Сегодня ракеты являются основным и очень часто единственным оружием истребителей. И это стало возможным после появления управляемых ракет. Однако и до этого ракеты так же применялись. Так во время Второй Мировой Войны истребители вооружались неуправляемыми ракетами для поражения наземных целей. Однако при определённой сноровке, ими сбивали и самолёты. Чаще всего подобные «подвиги» совершали немецкие лётчики. Правда происходило это в конце войны и целями были американские летающие крепости. А вот в начале войны такие подвиги были на счету наших лётчиков и об одном таком событии будет описано ниже.
Бой над аэродромом Выстав
В третьем издании мемуаров знаменитого балтийского аса, героя Советского Союза Василия Федоровича Голубева "Во имя Ленинграда", рассказывается о его подвиге, произошедшем 12 марта 1942 года. Во время пилотирования истребителя И-16, Голубев сумел сбить два самолета Мессершмит-109 неподалеку от аэродрома Выстав. Причем, один из них был сбит реактивными снарядами и упал прямо на аэродроме.
Обоих немецких пилотов, предположительно асов Гюнтера Бартлинга и Херберта Лейште, автор упоминает в своих мемуарах. Голубев подробно описывает продолжительную подготовку и расчеты, в которых он уделял особое внимание таким сражениям против немецких "охотников". О данном эпизоде подробно можно прочитать в его книге, которую не сложно найти в сети.
После изучения источников по ВВС КБФ стало ясно, что Голубеву была засчитана только одна победа над Мессершмиттом Bf-109, который упал северо-восточнее аэродрома Выстав. Вторую победу Голубев разделил с тремя другими летчиками, а сбитый им истребитель упал в районе Дусьево. Более того, сами обстоятельства этого боя несколько отличались от изложенных в мемуарах уважаемого ветерана:
«14:00-15:00. Шесть И-16 из 4 гиап прикрывали войска 54-й армии. При возвращении на свой аэродром, ведомый В.Ф. Голубева В.М. Дмитриев заметил сзади разрывы зенитных снарядов и дал сигнал ведущему. Голубев развернулся и в лобовой атаке с первой же очереди сбил Bf-109. Тут же Голубев атаковал ведомого Bf-109. Бой вели на виражах. Второй Bf-109 сделал горку, попытался уйти вниз, но был сбит перекрестным огнем А.Ю.Байсултанова и Е.И.Дмитриева».
Сразу становится ясно, что именно второй «Мессершмитт», предположительно поврежденный РС истребителя, был впоследствии окончательно добит Байсултановым и Дмитриевым упал на территории Дусьево. Однако на самом деле, главный пилот немецкой пары, как представляется, все же успел уйти от удара РС-ами.
Согласно немецкой информации, единственным самолетом, потерпевшим крушение в воздушном бою с И-16, был Bf 109F-2 (тактический номер 8997, белый). Пилотом этого самолета был Ханс Шварцкопф, унтер-офицер из 1-го истребительного эскадрильи JG 54. Этот инцидент произошел на расстоянии 10 километров к северо-востоку от города Шум. При этом Ханс Шварцкопф погиб.
В целом, даже если предложенная выше версия окажется неверной и Голубев действительно сумел сбить немецкий истребитель с помощью ракет, можно сделать только однозначное утверждение: Ханс Шварцкопф не являлся асом и вообще не имел никаких личных побед до своей смертью.
Истребитель стервятников Иван Одинцов
Интересно, что до наступления весны 1942 года, во время воздушных боев в районе Ленинграда, немецкие пилоты неожиданно стали испытывать серьезные потери от использования реактивных снарядов. Ещё более удивительно то, что двое из них оказались жертвами точных выстрелов ракетами именно советских асов.
В истории 14-го гвардейского истребительного авиаполка описан следующий эпизод:
«Это было 30 сентября. По сигналу «воздух» с аэродрома взлетела пятерка «чаек» под командой майора Галицына, который решил посмотреть на боевую работу своих питомцев и поучить молодежь, как нужно драться. Нижняя кромка облаков проходила на высоте 400-500 метров. Лейтенант Одинцов, взлетев первым, пробил толстый слой облаков и вышел первым на их верхнюю кромку. Здесь ярко светило солнце. Не успев еще оглядеться и привыкнуть к яркому солнечному свету, Одинцов заметил, что на него устремились два фашистских стервятников. Зайдя со стороны солнца, они рассчитывали застать нашего патруля врасплох. Два маститых «ганса» с бешеной скоростью пикировала на Одинцова. Одинцов был один. Он мог бы уйти в облака, подождать остальных товарищей и тогда принять бой, но так поступают фашисты, а не летчики 7-го КИАП (7 марта 1942 года 7 ИАП был преобразован в 14 ГИАП прим. – ред.) Одинцов смело, с набором высоты, идет в лоб врага. Слепит солнце. Расстояние между самолетами быстро сокращается. Вот противников разделяет 800-700 метров и, наконец, 600 метров. Поймав в прицел одного стервятника, Одинцов выпускает пару РС. Стервятник задымился и начал разваливаться в воздухе! Одинцов переносит огонь на другого. Но тот, напуганный участью товарища, отворачивает в сторону и с резким пикированием пытается уйти в облачность. К этому времени подоспели остальные летчики во главе с майором Голицыным, который стремительно ринулся за удирающим бандитом. Меткая очередь — и самолет бандита стал падать на землю на южной окраине Ленинграда. Фашист, сбитый Одинцовым, выбросился с парашютом. В Новой Деревне его поймали ленинградские женщины. Он дрожал и ежился, вшивый детоубийца. Пытался выбросить в заросшую бурьяном канаву «высокую награду фюрера», свой крест на муаровой трехцветной ленте. Так бесславно закончил свой подлый путь убийца беззащитных жителей — капитан Лигнитц, командир истребительной группы, действовавшей под Ленинградом.»
В кратком журнале боевых действий полка этот эпизод описан гораздо сдержаннее:
«13:00. 5 И-153, под командой майора Галицина взлетели по тревоге. Вели воздушный бой. Сбили два Ме-109. Один летчик – капитан Лигниц взят в плен».
Сведения о такой победе попали в прессу, причём в статье были названы все участники боя.
С большой вероятностью, Одинцов атаковал «Мессершмитт» и тот начал падать, ещё находясь на большой высоте. После чего он был обстрелян пилотами других самолетов из его отряда, включая самолёт майора Галицына. Это стало второй победой звена в этом бою. Никто не мог точно определить, кто внес наибольший вклад в победу, поэтому денежная премия была поделена поровну среди всех участников, и обе победы были записаны как достижения всего звена.
Нужно отметить, что в одном документе о боевых подвигах полка, подполковник Галицын указан как автор победы над Лигницем, но одновременно записана характеристика, которая все равно характеризует победу как групповую.
Характерно, что в характеристике Одинцова вообще нет никаких упоминаний о победах. К несчастью, все участники этого боя со стороны Советского Союза в разное время погибли в воздушных боях или при летных происшествиях. Так что после войны выяснить подробности этих боёв выяснить было не у кого.
Из боевого вылета в тот день не вернулся командир III группы JG54, Гауптман Арнольд Лигниц (Hptm. Arnold Lignitz), опытный пилот с богатым опытом боевых действий. В его активе имелось 25 личных побед, а на его груди находился рыцарский крест. Большинство своих побед он одержал в рамках знаменитой "Битвы за Британию".
Интересно отметить, что по немецким источникам истребитель Messerschmitt Вf 109f-2 (W.Nr. 9668) был сбит зенитным огнем, что лишь подтверждает предположение о поражении истребителя в результате взрыва ракеты-снаряда, и, как следствие, дает основание полагать, что победа принадлежит Ивану Давыдовичу Одинцову. Ведомый Лигнитца, унтер-офицером Рейнхард Майзиг (uffz. Reinhard Meisig), который благополучно вернулся на свою авиабазу, заявил, что он наблюдал падение ведущего самолета с оторванным крылом и сделал вывод о причине его крушения в результате попадания зенитного снаряда. То есть что точно попала в самолёт он не видел.
Согласно "героической версии" последующей судьбы Лигница, он ударился о здание при приземлении, а затем был избит местными жителями, после чего немецкий ас скончался от полученных травм. Посмертно, он был повышен до звания майора. Однако, в документах 5-й армии существует протокол допроса Лигница, датированный 8 октября, и по его содержанию, можно сделать вывод, что Лигниц был в состоянии, не подразумевающем аномалии или психические расстройства:
Последняя охота гауптмана Экерле
Не менее интересный бой произошёл 14 февраля 1942 года. Из документов ВВС КБФ:
«14.02.1942 г. 15:00-16:05. Четыре И-15бис из 71 иап (61 иабр, КБФ) (Петрухин — Барановский, Марков — Савосин) на высоте 1100 м производили разведку войск противника в районе Вороново — Мга — Тосно — Малукса в интересах 54-й А. В 15:35 в районе Турышкино на высоте 1100 м атакованы снизу слева двумя Bf-109, которые открыли огонь с дистанции 100-50 м, дав две длинные очереди из пулеметов и пушек. После второй атаки И-15бис сержанта А. Барановского вошел в штопор и загорелся. Упал в районе Турышкино на территории противника. Оставшиеся самолеты продолжали бой, прикрывая друг друга и оттягивая центр боя на свою территорию. Летчики произвели до 15 атак РСами и пулеметным огнем. На последних трех атаках один Bf-109 загорелся и упал в районе оз. Белое».
Эта заявка на победу имеет серьезные основания! В судьбоносный день командир группы JG 54, гауптман Франц Экерле (Hptm. Franz Eckerle), не вернулся из боевого задания, а его истребитель Messerschmitt BF 109F-2 №9728 был потерян в районе Вороново из-за воздействий врага.
За несколько минут до своей гибели, а конкретно в 15:25 часов, ему удалось зафиксировать победу над И-153, что стало 59-й и последней победой в карьере этого немецкого аса.
Ведомый Экерле, унтер-офицер Герхард Проcке (Uffz. Gerhard Proske), по возвращению на аэродром написал следующее донесение:
«14.2.1942 в 14.20 я вылетел в качестве ведомого у гауптмана Экерле на свободную охоту в северо-восточном направлении. В 15:10 мы вступили в воздушный бой с четырьмя «Кертиссами», причем мой ведущий гауптман Экерле сбил один самолет противника. Остальные три самолета попытались уйти на северо-восток на бреющем полете. Мы преследовали их на бреющем полете, но были вынуждены оторваться от преследования незадолго до Шум, так как наш запас топлива подходил к концу. Меняя курс на запад, я заметил, что нас обстреливают с Земли. Сразу после этого Bf109 моего ведущего потянул за собой шлейф темного дыма. Я немедленно сообщил об этом по рации и спросил, не ранен ли герр гауптманн…»
За исключением небольшого противоречия в отчетах пилотов 71-го ИАП и докладе унтер-офицера Герхарда Процке о времени боя, что, скорее всего, было вызвано невнимательностью пилотов, остальные обстоятельства события, ход боя и место его проведения вполне соответствуют друг другу.
При реконструкции произошедшего можно составить следующую картину. После первой успешной атаки гауптман Экерле и его сопровождающий начали преследование трех оставшихся истребителей И-15Бис. Однако в ответ они подверглись нескольким залпам из реактивных снарядов, и один из них нанес повреждения истребителю Экерле. Немецкий летчик совершил разворот в сторону позиций вермахта, но не смог долететь до линии фронта. Факт того, что сопровождающий принял взрыв реактивной ракеты за разрыв зенитного снаряда, является обычным.
Успех советских пилотов на устаревших истребителях становится вполне понятен после изучения их биографий. Ведомый второй пары сержант Иван Ильич Савосин, как и погибший в бою Алексей Барановский, очевидно был молодым пилотом, а вот ведущий звена Дмитрий Федорович Петрухин воевал с начала войны и, согласно наградному листу, к 12 апреля 1942 года совершил 365 боевых вылетов. Ведущий второй пары Василий Сергеевич Марков также воевал с начала войны, был дважды награждён и к началу 1942 года совершил более 200 боевых вылетов.
Сбитый Мессершмитт Ме-109 был засчитан на счет пилотов как сбитый в составе звена, хотя возможно был поражен кем то из двоих – Дмитрием Петрухиным или Василием Марковым.
К сожалению, все советские летчики, участвовавшие в бою с Экерле, либо погибли в воздушных сражениях, либо были сбиты противником зенитным огнем. Война жестоко берет свою плату, однако в наше время есть возможность узнать их имена и узнать подробности об их подвиге и заслугах.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉