Когда я понял, что пришла пора писать про Душанбе, то долго думал, то ли сразу же написать про все поезда, то ли выделить отдельно Душанбе - Москва, а потом уже написать про остальные поезда. Однако решил всё-таки просто сделать обзор, ну и если он "зайдет", то затем отдельно напишу и про Душанбе - Москва. Так сказать последняя попытка охватить среднеазиатский регион, поскольку пока он вызывает наименьший интерес. Видимо, у всех всё-таки свежи в памяти воспоминания об этих поездах, кто ими ездил. Я лично ни от одного человека пока не слышал, что в советские годы какой-то поезд в Среднюю Азию был хорошим. Обычно всё заканчивалось фразой: "Доехали, и Слава Богу".
Итак, 1946 год мы уже решили оставить позади, так что устремляемся сразу же в 1969 год, и по нему и возьмем основной список направлений, который там не особенно и менялся.
Направление первое. Душанбе - Москва:
- 1969 - поезд № 23/24; время в пути 85:05. Да это ж больше, чем от Иркутска до Москвы! А ведь там всё-так на 900 км почти короче, чем от Москвы до моего родного города;
- 1980 - номер всё тот же № 23/24; время в пути стало несколько меньше 81:15;
- 1987 - № 23/24; и за 7 лет не поменялось вообще ничего с точностью до минуты. Время в пути все те же 81:15, а время прибытия на Казанский вокзал Москвы 05:15;
- 1995 - № 23/24 за поездом сохранился, а вот время в пути теперь 90 часов 31 минута. Понятно, что впереди будет несколько границ, но все равно это очень и очень долго;
- 2004 - № 573/574; время же становится и вовсе неприличным - 98:37.
- 2009 - № 319/320; время в пути 96:49. Вокзал всё тот же - Казанский.
В 2024 году прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Душанбе нет. Только с пересадками. Но! Есть поезд Душанбе - Волгоград! Время в пути 62 часа 31 минута. А значит можно констатировать, что есть вариант, как добраться до столицы Таджикистана с территории РФ на поезде
Второе направление возьмем до еще одной из столиц республик бывшего СССР - Душанбе - Ташкент:
- 1969 год - № 79/80; время в пути 28:29. Понятно, что ни о какой прямо дороге через горы здесь речь не идет. Это по автомобильной дороге через перевал там 420 км (ну так там подъем на перевал за 3370 метров). А по железной дороге там более 900 км. Но в любом случае - не быстро;
- 1980 - № 179/180; можно было бы ожидать увеличения времени в пути в связи с увеличением номера на сотню. Но поезд в пути теперь 25:15;
- 1987 - № 79/80; а вот ташкентский поезд прямо "полетел". Время в пути 18:15. Для такого расстояния вполне сопоставимо со скоростью современных поездов на Транссибе;
- в более современных справочниках информация по маршруту следования не в РФ не приводится. Может и был там какой-то поезд, но в справочнике о нем ни слова. Теоретически направление на Ташкент закрывал московский поезд, который следовал и через Самарканд, и через Ташкент;
Но! Поезд между этими городами существует в 2024 году. № 301/302 Душанбе-Ташкент. Время в пути 18:16. Ходит он, правда, всего один раз в неделю.
Более того, возник и поезд Душанбе - Худжанд. Время в пути до этого города на севере Таджикистана - 21:42;
В 1980 году появляется поезд в третью столицу союзной республики из Душанбе в Ашхабад - вдоль самых южных границ нашей страны:
- 1980 - № 195/196; время в пути 33:45;
- 1987 - № 195/196; время в пути 36:30
И далее про это направление ничего не известно.
Еще одно направление - Душанбе - Куйбышев. Встречался нам этот город СССР еще в статье про Джалал-Абад. Вот и здесь Куйбышев присутствует:
- 1969 - № 135/136; время в пути 73:02;
- 1980 - № 135/136; время в пути возрастает более чем на 5 часов - 78:37. Он и раньше-то быстротой не отличался а теперь так совсем;
- 1987 - № 235/236; время в пути 75:05;
- 1995 - поездов в Россию, кроме поезда на Казанский вокзал Москвы больше нет.
Зато в 2004 году появился еще один поезд на территорию России - в Астрахань. Время в пути 64:45. Вряд ли его следует рассматривать как замену куйбышевскому, но такой поезд был - №323/324.
Направление на северо-восток (ну если смотреть по прямой) закрывал поезд Душанбе - Новосибирск (восточнее не было уже ничего):
- 1969 - № 101/102; время в пути 87:17;
- 1980 - поезда на Новосибирск больше нет. А вот вагон беспересадочного сообщения до Новосибирска будет сохраняться еще достаточно долгое время. Вплоть до распада СССР.
Ну и, наконец, Душанбе - Андижан. Это уже тоже был межреспубликанский поезд, ведь Андижан - это один из древнейших городов Узбекистана. Это уже как раз в сторону Джалал-Абада. С одной стороны, южнее Ташкента и ближе к Душанбе, а, с другой стороны - намного восточнее:
- 1969 - № 91/92; время в пути 31:34;
- 1980 - № 191/192; время в пути стало больше аж на 3,5 часа - 35:13;
- 1987 - № 191/192; время в пути немного сокращается, но до показателей 1969 года еще очень далеко - 34:42.
Вот такая история у пассажирского сообщения с Душанбе времен СССР и на некоторых направлениях постсоветского периода. Спасибо, что следите за каналом! Все мои публикации про поезда доступны по ссылке в подборке ниже:
До встречи на канале!