Школьный период — самый большой период детско-подросткового возраста.
А школа: школьные друзья, учителя и занятия — значительная и важная часть жизни ребенка.
Поступление в школу совпадает с детским возрастным кризисом семи лет, когда у ребенка меняются приоритеты (а вместе с ними и ведущая деятельность с игры на обучение), ценности (от родительской семьи в сторону друзей), интересы и взгляды.
Всё это сопровождается:
- новыми более серьезными требованиями
- новыми правилами (не всегда понятными)
- новыми порядками (не всегда удобными)
- новыми людьми (не всегда приятными)
- новыми знаниями (не всегда интересными)
Отдельный «поклон» современным образовательным программам, стандартам обучения, тестовому подходу и педагогам-с-теми-ещё-тараканами.
Не удивительно поэтому, что поступление в школу — это стресс (в том числе и для родителей).
Избежать всех этих сложностей невозможно.
Но вполне возможно подготовиться к некоторым событиям и нивелировать многие проблемы.
Потому что, несмотря ни на что, последнее слово всегда остается за семьей, поддержкой мамы, одобрением папы, сестро-братским утешением, домашним теплом, уютом и защитой.
Не всегда нужно много слов, советов или активных действий.
Часто необходимо и вполне достаточно просто выслушать, посочувствовать, разделить печаль, обиду, стыд или негодование.
Каждая ситуация уникальна, но общий посыл на адаптацию такой:
Чтобы ни случилось: ошибся ребенок, провинился, напроказничал, слукавил — он все равно ваш любимый ребенок. И он хороший.
Да, он может при этой безусловной хорошести неважно себя вести. И вам это может не нравиться.
И, да, вы можете не поощрять какие-то его поступки, слова и намерения.
Но самое главное остается непреложным:
Всегда быть на стороне ребёнка.
Мы «на стороне ребёнка», когда:
- Признаем его право не хотеть, не мочь, устать, злиться, бояться, скучать, отвлекаться.
- Даем ему время восстановить силы, предлагаем помощь, обсуждаем альтернативы.
- Вникаем в суть его сложностей, относимся к ним с уважением, ставим себя на место семилетнего мальчика или первоклассницы-девочки.
- Вмешиваемся и защищаем ребенка в конфликтах со сверстниками и учителями.
Постепенно ребенок сам сможет себя и отстоять, и защитить, найдет свой интерес и мотивацию к учебе, проявит таланты и способности, откроет свой уникальный путь.
Подумайте о том, сколько гениев плохо учились в школе: Пушкин, Энштейн, Бетховен, Ньютон, Черчиль, Толстой, Менделеев, Бил Гейтс…
Хорошим напоминанием всем нам служит непридуманная история гения-изобретателя Томаса Эдисона.
Проучившись несколько месяцев, он, будучи семилетним школьником, принес матери из школы записку от учителя. Мама раскрыла её, заплакала и прочла мальчику вслух:
«Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».
Много лет спустя после смерти матери Эдисон пересматривал семейные архивы и наткнулся на эту записку (к тому времени он был одним из величайших изобретателей века). Раскрыв ее, он прочел:
«Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома».
И, да, быть на стороне ребенка — важнее школьной успеваемости.
Возможно, это и есть самое важное, что может дать каждый из нас своему ребенку.
_________
С заботой,
Лиана Ланда, семейный психолог, гештальт-терапевт