В мае 1902 года знаменитый в России поэт-символист Валерий Брюсов и его супруга Иоанна Рунт, повидав пол-Италии, прибыли в Венецию.
Поэт вспоминал:
«Всего более по сердцу пришлась мне Венеция. Люди выведены здесь из обычных условий существования людей и стали потому немного не людьми. При всей своей базарности Венеция не может стать пошлой. И потом: это город ненужный более, бесполезный, и в этом прелесть. Еще: это город единственный — без шума, без пыли. Прекрасно в нем деление на две части: город для всего грязного, это город каналов; город для людей — это улицы. Мечта Леонардо! Только иностранцы пользуются гондолами, да очень богатые собственники. Средний венецианец живет на улице. Венецианцам не было пути в ширину — и они ушли в глубь, в мелочь, в миниатюру. Каждая подробность в их создании прекрасна, и именно подробности-то и прекрасны».
«В Венеции мы жили одни. Работал я мало. Целые часы мы проводили в церквах, на вечерне, или на мостах, следя гондолы. Конечно, мы повсюду осматривали музеи, картинные галереи, библиотеки».
При этом, как и некоторые современные путешественники, Брюсов пользовался только картой с достопримечательностями и часто уводил свою супругу в неправильном направлении, где они долго плутали по узким улочкам, чтобы наконец-то выйти к искомому месту.
"Много блужданий было у нас в Венеции. Деньги экономили, чтобы побольше пробыть в Италии, на гондолах не катались, услугами гидов, выпрашивающих лиры, не пользовались, ходили одни по запутанным переходам и мостикам через каналы. И полюбили именно эту Венецию – узкие проходы между домами, где можно, расставив руки, коснуться стен по обеим сторонам, а над головой увидеть белье, развешанное на веревках, протянутых через улицу, из окна в окно".
А потом было памятное утро 14 июня 1902... При падении знаменитая Кампанила завалилась в сторону дворца Дожей и повредила угловую часть здания. Настоящим чудом считается то, что, упав со стометровой высоты, главный колокол города «Мараньона» не разбился, и что башня рухнула утром, когда на площади еще было не так много горожан и, в итоге, не пострадал ни один человек. Однако, венецианцы долго переживали, что при этом куда-то пропала кошка смотрителя. Когда же после окончания разбора завалов строители и волонтеры не нашли ее под кирпичами, то все с облегчением вздохнули – слава Богу, жива, успела убежать.
«Узнав о падении колокольни, мы опять поехали туда, провели там сутки, почти плакали на развалинах. Без campanile — piazza потеряла единство, — задний план был декорацией, фасадом S. Marco; теперь впечатление дробится, ибо виден и дворец дожей. С моря Венеция принизилась, словно изувечена». Так вспоминал о разрушении одного из главных символов Венеции, башни Кампанила, Валерий Брюсов.
Руководство города долго не раздумывало, и сразу же было принято решение восстановить башню «где была и как была» (dov'era e com'era), то есть в её первоначальном виде и с использованием исторического кирпича. И через десять лет, в День святого Марка 25 апреля 1912 года величественная колокольня вновь украсила собой главную городскую площадь. Восстановлена она была под руководством архитектора Лука Бельтрами (Luca Beltrami), одного из первых в Италии профессиональных реставраторов исторических зданий.
Кампанила (campanile - колокольня) собора Святого Марка (Campanile di San Marco) была построена в начале XVI века и взлетела над городом на невероятную для тех лет стометровую высоту. Например, высота собора Святого Марка (Basilica di San Marco) - 43 метра. Даже сложно представить, как поднимали на такую высоту самый большой колокол - «Мараньона», который ежедневно оповещал горожан о начале дня, о полдне или о казни преступника. Прообразом подобных кампанил были городские башни средневековых городов Италии, а в портовых городах они выполняли еще и функцию маяка. Считается, что старая кампанила сгорела в 1405 году. Произошло это вследствие слишком веселого празднования венецианцами победы над генуэзцами.
Кстати, знаменитая Пизанская башня – тоже является кампанилой, только «круглой», как и кампанила «Иван Великий», возведенная в Москве итальянским архитектором Боном Фрязиным.
Интересно, что деньги на строительство колокольни были выделены очень популярным в Венеции капитаном Антонио Гримани, который в 1521 году был избран дожем. Возводить это величественное сооружение, ставшее примером для многочисленных подражаний, было поручено скульптору и архитектору Бартоломео Бона. Справился он с задачей блестяще. Кампанила простояла почти четыре столетия, несмотря на периодические землетрясения и попадания молний.
Если вам понравился наш рассказ, то не забудьте подписаться на канал, а также загляните на сайт онлайн-школы "Italianissima". Открывайте Италию и учите итальянский с нами!