-Кай. Также не раз указывал, что его предки были ногайцами, присоединившимися к юрматинским башкирам. Заки Валиди вынужден был покинуть страну и уехать в Турцию. В России осталась его жена Нафиса. Вторая жена – Назлие Унгар была едисанской ногайкой из Добруджа (Румыния). В браке с ней родились двое детей – сын Субидай и дочь Исенбике. В 2003 году в Анкаре была издана книга З.Валиди «История башкир», подготовленная дочерью, профессором Стамбульского университета Исенбике Тоган.
В период Февральской и Октябрьской революций 1917 г. комбриг-ногаец Ахлау Мусаевич Ахлов командовал в Петрограде Башкирской дивизией. В 1920–1921 гг. он работал военным комиссаром Башкирии, был членом Ревкома республики. Это только два примера близкородственных связей двух народов – башкир и ногайцев.Хотелось бы подчеркнуть, что ногайцы не забывают о совместном проживании и часто по-доброму вспоминают о близком башкирском народе.
Автор: Даниял Кидирниязов, доктор исторических наук, профессор, Дагестан
Источники и литература
1. Акманов И.Г. Башкирские вос-стания XVII – начала XVIII вв. – Уфа: Изд. Китап, 1993. – 224 с.
2. Булгарова М.Я. Ногайская топонимия. – Ставрополь, 1999. – 320 с.
3. Джанибеков А.-Х.Ш. Сокровищница слов. – М.: Наука, 2019. – 709 с.
4. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х гг. XIX в.
– Уфа, 1997. – 521 с.
5. Игнатьев Р.Г. Памятники доисторических древностей Уфимской губернии. Справочная книжка Уфимской губернии. – Уфа, 1883. Отд. 5. – С.301–343.
6. История Чечни. В 4-х т. Т.2. – Грозный, 2016. – С.134.
7. Кидирниязов Д.С. Ногайцы в XV – ХVIII вв. (Проблемы политических, экономических и культурных взаимоотношений с сопредельными странами и народами). – Махачкала: Тип. ДНЦ РАН, 2000. – 532 с.
8. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. – М.: Наука, 1974. – 576 с.
9. Курмансеитова А.Х. Традиции куначества у ногайцев // Лавровские (среднеазиатско-кавказские чтения). – СПб., 2013. – С.368–371.
10. Материалы по истории Башкирской АССР. – М.; Л., 1936. Ч.1. – 632 с.
11. Ногайидавысы (на ногайском языке).– г.Черкесск, 2021 г.
12. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.9. Оп.6. Д.3.
13. Рычков П.И. История Оренбургская (1730–1750). – Оренбург, 1896. – 95 с.
14. Трепавлов В.В. Ногаи в Башкирии, XV–XVIII вв. Княжеские роды ногайского происхождения. – Уфа, 1997. – 72 с.
15. Трепавлов В.В. Тюркские народы средневековой Евразии. Избранные труды. – Казань: ООО Фолиант, 2011. – 252 с.
16. Усманов А.И. Присоединение Башкирии к Русскому государству. – Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1960. – 196 с.
17. Эдиге. Ногайская эпическая поэма. – М.: Наука, 2016. – 512 с.