Найти в Дзене
Простыми словами

О секциях и кружках для детей

Оглавление

Среди родителей чаще всего популярны два подхода к воспитанию детей – Я лучше знаю и Чего ты хочешь? На первый взгляд первый подход не особо правильный, ведь он основывается на авторитарности – родитель старше, умнее, у него больше опыта, и как следствие он лучше знает, что нужно ребенку. Возможно, здесь есть рациональное зерно, но ведь нельзя все решать за ребенка, и он сам должен принимать участие в своей жизни, решать что-либо, выбирать и т.д. В этом, конечно, первый подход проигрывает – он не учитывает мнение ребенка и его желания.

Второй подход кажется более рациональным – спрашивать у ребенка, чего он хочет, чем бы он хотел заниматься, что ему нравится, как он хочет развиваться и на основе этого совместно решать, куда, например, он будет ходить на кружок или на какую тренировку и т.д. Да, этот подход хорош во многом, однако бывает так, что ребенок сам не знает, чего он хочет или хуже того – не хочет ничего. И тогда, идя у него на поводу, можно окончательно его расслабить, что он и не захочет ничего в принципе, не захочет никуда стремиться и ничего делать. Зачем напрягаться, если можно лечь на диван с любимым смартфоном?

Но нет – это такой себе вариант, он уж точно на пользу не пойдет. И поэтому все же важно привлекать ребенка к какой-либо развивающей деятельности, пусть даже поначалу у него есть сопротивление.

Конечно, важно с ним обсуждать это, спрашивать, что бы он больше хотел из предложенных вариантов, если не нравится ничего – пусть предложит свой. Но важно донести, что это развитие должно быть обязательно. Ведь если в жизни ребенка слишком много свободного времени, он может заполнить его совсем не полезными делами (вещами, которые не пойдут ему на пользу). Поэтому ответственность родителей – найти для него, если он сам пока не определился, что-то такое, что даст ему возможность проводить время с пользой.

Не раз встречала высказывания уже взрослых людей о том, что в свое время родители не отдали в какой-то кружок, не научили, не дали каких-то навыков, и теперь этот уже выросший человек, жалеет о том, что чему-то не научился. Да, конечно, многое понимание приходит с возрастом, а будучи ребенком это человек мог и вовсе не желать ходить в музыкальную школу или еще на что-то там, а родители не настояли, не объяснили – и вот результат – он обвиняет их, что они ему этого не дали. А оправдывает он это так: я же был маленький, что я там понимал, надо было настоять, а вы этого не сделали. Да, это легко сказать, но донести до ребенка, когда он сопротивляется, то, что ему это будет на пользу, бывает очень непросто. Порой такие дети начинают ненавидеть эти занятия, на которые родители их упорно ведут. Бывает по-разному – один начинают испытывать отторжение, другие в последствии благодарят за то, что привили такие важные и необходимые навыки.

Как снизить такое сопротивление? На мой взгляд, эффективнее только своим примером доказывать, что это полезно и может быть интересно, музыкальная школа – если сами играете на инструменте и уделяете этому время, при этом искренне любите это дело и по вам это заметно. Борьба, единоборства и т.д. – папа с сыном отрабатывают приемы, опять-таки уделяют этому время, папа акцентирует внимание на тех или иных приемах, учит сына, как побеждать противника, обсуждает с ним это, таким образом вовлекая его, создавая интерес. Конный спорт – если сами любите лошадей и сами ездите верхом, говорите об этом, рассказываете – тогда и ребенок будет потихоньку впитывать этот ваш интерес. Рисование – если вами любите искусство, ходите в музеи, на выставки, приучаете к этому ребенка. Конечно, он может и не заразиться им так же, как вы, но по крайней мере сопротивление будет снижаться.

Важно рассказать преимущества той деятельности, которую вы предлагаете ребенку, ее важность, исключительность, преимущества именно для него, как она решает какие-то его насущные проблемы или потенциально может решать или помочь ему в какой-либо жизненной ситуации. Например, уметь плавать очень важно, полезно и необходимо, человек, умеющий плавать, имеет преимущество над тем, кто не умеет, благодаря своим навыкам; умение постоять за себя важно для мальчика, да и для девочки тоже – в этом преимущества борьбы или боевых искусств; танцы держат в хорошей форме, спортивные разные занятия – тоже, музыкальная школа развивает слух, дает определенные возможности для творчества и т.д. Увлечь можно любой деятельностью, любая деятельность полезна, и наличие какой бы то ни было деятельность всегда лучше ее отсутствия.

Тут еще нельзя не сказать о роли тренера или педагога по дополнительным занятиям. От него многое зависит. И, конечно, стоит выбирать именно настоящих преподавателей, тех, кто любит детей и свою деятельность, отдает им частичку души. Такой педагог, без сомнения, оказывает большое положительное влияние не детей. О таких педагогах дети будут долго вспоминать с благодарностью, будучи уже взрослыми. И это те наставники, на которых надо равняться подрастающему поколению.

Увлекать важно детей постарше, а маленькие вообще всем интересуются. И в возрасте, когда им все интересно, и необходимо их отдавать в разные кружки, чтобы они там органично развивались.

А что же, если ребенок ничего не хочет и ни к чему не стремится? Оставить его в покое? Не знаю, думаю, это не лучший вариант. Конечно, не в том плане, чтобы навязываться постоянно то с одним, то с другим, но методично, постепенно необходимо к чему-то такому его подводить. Ведь если опираться только на желание ребенка, то можно вообще оставить его один на один со смартфоном, и что он там в нем найдет – кто его знает. Если так подумать, то в случае, если бы школьное образование было бы по желанию – то кто бы из сегодняшних детей туда добровольно пошел? Но учатся же, и получают знания – какие-никакие, и это все же идет на пользу, все же развивает, какое бы сопротивление ни было. Так же и с кружками и секциями – сейчас ему лень идти на урок плавания, а потом на водоеме он будет чувствовать себя, что называется, как рыба в воде. Сейчас она не хочет идти на коньки, а потом на катке ей нет равных. В каждом виде дополнительных занятий есть польза, и это важно осознавать. Ходить на кружок или тренировку не просто ради того, чтобы ходить, а осознанно, для чего-то.

Вот такие мысли пришли по поводу дополнительных занятий у детей. Всегда проще сказать «Да он просто не хочет» и опустить руки. Но можно воздействовать на ребенка постепенно, преодолевая сопротивление, самому развиваясь вместе с ним и получая от этого удовольствие. Тогда и будет положительный результат.

Спасибо за внимание!

Читайте также:

Мой подкаст "Ничего личного" - присоединяйтесь)