Найти тему

Адаптация к школе: как не сойти с ума. Советы психолога

Оглавление

Школьный период — самый большой период детско-подросткового возраста.
А школа: школьные друзья, учителя и занятия — значительная и важная часть жизни ребенка.

Поступление в школу совпадает с детским возрастным кризисом семи лет, когда у ребенка меняются приоритеты (а вместе с ними и ведущая деятельность с игры на обучение), ценности (от родительской семьи в сторону друзей), интересы и взгляды.

Всё это сопровождается:

  • новыми более серьезными требованиями
  • новыми правилами (не всегда понятными)
  • новыми порядками (не всегда удобными)
  • новыми людьми (не всегда приятными)
  • новыми знаниями (не всегда интересными)

Отдельный «поклон» современным образовательным программам, стандартам обучения, тестовому подходу и педагогам-с-теми-ещё-тараканами.

Не удивительно поэтому, что поступление в школу — это стресс (в том числе и для родителей).

Избежать всех этих сложностей невозможно.
Но вполне возможно подготовиться к некоторым событиям и нивелировать многие проблемы.
Потому что, несмотря ни на что, последнее слово всегда остается за семьей, поддержкой мамы, одобрением папы, сестро-братским утешением, домашним теплом, уютом и защитой.

Не всегда нужно много слов, советов или активных действий.
Часто необходимо и вполне достаточно просто выслушать, посочувствовать, разделить печаль, обиду, стыд или негодование.

Каждая ситуация уникальна, но общий посыл на адаптацию такой:

Чтобы ни случилось: ошибся ребенок, провинился, напроказничал, слукавил — он все равно ваш любимый ребенок. И он хороший.

Да, он может при этой безусловной хорошести неважно себя вести. И вам это может не нравиться.
И, да, вы можете не поощрять какие-то его поступки, слова и намерения.

Но самое главное остается непреложным:
Всегда быть на стороне ребёнка.

-2

Мы «на стороне ребёнка», когда:

  • Признаем его право не хотеть, не мочь, устать, злиться, бояться, скучать, отвлекаться.
  • Даем ему время восстановить силы, предлагаем помощь, обсуждаем альтернативы.
  • Вникаем в суть его сложностей, относимся к ним с уважением, ставим себя на место семилетнего мальчика или первоклассницы-девочки.
  • Вмешиваемся и защищаем ребенка в конфликтах со сверстниками и учителями.

Постепенно ребенок сам сможет себя и отстоять, и защитить, найдет свой интерес и мотивацию к учебе, проявит таланты и способности, откроет свой уникальный путь.

Подумайте о том, сколько гениев плохо учились в школе: Пушкин, Энштейн, Бетховен, Ньютон, Черчиль, Толстой, Менделеев, Бил Гейтс…

Хорошим напоминанием всем нам служит непридуманная история гения-изобретателя Томаса Эдисона.

Проучившись несколько месяцев, он, будучи семилетним школьником, принес матери из школы записку от учителя. Мама раскрыла её, заплакала и прочла мальчику вслух:
«Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».

Много лет спустя после смерти матери Эдисон пересматривал семейные архивы и наткнулся на эту записку (к тому времени он был одним из величайших изобретателей века). Раскрыв ее, он прочел:
«Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома».


И, да, быть на стороне ребенка — важнее школьной успеваемости.
Возможно, это и есть самое важное, что может дать каждый из нас своему ребенку.

_________

С заботой,
Лиана Ланда, семейный психолог, гештальт-терапевт