На сегодняшний день качественное совместное провождение времени родителей и детей – вопрос довольно животрепещущий. Ведь каждый сейчас погружен не только в свои дела, работу, учебу и т.д., но и в телефоны. Конечно, подросток, уже не так уж и хочет проводить время в общении с родителями, однако ребенок помладше, дошкольник или школьник, все-таки нуждается в совместном досуге и общении с родителями.
И такое время на общение должно быть каждый день. Не периодически – когда оно появится, а всегда, постоянно должно уделяться хоть полчаса на то, чтобы посидеть рядом, пообщаться, обсудить насущные проблемы, прошедший день или поделать что-то вместе.
Что может быть проще, чем почитать вместе книгу? Это доступное и в то же время очень полезное занятие, которое может объединить родителей и ребенка, создать совместный приятный ритуал перед сном и, в принципе, расширит кругозор. Между тем часто этим пренебрегают.
Дети, как правило, не любят читать. Многих не заставишь самих читать, все же привыкли сидеть в телефоне и получать информацию гораздо проще и без минимальных усилий. Поэтому чтение не в моде. Однако, когда читают родители, ребенку это может нравиться, ведь это не только как процесс именно познания и прослушивания истории, это еще и пребывание рядом.
Я вижу в каждодневном чтении одни плюсы. Это прививает ребенку привычку получать информацию не только посредством визуала, но и посредством прослушивания, развивает фантазию, воображение, ведь надо представлять то, что слышишь. К тому же это расширяет кругозор, дети узнают много новых и разных слов, которые они бы никогда не узнали, просто просматривая визуальный контент на планшете или смартфоне.
Я не то, чтобы против, но и не за то, чтобы родители включали детям сказку на умной колонке, а сами при этом уходили из комнаты или также сидели в своем телефоне. Нет, процесс погружения в историю или сказку, на мой взгляд, должен быть совместный, объединяющий, когда родитель и ребенок вместе переживают за героев, высказывают мнение, а что же будет дальше, обсуждают, выражают мнение. Вот это по-настоящему ценно.
Дети, у которых в семье принято читать каждый день, например перед сном, неважно родители им читают, или они сами – родителям, отличаются от тех, у которых в семье такой ритуал не практикуется. Как бы то ни было, у читающих расширяется и словарный запас, и кругозор, и пишут они, как правило, допуская меньше ошибок, и речь у них более развитая. И это все неслучайно. Учителя с опытом всегда призывают родителей приучать детей к чтению, ведь если с этим проблемы, то будут проблемы и с другими предметами. Ведь ребенок, читающий медленно, тратит много времени на осмысливание любого задания и как итог, не успевает выполнить его вовремя.
Даже если ребенок, казалось бы, не любит читать, не проявляет интерес, не хочет браться за книгу – не торопитесь убирать ее подальше. Пробуйте из раза в раз – ненавязчиво, но методично, используя разные книжки, картинки, истории. Рано или поздно какой-либо из них он заинтересуется и это уже можно использовать для того, чтобы и дальше его увлекать. Задавайте вопросы, стимулируйте обсуждение, спорьте – это может его раззадорить и вызвать интерес, а дальше уже дело техники. И, конечно, сами интересуйтесь книгами, рассказывайте, делитесь с ребенком, что интересного вы прочитали именно в книге, а не в интернете. Ходите с ним в книжные магазины, рассказывайте и показывайте ребенку, как много интересного можно узнать из книг. Можно и в библиотеку записаться и взять книжки по тем темам, которые ребенку близки и интересны. Можно начать с малого, но главное – начать и не требовать сразу многого. Постепенно при вашем должном упорстве он, вероятнее всего, заинтересуется.
Не требуйте от него самого читать, если он категорически не соглашается, но предложите сами ему почитать книжку, которую он выберет сам. Кстати, по ролям читать тоже может быть интересно. Предложите это ребенку. Начните с этого. А там уже сами поймете, как действовать дальше.
Чтение пойдет ребенку только на пользу, это одно из немногих занятий, которое точно будет в плюс.
Желаю удачи!