Найти в Дзене
Простыми словами

Беспомощность в быту - путь деградации

Оглавление

Я не раз писала о том, как важно приучать ребенка к полезному труду, когда он осознает, что может приносить пользу не только себе, но и другим. И неоднократно сталкивалась с негативной обратной связью, смысл которой в том, что родители многие не готовы знакомить детей с простым физическим трудом, считают его чуть ли не постыдным, а многие и сами выражают мнение, что не хотят ничего подобного делать.

Что ж, никому насильно ничего не объяснить. Пусть каждый поступает в меру своего развития. Однако все чаще можно наблюдать такое явление как бытовая инвалидизация детей, да и не только детей. Это когда ребенок (и не только ребенок) в быту совершенно не приспособлен к жизни. Он не умеет ничего – ни заправить собственную кровать, ни убрать со стола, ни навести порядок в комнате и т.д. Чего уж там говорить о более глобальных вещах, типа работы на даче или любого другого физического труда.

Нет, конечно, это не у всех так, но такое явление часто бывает. Чему тут удивляться, если родители сами этому способствуют. Вот одна мама утверждает, что основная обязанность ее ребенка – это учиться, а больше ничего. Как удобно, правда? Особенно маме, когда не надо ничему ребенка учить и приучать, показывать собственный пример и уделять внимание воспитанию. Такие родители уверены, что воспитание должно ложиться на плечи школы во многом, ведь основная обязанность ребенка – именно учиться, и больше ничего.

А между тем дети растут. И когда ребенку уже лет 14, а у него до сих пор из обязанностей только учиться, а в комнате у него убирается мама или уборщица, в магазин он ни разу не ходил, а в том, что чистые и глаженые рубашки появляются в шкафу сами собой – он просто уверен, то дело плохо. На мой взгляд, никакая отличная учеба не компенсирует полноценного разностороннего развития личности, в котором должно быть место для физического труда и простых бытовых обязанностей.

Почему это так важно? Ну, давайте вспомним простую и очевидную вещь – труд сделал из обезьяны человека. Этим все сказано. Трудовое воспитание – это мощный фактор развития полноценной личности, который на данный момент недооценивается. Акцент делается исключительно на учебе и интеллектуальном развитии. Кто же спорит, что это важно? Конечно! Очень важно! Но это не единственное направление, в котором необходимо двигаться.

Многие думают, что подарив ребенку умную колонку, например, они сделали полезное дело. Но я не понимаю, в чем ее польза. В том, чтобы даже не набирая на клавиатуре свой запрос, просто говорить, не вставая с дивана, то, что тебе необходимо найти? Да все эти гаджеты, призванные облегчить жизнь людям, в действительности во многом ее калечат, именно тем, что не дают возможности человеку хоть как-то двигаться. И в этой связи физический труд просто необходим.

Конечно, робот-пылесос, например, выручит, когда нет времени на уборку, да и вообще, когда есть на что потратить время, гораздо более интересное, чем убираться, но только не тогда, когда человеку просто лень что-либо делать и как-то двигаться. Это как в мультике «Валли», когда человечество дошло до того, что все стали беспомощными и немощными без участия в их жизни роботов.

Я не против полезных гаджетов, но я против того, когда жизнь полностью захвачена ими и у человека нет ни малейшего желания развиваться именно простыми способами. Многие уже и забыли, как это – делать что-то своими руками. Кто-то даже не может пришить пуговицу, приготовить обед, забить гвоздь, поменять лампочку. Конечно, кто-то скажет – зачем, ведь можно воспользоваться помощью специалистов. Но если не любую мелочь просить кого-то, то это зависимость от других. А не лучше ли уметь многое самому? К тому же это очень развивает и повышает самооценку.

Факт в том, что через мелкую моторику развиваются речевые центры. А если развита речь, то и мышление развивается. Поэтому малышам так полезно лепить, вырезать и так далее. Это все не просто так. Все чаще у детей диагностируется задержка речевого развития, и им особенно полезны такого рода занятия. Но доходит до смешного – когда ребенку задают в школе сделать поделку, то некоторые родители просто покупают ее, и ребенок несет ее в школу и получает оценку…

Вот такое воспитание – родитель дает ребенку санкцию на обман учителя. И не задумывается о том, к чему приведет такое отношение к своим делам, когда, по идее, ребенок должен нести ответственность за свою деятельность, за то, что сделал сам. Но нет, он доволен тем, что получил хорошую оценку за то, к чему не приложил никакого труда.

И в этом самая суть труда как такового – в том, что это дает возможность ребенку, да и в целом – любому человеку – осознать, что он может приносить пользу – себе и окружающим. Создавать полезный результат и пожинать благодатные плоды своих усилий. Это учит настойчивости и целеустремленности, помогает осознать, что я – не король вселенной, которому все должны, но я творец и созидатель, который тоже многое умеет и способен на благие дела для других людей и для себя самого. На мой взгляд – это огромный пласт развития личности, наряду с обучением и развитием интеллекта. Думаю, что личность может полноценно развиваться только с разных сторон – а если уделять внимание только чему-то одному, а остальные стороны жизни игнорировать, то, как бы ни было обидно, получится ущербный человек, лишенный чего-то очень важного.

Спасибо за внимание!

Читайте также:

Мой подкат "Ничего личного" - присоединятесь)