Найти в Дзене

Как Октябрьская революция повлияла на развитие Русской живописи.

Октябрьская революция была ключевым событием в период с 1917 по 1923 год, она ознаменовала не только смену власти, но и новый период в истории России, и произошла через вооруженное восстание в Санкт-Петербурге 7 ноября 1917 года. Октябрьская революция последовала за Февральской революцией, которая привела к отречению Николая II и созданию временного правительства.

Влияние Октябрьской революции на искусство было крайне значительным. Она стала источником вдохновения для многих художников, которые создавали произведения, отражающие дух той эпохи. Эти произведения искусства стали важной частью культурного наследия России и продолжают вдохновлять людей по всему миру. В следующих разделах рассмотрим некоторые из этих ценнейших произведений, созданных в честь Октябрьской революции.

В начале статьи хотелось бы затронуть работу Бориса Михайловича Кустодиева, человека, который известен как великий портретист, работы которого восхищают до сих пор. Он написал ряд картин, основанных на событиях 1917-1920 годов.

О восприятии этих событий Б.М. Кустодиевым свидетельствует его письмо к В. В. Лужскому:

«Было жутко и радостно все время. Глаза видели (я, конечно, мало видел, только то, что у меня на площади под окнами), а ум еще не воспринимал. Как будто все во сне и так же как во сне, или лучше, в старинной «феерии», все провалилось куда-то старое, вчерашнее, на что боялись смотреть, оказалось не только не страшным, а просто испарилось «яко дым»!!!… Здесь все еще кипит, все еще улицы полны народом, хотя порядок образцовый. Никого- да так не сетовал на свою жизнь, которая не позволяет мне выйти на улицу - ведь «такой» улицы надо столетиями дожидаться!»
“Большевик” Кустодиев Б. 1920г
“Большевик” Кустодиев Б. 1920г

Одной из его работ является картина «Большевик» 1920 года, вдохновленная Февральской революцией. Кустодиев безупречно прорисовал движения и эмоциональный характер самого большевика, демонстрирующего решительность и уверенность народа в своих действиях. Его взгляд полностью передает целеустремленность и мужественность, а его размер отражает желание перемен.

Также в описании картины хотелось отметить цветовое решение Кустодиева. Он использовал неяркие цвета, приятные глазу, однако знамя в руках большевика он написал ярко-красным цветом, что выделяет его на всем холсте. Такое решение он выбрал, дабы показать масштаб всего этого события.[1]

“27 февраля 1917"Кустодиев Б. 1917г
“27 февраля 1917" Кустодиев Б. 1917г

Еще стоит отметить картину «27 февраля 1917», которая была вдохновлена Февральской революцией и написана в 1917 году. Из своего окна художник видел, как движется густая толпа людей, вооружившаяся оружием. Вдохновленный сплоченностью народа, он написал картину, в которой отразилась атмосфера не только того дня, но и периода, который оставил огромный след в истории. Свое восхищение он отобразил в деталях и цветах. Этот свет, детализация, текстура, проработка толпы - все показывает чувства в тот момент. Знамения, написанные красным цветом, четко выбиваются на фоне спокойных желтых, белых, голубых тонов. Люди, активно кричащие лозунги, - все отображает сплоченность народа.[2]

“1918 ГОД В ПЕТРОГРАДЕ"Петров-Водкин К.1920г
“1918 ГОД В ПЕТРОГРАДЕ" Петров-Водкин К. 1920г

Но революционным временем вдохновлялся не только Кустодиев, но и Кузьма Петров-Водкин. Одним из его популярных произведений стала картина «1918 год в Петрограде» или как её ещё называют «Петроградская Мадонна». Это картина, повествующая нам о настроениях и событиях революционного города, поражает своей реальностью и простотой. В центре работы простая женщина в белоснежном платке, прижимающая к груди младенца, а в глазах ее читается настороженность и смирение. А если внимательнее посмотреть на задний план, то можно увидеть листовки с лозунгами, разбитые окна, свидетельствующие о бунте толпы, прошедшем здесь недавно. Широкие улицы, наполненные малым количеством людей, также говорят о каком-то событии, которое побудило людей к действию. Цвета Петров-Водкин выбрал неброские, но достаточно контрастные, чтоб показать все деяния толпы и сделать женщину ключевой фигурой на этой работе.[3]

«Первый лозунг»Терпсихоров Н. 1924г
«Первый лозунг» Терпсихоров Н. 1924г

Другим художником, кто черпал вдохновение из событий 1917-1920 годов, был Николай Терпсихоров с его полотном «Первый лозунг», написанным в 1924 году. Его картину можно назвать автобиографичной, ведь этот мастер искренне принял Великую Октябрьскую революцию. Темные тона картины передают весь холод помещения, а также напряженность в стране из-за происходящих событий. Две статуи нависли над человеком, который трудится над красным плакатом с лозунгом, в честь которого названа картина. Цвет плаката выделяет его на фоне всей обстановки, а также делает акцент на картине.

____________________________________

Список источников:

[1] - КиберЛенинка

[2] - КиберЛенинка

[3] - КиберЛенинка