Профильный комитет Госдумы поддержал резкое увеличение утильсбора на все автомобили.
Напомним, Президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов в апреле 2024 года провел заседание Экспертного совета при Комитете по промышленности и торговле Государственной Думы РФ, которое было посвящено развитию автомобильной и компонентной отраслей промышленности, а также угрозам, сдерживающим их дальнейший рост и достижение технологического суверенитета.
Доклад Максима Соколова затронул наиболее острые направления – это экспансия импортных автомобилей из Китая, предлагаемый комплекс мер по защите внутреннего рынка, а также инициативы по индексации размера утилизационного сбора для стимулирования иностранных компаний к инвестициям в локализацию автопроизводств в нашей стране.
Глава "АВТОВАЗа" был возмущен тем, что китайские автопроизводители дают российским покупателям огромные скидки, что снижает спрос на Лады.
"Зарубежные автопроизводители реализуют в России программу масштабной ценовой экспансии. Продажи легковых автомобилей в самом Китае в прошлом году превысили 26 млн. штук, что позволяет их брендам за счет эффекта масштаба предоставлять долгосрочные и практически неограниченные по размеру скидки на внешних рынках, включая и российский. Могу привести пример одного из популярных в России китайских полноразмерных внедорожников, скидка на который в один из недавних периодов составляла 900 тысяч рублей, что в три раза выше среднего размера утильсбора. Иными словами, защитные барьеры на внутреннем рынке на сегодня недостаточны, чтобы стимулировать зарубежных автопроизводителей на переход от импорта готовых автомобилей в РФ к инвестициям в развитие производства в нашей стране", - заявил Соколов.
16 апреля 2024 года на расширенном заседании комитета Совета Федерации по экономической политике глава "АВТОВАЗа" Максим Соколов предложил резко поднять утилизационный сбор. На этот раз он озвучил конкретные цифры.
"Для автомобилей с двигателем от 1,0 до 2,0 литров, с нашей точки зрения, целесообразно увеличить его уже в этом году с 300 тысяч рублей до 550 тысяч рублей. И далее показать перспективу его увеличения до 660 тысяч рублей в 2025 году, доведя практически до 1 млн рублей в 2029 году", - заявил он.
При этом, максимальный рост утильсбора заложен по электромобилям - в 2024 году ставку предлагается увеличить с 32,6 до 800,8 тыс. рублей.
11 мая 2024 года стало известно, что профильный комитет Госдумы данную инициативу поддержал. Как сообщил глава комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев, по итогам 2023 года автомобильный рынок продемонстрировал двукратный рост: официальные продажи составили 975 000 легковых автомобилей, а регистрации с учетом параллельного импорта достигли 1 149 000 авто.
При этом, по словам депутата, иностранные производители продолжают агрессивную ценовую экспансию. Предоставляемые скидки на некоторые зарубежные машины достигают миллиона рублей при заградительной мере в виде утилизационного сбора в 300 000 рублей.
"В результате данного демпинга по итогам прошлого года по объему экспорта Китай сместил с первого места Японию. С середины 2023 года бренды КНР совокупно занимают почти 60% российского рынка. В финансовом выражении: доля производимых АВТОВАЗом машин составила лишь 10% (на декабрь 2023), то есть оставшиеся 90% денежных средств утекают за рубеж", - поделился статистикой Гутенев.
Он сообщил, что профильный комитет поддержал увеличение утильсбора.
"Традиционно повышение утилизационного сбора вызывает острую дискуссию в обществе. Однако данная мера необходима не для "комфорта отечественных производителей". Ее главная задача: выровнять конкуренцию и создать условия для формирования технологической независимости по целому ряду отраслей. На заседании Комитета ГД по промышленности и торговле поддержали предложения председателя Экспертного совета Госдумы по технологическому суверенитету в автомобилестроении Максима Соколова (глава АВТОВАЗа) по защите внутреннего рынка. Поэтапное повышение утильсбора (в виде последовательной индексации) будет способствовать привлечению инвестиций в локальное производство авто и их компонентов. На наш взгляд не менее важными являются имеющиеся инициативы по изменению утилизационного сбора в сегментах сельхоз, дорожной и строительной техники (производители предлагают повышение размера сбора в 5-7 раз). Надеемся, что избранный вчера глава Правительства поддержит наши предложения. Необходимо продолжить работу по формированию условий, когда инвестировать в Россию будет выгоднее, чем импортировать готовые авто", - резюмировал глава профильного комитета.
Таким образом, никто уже даже не пытается обосновать утильсбор заботой об экологии или мыслями о реальной утилизации старых машин после окончания их эксплуатации. О том, что это всего лишь очередная заградительная пошлина для защиты российских производителей, говорят в открытую. Поэтому, не стоит удивляться, что утильсбор уже скоро превысит стоимость некоторых автомобилей.