1743 год
Европа
Идёт война за Австрийское наследство.
В ноябре 1743 года командующий одной из австрийских армий принц Карл Лотарингский, который дошёл со своими отрядами до Бризаха на Рейне, отправил к границам Франции «партизана» Монцеля с его головорезами.
Считая, что устрашение населения, это лучший метод к быстрому завоеванию тех или иных территорий, Монцель разослал написанное им воззвание сразу по трём территориям, а именно: Эльзасу, Бургундии и Франш-Конте, отошедших из-под власти Австрийской империи Габсбургов к Французскому королевству.
В своем воззвании Монцель призвал население этих трёх территорий вернуться под власть Австрийского царствующего дома. Также, в своем воззвании, Монцель предупреждал местных жителей, что те из них, кто не подчинятся власти Марии Терезии и будут задержаны с оружием в руках, те будут повешены. Но прежде, чем их вешать, их заставят обрезать друг другу носы и уши.
Рассылая это воззвание Монцель со своими отрядами вступил на территорию Франш-Конте. В ответ на воззвание население Эльзаса, Бургундии, Франш-Конте, наслышанное про «подвиги» головорезов Монцеля в Мюнхене и некоторых других местах, начало вооружаться поголовно. Везде создавались отряды ополченцев, готовые дать отпор непрошенным «освободителям».
В лагерь к Монцелю от жителей Франш-Конте пришло ответное послание.
«Оружие, за которое мы взялись, достаточно сильно, чтобы не боятся тебя, разбойник, - писалось в этом послании, - если ты или твои «достойные» клевреты попадут к нам в руки, мы не будет отрезать ни ушей, ни носа. Мы сразу отрежем голову. А так как мы любезнее тебя, разбойник, мы сделаем это сами. Приходи, мы тебя ждём!».
Получив подобное послание Монцель начал поспешно отступать из Франш-Конте к Рейну. За ним пустились в погоню. На пути его отступления, на его людей, то и дело, нападали вооружённые местные жители. Большая часть отряда Монцеля навечно осталась на территории Франш-Конте. Как пишет французский источник о солдатах Монцеля, захваченных жителями или отставших от отряда Монцеля, «к раненным было выказано сожаление» (их просто добивали, без пыток).
Отступление Монцеля закончилось тем, что он сам, спасая свою жизнь, бросился в воды Рейна. И как замечает источник, преследователи с большим удовольствием наблюдали, как Монцель «обагрял кровью серебристые волны» подмерзающего Рейна.
Почти одновременно с Монцелем недалеко от острова Рейньяк переправились через Рейн и двинулись к Ринвиллю три тысячи австрийцев. Но их встретили бригады ополченцев Шампани и Сокры и два полка драгун. Рубка была страшная. Потеряв в этой рубке три четверти своих солдат, австрийцы ушли вновь за Рейн. После чего Карл Лотарингский увёл остатки своих отрядов в Бризгов, на соединение с англичанами.
О "геройствах" партизан Монцеля в Баварии:
Пословица старинная: "Не хвались идучи на рать...". Монцель её похоже не слыхал. Впрочем, военно-политическое руководство страны "404" - тоже.
(Источник: Тушар-Лафосс)